На фоне вновь назревающих в бывших союзных республиках «цветных революций» никого, полагаем, не может оставить равнодушным дальнейшая судьба предприятий транспортной отрасли, ранее расположенных в украинской зоне так называемой «АТО». Журнал «TIR» уже обращался к этой теме, однако, по-прежнему оставаясь вне политики, мы хотим сегодня акцентировать внимание на тех, кто, собственное говоря, и образует эту самую отрасль: логистов, перевозчиков, а также производителей, которые размещали свое производство и реализовывали товары на территории, ставшей впоследствии плацдармом затянувшегося вооруженного противостояния...
«Апрельские» тезисы
Начнем с конкретных примеров. Малое частное производственно-коммерческое предприятие «Апрель» функционирует с 1989 года. Офис компании был расположен в центре Горловки Донецкой области, по улице Петровского, 8/1. Постоянными партнерами предприятия, деятельность которого заключается в изготовлении и продаже пиломатериалов, леса, стройматериалов, стеновых блоков, а также тротуарной плитки, являются лесные хозяйства Украины.
Как и у всякой компании, были и взлеты, и падения, однако то, что происходит в наши дни, осознать и охарактеризовать трудно. Директор Александр Толстолуцкий возмущается: «Я бы пригласил сегодня на экскурсию в Горловку не наших политиков, а их сторонников из народа: как приверженцев «Русского мира», так и патриотов Украины, заваривших кашу еще на майдане,– говорит он. – Пусть бы просто четыре дня посидели в бомбоубежищах. Сразу вся дурь из головы вышла бы…».
В конце прошлого года сровняли с землей офис компании, ракетами уничтожено два крупных предприятия, принадлежащих МЧКП «Апрель». Обстрелы Горловки не стихают и сегодня. А ведь до этого компания жила мирной жизнью, политикой не интересовалась, а менеджер Татьяна спокойно собиралась в декретный отпуск... В результате рожать ей пришлось в подвале во время очередного артобстрела. Некоторое время спустя она пыталась уехать к родственникам в Харьковскую область, но женщину с ребенком просто не выпускали украинские военные, дескать, не положено. Однако вскоре, что называется, «за деньги», Татьяна решила этот вопрос…
Фирма, или то, что от нее осталось, была эвакуирована в Киевскую область... Сотрудник до сих пор вспоминают, что о предстоящих бомбардировках местное население предупреждено не было, а сами бомбежки начались именно в день инаугурации президента Украины П. Порошенко. Кто отдавал приказы – по-прежнему тайна за семью печатями.
Сейчас компания, прикладывая огромные усилия, старается восстановить и бизнес, и наработанные контакты.
Таких компаний, как «Апрель», в Донецкой области было немало, с одной оговоркой: именно было. Предприятия, представлявшие абсолютно все отрасли промышленности и сферы услуг, давали работу транспортникам по всей Украине – как внутреннем рынке, так и в международном масштабе. На примере компании «Апрель» можно только догадываться об их дальнейшей судьбе. Например, наши коллеги, транспортный сайт lardi-trans, вынужден был заблаговременно сменить луганскую регистрацию на Харьков.
«Невыездные» города – мертвая зона
Учитывая конкуренцию большого количества перевозчиков, города Донецкой и Луганской областей в спокойное время при таком обилии предприятий и высоком уровне жизни считались невыездными. Сейчас оставшиеся компании-перевозчики находятся на грани выживания. Еще год назад мы цитировали слова президента Луганской региональной торгово-промышленной палаты Сергея Кириченко о том, что транспортная отрасль – наиболее уязвимая. Тогда предлагалось ввиду форс-мажора дать компаниям налоговые каникулы. Вместо этого, в Верховной Раде начали готовить законопроект о запрете финансирования сепаратизма и терроризма, в связи с чем компании, находящиеся на территориях самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик, некоторые депутаты пытались сделать изгоями, вменив в вину «финансирование сепаратизма». Напуганные этим законопроектом украинские предприниматели проверяли не только регистрационные документы предприятий, но и адреса прописки директоров.
Продолжение статьи читайте с июльском номере журнала TIR, стр. 34