Приветствую Вас Гость | RSS

Сегодня Среда, 17.10.2018, 21:16

МЕНЮ САЙТА
Форма входа
Категории раздела
ТаможняТранспорт
ЛогистикаО работе
МероприятияКомпании
Друзья сайта
  • Lardi-Trans
  • DELLA
  • MD Office
  • Перевозки
  • Клуб логистов
  • Лобанов-логист
  • Склад законов

  • Либратранс
  • Портал о логистике
  • TradeMaster
  • Новости логистики
  • Новости грузоперевозок




  • Поиск


    Главная » 2018 » Сентябрь » 18 » Россия. Штрафы полились рекой: импортерам грозит массовое разорение
    09:50
    Россия. Штрафы полились рекой: импортерам грозит массовое разорение

    Нехватка средств в федеральном бюджете побуждает правительство усилить давление на потенциальные источники бюджетных поступлений. Одним из основных источников такого рода является таможня, располагающая изрядным инструментарием для получения дополнительных платежей с участников ВЭД (внешнеэкономическая деятельность) даже без увеличения таможенных пошлин

    Весьма эффективен в этом смысле механизм доначисления таможенных платежей и штрафования предпринимателей за неправильное оформление импорта. Судя по данным Федеральной таможенной службы РФ (ФТС), в последнее время таможенники начали активно использовать этот механизм. Соответственно, все больше участников ВЭД «попадает на деньги», что ставит на грань банкротства мелких импортеров.

    Как работает этот механизм и как участникам ВЭД минимизировать такого рода издержки, рассказывает член правления НП «Гильдия профессиональных участников рынка оказания услуг в области таможенного дела и ВЭД «Гермес» Юрий Ковалев:

    «Многие импортеры по наивности полагают, что главное — пройти таможенный «шлагбаум», после чего этот фискальный орган о них забывает. К тому, что после завершения таможенного оформления таможенный контроль только начинается и будет длиться еще три года, бизнесмены еще не привыкли.

    Проверки усилились

    Комплексная программа ФТС, поставившая амбициозную цель выпускать к 2020 году две трети деклараций в автоматическом режиме, предусматривает полноценную проверку правильности оформления импорта не на границе, а после выпуска. Как показывает практика, эта «полноценная проверка» в последнее время заметно интенсифицировалась.

    Многие импортеры по наивности полагают, что главное — пройти таможенный «шлагбаум», после чего этот фискальный орган о них забывает

    Хотя в 2017 году автоматически было выпущено всего 7% деклараций, сумма доначислений таможенных платежей, пеней и штрафов (они составляют от 50% до 200% от недоплаченных платежей) резко возросла. По данным ФТС, в 2017 году она превысила показатели 2016 года на 22% и составила 10,2 млрд руб. Основной источник доначислений — контроль правильности классификации товаров (7,9 млрд руб.). Характерно, что эти миллиарды участники ВЭД заплатили не при пересечении границы, а гораздо позже — зачастую через год иди даже два, когда товар уже продан и о нем все забыли. Кроме, разумеется, таможенников.

    Игры с классификацией

    Таможенники и раньше использовали нечеткость классификации товаров для выгодной им трактовки. Все помнят громкий скандал с импортом Apple Watch, которые таможня упорно классифицировала как наручные часы и только Верховный суд России признал их гаджетом. В нынешней ситуации, когда Министерство финансов РФ требует «изыскать внутренние резервы», таможенники с удвоенной энергией принялись пересматривать классификационные коды ввезенных товаров. И доначисления полились рекой.

    ООО «Ингредиенты. Развитие» ввезло соевую клетчатку (используется в качестве пищевого наполнителя), произведенную из измельченного в порошок жмыха (твердые отходы, полученные при извлечении соевого масла). Руководствуясь здравым смыслом, оформляющая таможня согласилась с заявленным импортером кодом, соответствующим товарной позиции «Остатки и отходы пищевой промышленности» (ставка ввозной таможенной пошлины — 0%). Однако впоследствии проверяющие таможенники сочли, что этот товар больше подходит под товарную позицию «Пищевые продукты, в другом месте не поименованные» (ставка ввозной таможенной пошлины — 11,7%). Компания была объявлена нарушителем и за все три года недоплаченных, по мнению таможенников, платежей, с нее довзыскали 19 млн руб., плюс пени за несвоевременную уплату таможенных платежей.

    Все помнят громкий скандал с импортом Apple Watch, которые таможня упорно классифицировала как наручные часы и только Верховный суд России признал их гаджетом

    Другой пример — в течение 2016-2017 годов компанией ООО «Шарп Электроникс Раша» на таможенную территорию ЕАЭС ввозились для внутреннего потребления «Очистители воздуха, бытовые, с функцией увлажнения...». Опять же, по здравому смыслу, товар был оформлен как «Оборудование для фильтрования или очистки жидкостей или газов» (ставка ввозной таможенной пошлины — 0%). Однако, весной 2017 года таможенная проверка решила причислить эти очистители к категории «Машины бытовые со встроенным электродвигателем» (ставка ввозной таможенной пошлины — 5%). В результате, только за 2017 год приблизительный ущерб для импортера составил более 3 млн руб. (без учета пеней). Аналогичная история ранее произошла и с другими крупными импортерами, такими как ООО «ФИЛИПС», ООО «ГРОСМАР» и пр. Сумма взысканных платежей только за 2016 год составила более 5 млн руб.

    Неграмотный платит дважды

    Высокие риски неправильного оформления, грозящего впоследствии штрафами и пенями, обусловлены рядом причин. Главной я считаю низкий уровень профессионализма сотрудников импортера (если он оформляется своими силами) или таможенного представителя. Зачастую это обусловлено экономией на профессиональном и дополнительном образовании. Таможенные брокеры в погоне за победой на тендерах снижают издержки, экономят на аналитиках. Импортеры и вовсе не понимают, зачем эти люди (аналитики) нужны. «Мы же свой товар знаем». Расскажите об этом сотрудникам таможни...

    К другим причинам можно отнести отсутствие обязанности таможенников проверять декларации в момент таможенного оформления и постоянно увеличивающееся плановое задание на доначисление платежей при проверках после выпуска, а также отсутствие дисциплинарной ответственности должностных лиц, необоснованно начисливших платежи. Но расширяющаяся практика автоматического декларирования делает проверки при оформлении вовсе невозможными. А задания по доначислениям — неизбежное следствие нехватки средств в бюджете. Что касается безответственности чиновников — это системная болезнь российского государства, вылечить которую можно, но это тема совсем другого разговора.

    Таможенные брокеры в погоне за победой на тендерах экономят на аналитиках. «Мы же свой товар знаем». Расскажите об этом сотрудникам таможни...

    Еще одна проблема — технический прогресс. Придумывая десятки лет назад товарную номенклатуру, эксперты даже не предполагали скорости внедрения новых технологий. Напомню, что Ipad изобрели в 2010 году, а его до сих пор классифицируют как «Машины вычислительные портативные массой не более 10 кг, состоящие, по крайней мере, из центрального блока обработки данных, клавиатуры и дисплея».

    Можно подстраховаться

    Между тем, риски импортеров, обусловленные неоднозначностью классификации ввозимого товара, можно существенно снизить усилиями самих предпринимателей. Так, грамотная предварительная экспертиза и полученное на ее основе так называемое «предварительное решение» таможенного органа о классификации в большинстве случаев позволяют подстраховаться на случай проведения таможенниками последующей проверки.

    В развитых странах существует рынок таможенного аудита. В функции таможенного аудитора входит не просто проверка правильности классификации товаров, но и ряд других обстоятельств. Например, правила включения роялти (лицензионных платежей — ред.) в таможенную стоимость, адекватность области аккредитации органа, выбираемого импортером для сертификации товара, ибо зачастую даже законопослушные импортеры не подозревают, что де-факто у них на руках недействительные декларации соответствия. Помимо этого таможенные аудиторы систематически отсматривают принятые таможнями классификационные решения и судебную практику.

    Ipad изобрели в 2010 году, а его до сих пор классифицируют как «Машины вычислительные...»

    Эксперт укажет импортеру на спорный код товара и тот успеет вовремя внести изменения в декларацию, доплатить платежи и избежать административной ответственности. Если же код товара был заявлен верно, но есть основания полагать, что таможня может необоснованно его переквалифицировать, необходимо заблаговременно получить предварительное решение на этот товар. Региональные таможенные управления за редким исключением принимают адекватные предварительные решения.

    Как показывает практика, грамотная экспертиза производит впечатление на судей даже в сложных случаях, когда здравый смысл вроде бы свидетельствует о правоте проверяющих.

    ООО «НТС «Градиент» ввезло детские подгузники (содержащие целлюлозу, бумагу и химический абсорбент), которые по здравому смыслу следовало оформлять в категории «детские пеленки и подгузники из любого материала…» со ставкой ввозной таможенной пошлины в 10% и ставкой НДС в 18%. В то же время, компания задекларировала товар как «санитарно-гигиенические изделия детские одноразового использования на целлюлозно-бумажной основе», с пошлиной в 5% и ставкой НДС в 10%. Однако, когда в ходе судебного разбирательства, инициированного импортером, суд ознакомился с заключением экспертизы, представленной компанией, ее аргументы (об основном материале — целлюлозе) показались настолько убедительными, что решение (правда лишь в третьей судебной инстанции) было вынесено в пользу импортера.

    Жизнь заставит

    Хотя даже грамотная экспертиза, выполненная таможенным аудитором, и полученное на ее основе предварительное решение таможни панацеей не являются, в большинстве случаев аудиторы способны радикально снизить риски импортеров. К сожалению, это понимают только те предприниматели, у которых цена вопроса достаточно велика — крупные импортеры. Как правило, они имеют в штате подобных специалистов. Мелкие импортеры, да и компании-брокеры считают, что не могут себе это позволить. Они, конечно, по-своему правы, но почему-то им не приходит в голову, что можно пользоваться услугами таможенного аудитора на аутсорсинге — подобно тому, как многие из них уже используют аутсорсинговые услуги системных администраторов, бухгалтеров, юристов и т.д. В результате на таможенный аудит нет массового спроса, а значит, нет и предложения — рынок таможенного аудита в России отсутствует.

    На таможенный аудит нет массового спроса, а значит, нет и предложения — рынок таможенного аудита в России отсутствует

    Между тем, то, на что раньше многие делали ставку: «договорюсь с таможенником, решу вопрос и выпущу товар как придется», уже не работает. Со всей системой не договоришься.

    Нынешнее усиление проверочной активности ФТС, рост штрафов и доначислений должно побудить импортеров воспользоваться опытом развитых стран и дать толчок развитию в России таможенного аудита».

    Категория: Таможня | Просмотров: 7 | Добавил: Greencar
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Goon Каталог сайтов webgari.com Рейтинг сайтов