Для доказательства тезиса «логистика как инструмент повышения
конкурентоспособности компании» хочу описать известный миру бизнеса
пример жизнедеятельности одной из известных европейских компаний –
Bjorg’s Pharmaceuticals, которая
специализируется на производстве и продажах специализированных
лекарственных препаратов для лечения болезни Альцгеймера, то есть она
является поставщиком лекарственных препаратов в больницы и аптеки
Европы. По «мощности» и доле рынка – Bjorg’s Pharmaceuticals одна из
небольших компаний, конкурирующих с международными гигантами. Довольно
сильная конкурентная позиция Bjorg’s Pharmaceuticals обусловлена
реализацией стратегии дифференциации рынка, которая выразилась в
концентрации усилий компании на узкоспециализированном сегменте рынке.
Начало третьего тысячелетия принесло компании немалую обеспокоенность
– на рынке появилось лекарство, которое практически было аналогом ее
основного продукта. Производителем аналога была одна из крупных
европейских компаний, занимающая на рынке лекарственных препаратов
весомую долю и имеющая в своем арсенале достаточно высокий рейтинг.
Руководство Bjorg’s Pharmaceuticals, проанализировав сложившуюся на
рынке ситуацию, приняло решение: для усиления своей
конкурентоспособности улучшить обслуживание потребителей за счет
открытия региональных складов в Северной Европе, которые позволят
осуществлять доставку продукции клиентам в день заказа.
Прежде чем осуществить на практике принятое решение, компания
осуществила небольшое исследование рынка потребителей своей продукции, а
именно, маркетинговая служба провела опрос 60 своих крупных заказчиков.
В качестве основных факторов, влияющих на отношения с заказчиками, были
выделены следующие: доставка продукции в день заказа, доставка
продукции на следующий день, доставка продукции в обещанное время,
доставка продукции из складов (товарный запас), стоимость продукции,
отсутствие ошибок при доставке продукции, отсутствие ошибок в
сопроводительной документации, легкость размещения заказа, легкость
оплаты заказа, легкость доступа к службе связей с потребителями,
профессиональная подготовка сотрудников службы связей с потребителями. В
ходе опроса заказчиков просили дать свою оценку важности указанных
факторов по пятибалльной шкале, где балл, равный 1, соответствует не
важному для них фактору, а балл, равный 5 – очень важному.
Результаты опроса заказчиков приведены в таблице. Ее анализ позволил
сформулировать очень важные выводы.
Во-первых, было установлено, что для заказчиков такой фактор как
время выполнения заказа, то есть доставки продукции, является весьма
важным. Однако хотя доставка в тот же день для заказчиков достаточно
важна, создается впечатление, что большинство из них будут вполне
довольны, если она будет осуществлена и на следующий день.
В процессе опроса заказчиков было также установлено, что ее
конкуренты гарантируют доставку на следующий день только около 60%
заказов.
Во-вторых, заказчики полагают, что компания Bjorg’s Pharmaceuticals:
а) не делится нужной информацией с ними, б) не публикует разбивку
времени выполнения заказов по составляющим, в) не уведомляет заказчиков,
что могут возникать случаи нехватки продукции, г) не предупреждает
клиентов о том, что возможны задержки выполнения поставок и т.д.
Основываясь на этой информации, руководство Bjorg’s Pharmaceuticals
приняло на вооружение новую политику, позволяющую ей сохранять
конкурентоспособность. Во-первых, компания отказалась от создания
планируемых ранее региональных складов, что позволило ей сэкономить
около миллиона долларов в год. Во-вторых, компания приняла политику
доставки на следующий день 95% заказов, что позволило ей выйти на самые
лучшие логистические показатели в отрасли. В-третьих, компания улучшила
свои коммуникации, решив публиковать больше информации на своих
веб-сайтах и поощрять заказчиков вступать с нею в контакт.
Таблица
Результаты опроса заказчиков компании
Фактор |
Оценка
респондента в баллах |
Доставка
продукции в день заказа |
3,1 |
Доставка продукции на следующий день |
4,9 |
Доставка продукции в обещанное время |
2,7 |
Доставка продукции из складов (товарный
запас) |
3,4 |
Стоимость продукции |
1,3 |
Отсутствие ошибок при доставке продукции |
2,8 |
Отсутствие ошибок в сопроводительной
документации |
1,5 |
Легкость размещения заказа |
1,7 |
Легкость оплаты заказа |
1,4 |
Легкость доступа к службе связей с
потребителями |
2,1 |
Профессиональная подготовка сотрудников
службы связей с потребителями |
2,5
|
Материал опубликован на страницах международного научно-практического
журнала «Логистика: проблемы и решения» (http://www.mr.com.ua). http://logisticstime.com/
|