Приветствую Вас Гость | RSS

Сегодня Четверг, 23.11.2017, 02:53

МЕНЮ САЙТА
Форма входа
Категории раздела
Общие темы по логистике [135]
Транспорт. Экспедирование [168]
ВЭД. Таможня [75]
Склад и закупки [145]
Советы, услуги, сервис [16]
Логисты шутят [10]
О работе (законы, советы) [54]
Друзья сайта
  • Lardi-Trans
  • DELLA
  • MD Office
  • Перевозки
  • Клуб логистов
  • Лобанов-логист
  • Склад законов

  • Либратранс
  • Портал о логистике
  • TradeMaster
  • Новости логистики
  • Новости грузоперевозок




  • Поиск


    Каталог статей


    Главная » Статьи » Склад и закупки

    "Подводные камни" проектирования технологии складов и логистических центров

    Начиная любое новое дело, мы, как правило, обращаемся к опыту людей, когда-либо занимавшихся чем-то подобным. Так и в технологии складов – любое новое строительство или реконструкция начинается с выпуска проектной документации. Состав ее разделов и их содержание подробно описывается постановлением Правительства Российской Федерации № 087 от 16 февраля 2008г «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», где предусмотрена каждая мелочь – от характеристик цеховых коммуникаций, до устройства зарядных комнат и аварийных систем вентиляции. В советские годы этим занимались целые проектные институты, НИИ и т.п., в которых был накоплен богатый, а в некоторых случаях и уникальный опыт, что нашло отражение в издании методических рекомендаций по проектированию, последние из которых датируются далеким 1986 годом.
    Итак, любое проектирование начинается с опросника. Как правило, он имеет ряд стандартных вопросов, ответы на которые позволяют проектировщику укрупненно представить себе технологические процессы заказчика. Например, сколько тонн груза обрабатывается в год? Или какой максимальный вес грузовой единицы? И тому подобное. Исходя из полученных ответов, проектант формирует первичные объемно-планировочные решения и предъявляет их на согласование заказчику. Вот здесь начинается самое интересное, о чем мы и попытаемся рассказать в этой статье.
    Возьмем реальный пример из жизни – склад компьютерной техники. Средний вес одного изделия – не более 10кг, упаковка и прочие характеристики позволяют формировать грузовые единицы на базе европаллет, массой около 200 кг. Но все знают, что к компьютерной технике относятся также источники бесперебойного питания, которые содержат тяжелые аккумуляторные батареи. Паллета с таким грузом может весить 1,5-2 тонны. Внимание, вопрос: что запишут в соответствующей графе опросника относительно максимального веса одной грузовой единицы ответственные сотрудники департамента логистики со стороны заказчика? – Правильно! 2 тонны. А теперь представим картину, которая сформировалась у работающих с опросником инженеров-проектировщиков и архитекторов: им требуется предусмотреть такую нагрузочную способность основания пола или перекрытия, а также соответствующее сечение балок стеллажной системы, чтобы оно выдерживало нагрузку исходя из заявленного максимального веса грузопакета, который превосходит реальный в 10 раз. Естественно это приведет  дополнительному расходу металла, бетона, усилению несущих конструкций и т.п. И весь этот «праздник», оплатит заказчик. Ведь  проектировщик здесь играет на стороне строителя: ему важно соблюсти все документально оформленные пожелания заказчика, а все спорные моменты «прикрыть» нормами и рекомендациями по проектированию, чтобы создать в первую очередь безопасный объект, который потом не рухнул и не развалился бы. Относительно внутренней технологии работы склада у строителей обычно бытует мнение: «Вот мы вам построили – красиво и надежно, а вы уж что хотите там внутри, то и делайте. Мы туда не лезем». И в этом есть свои резоны – в результате получается вполне универсальный объект, не ограничивающий просторы для ведения бизнеса. Однако, у любой универсальности есть своя цена: как правило,  стоимость одного квадратного метра такого здания заметно выше, чем если его проектировать под реальные потребности конкретного заказчика.
    Естественно, не всех устраивает такое состояние дел, и они заранее беспокоятся о технологии внутренней работы складского комплекса, обращаясь за советом к поставщикам специализированного оборудования – систем стеллажного хранения, автоматизированных систем хранения, грузоподъемного оборудования и т.д. Но и  тут ситуация повторяется: даже обладая  необходимыми компетенциями в смежных областях грузообработки, технолог компании-продавца замотивирован, прежде всего, на вовлечение в процесс грузообработки максимально возможного количества того оборудования, на поставках которого специализируется компания – поставить больше стеллажей, сузив проходы, закупить больше грузоподъемного оборудования у партнеров,  и т.п. А нужно ли все это?
    Для того, чтобы грамотно ответить на этот вопрос, необходимо провести анализ товарных потоков по логистическим признакам. Первое, что для этого делается – выполняется анализ номенклатурного перечня товаров с разделением по товарным группам и типу. Зачем? – удивятся многие. – Мы и так прекрасно знаем свою продукцию! У нас уже есть свой классификатор!
    Дело в том, что  до сих пор во многих компаниях самая значительная (иногда до 90%) группа в товарном справочнике учетной компьютерной системы  – это группа «Прочее» (или «Другое», может называться по-разному, суть от этого не меняется). Такая «классификация» не вполне позволяет оперировать при проведении анализа характерными логистическими показателями применительно к группам товаров, такими как весогабаритные характеристики, частота обращений к товару, равномерность его отгрузок, доля в общем объеме грузопотока  и т.д.  – А зачем вообще ими оперировать? – спросите вы. Неужели нельзя просто отвести определенную площадь под хранение, и оставить некоторый процент от нее на грузообработку (приемку, комплектацию)?
    Конечно можно! И многие именно так и поступают, а потом размещают комплектацию к аллеях и под стеллажами полупустого склада и задумываются о строительстве многоярусного мезонина  или складывают товар в проходах и проездах, не имея свободного пространства для его хранения. Так, что выбор подхода к проектированию склада всегда остается за заказчиком.
    Компетентные компании, занимающиеся логистическим проектированием, обычно большое внимание уделяют сбору исходных данных. Здесь все как в школе: правильно записать условия задачи – это уже половина ее решения. И действительно, сбор и анализ исходных данных составляет около половины трудоемкости (а порой и более) всего проекта. 
    На этапе сбора данных определяются весовые и габаритные характеристики как единицы хранимого товара, так и его более крупной упаковки (УГЕ – укрупненная грузовая единица), а также конечное количество штук на одной паллете или в другой, самой крупной упаковке (если это применимо). Это очень важно для правильного проведения анализа структуры внешних и внутренних грузопотоков логистического центра, а также  товарных запасов, который проводится на следующем этапе.
    Очевидно, что из укрупненного макроэкономического показателя в виде годового грузооборота в тоннах или кубических метрах достоверно не определяется ни единовременный объем хранения, ни пиковая мощность внешнего потока. А ведь это ключевые моменты, определяющие полезную площадь склада, количество погрузо-разгрузочных ворот, размеры внутренних технологических зон, способ обработки грузов и  т.п. Для их определения и требуется проведение анализа структуры товаропотоков компании по логистическим признакам.
    Обычно проводится трехмерный ABC-XYZ-DEF анализ, но возможно добавление и большего количества анализируемых факторов. ABC-анализ обычно проводится по грузообороту активных позиций (в штуках, тоннах и/или кубических метрах). Ранжируя  полученный результат по правилу Парето, выделяют три группы товаров – «горячую», «среднюю» и «холодную». Основная задача АВС-анализа – определить, какие товары составляют основу товаропотока, с тем, чтобы подобрать технологическое решение, наиболее эффективное для их обработки и хранения.
    XYZ-анализ показывает степень равномерности отгрузок (приходов) по каждой товарной позиции. Методика его проведения аналогична ABC-анализу, с той лишь разницей, что ранжирование осуществляется по коэффициенту вариации (среднеквадратичного отклонения) исследуемого показателя, то есть группе «Х» соответствуют товары, доля которых в товарном потоке сравнительно равномерна, а в группе «Z»   - наоборот, товары, появление которых в товарном потоке характеризуется исключительной неравномерностью (носит «всплесковый» характер). Понимание структуры товарных потоков, с точки зрения равномерности их прихода или отгрузок конкретного товара, очень важно при определении оптимальных размеров запасов, а, следовательно, и объемов зоны основного хранения.
    Следующий вид анализа – DEF-анализ – показывает частоту обращений к конкретным товарным позициям. Методика его проведения аналогична ABC-анализу, только  «Горячую» группу составляют  товарные позиции, обеспечивающие 80% трудоемкости при комплектации заказов, а «холодную» - 5% от общей трудоемкости. 
    Методика совмещения всех этих трех видов анализов в трехмерный ABC-XYZ-DEF-анализ позволяет подобрать размеры, взаимное расположение и оснащенность  различных технологических участков склада или распределительного центра наилучшим образом.
    Следующая головная боль проектировщика и заказчика – это альтернативное проектирование. Не секрет, что один и тот же грузопоток можно обслужить с использованием разных технологий. Примеров тому много – можно использовать технологию комплектации «человек к товару» (man-to-goods), а можно – «товар к человеку» (goods-to-man), можно использовать широкопроходную технологию паллетного хранения, а можно  - узкопроходную или вообще отказаться от появления человека в зоне хранения, установив кран-штабелер, можно выдавать задания операционному персоналу склада на бумаге, можно  - через терминал сбора данных, а можно светом  (технология pick-by-light) или голосом (pick-by-voice) с современной компьютерной визуализацией через очки а-ля терминатор и т.д. 
    Каждая технология, даже самая примитивная, имеет право на жизнь, и задача проектировщика  - проработать все возможные альтернативы логистических технологий на объекте. Хорошо, когда таких комбинаций оказывается 2-3, но в большинстве случаев речь идет о 5-6, а иногда и более технологиях грузообработки на разных участках логистической цепочки, и для принятия обоснованного решения о выборе той или иной комбинации заказчику необходимо получить детализированную модель  для каждого из вариантов. Только когда каждая модель просчитана, с точки зрения инвестиционных затрат и сроков окупаемости, их можно сравнивать.
    Кейс «Особенности и «подводные камни» внутрискладских технологических решений.
    При строительстве нового склада Заказчик – логистический оператор - заранее определился с технологией хранения. Была выбрана узкопроходная технология, а для увеличения полезной емкости склада проект предусматривал 14 м высоты до низа инженерных конструкций. Генподрядчиком выступала аффилированная по отношению к Заказчику строительная компания. На этапе проектирования никто особо не задавался вопросом о нюансах такого важного элемента склада как пол. Соответственно, в смете были предусмотрены стандартные работы и примерное финансирование. Когда, совершенно случайно (!), эта часть проектной документации попала к логистам сразу возникла масса вопросов! Конструкция плиты для пола даже без расчётов была явно слабой для предполагаемых нагрузок, проектировщики не проконсультировались со специалистами по строительству современных полов для склада. Результат – проведение тендера, заказ отдельного проекта полов. Но и это не все!
    Выбор субподрядчика на эти работы проводился по критерию стоимости работ. Это при максимальной 12 метровой погрузочной высоте и узких проходах! Конечно, многие «дешевые» строители полов уже наслышаны о стандартах ровности. Например, о DIN 15185 – у нас в стране все-таки большее распространение получили европейские стандарты, нежели американский ASTM. Однако, указанный DIN 15185 применим для широкопроходных технологий и/или меньшей высоты. В этом случае необходимо было применять DIN 18202, который гораздо более строгий, что по настоянию логистов и было указано в ТЗ. Беда в том, что у нас в стране практически отсутствуют современные средства измерения ровности пола! В связи с этим «приемка» выполненных работ выполнялась после установки стеллажной системы прогоном по проходу узкопроходного штабелера с кабиной, поднятой на максимальную высоту. Представитель субподрядчика после этой «проверки» имел бледный вид – амплитуда раскачки кабины была критической! Результат – штрафные санкции, затраты и времени, и средств на исправление полов.


    Из собственного опыта следует отметить, что, как правило, технологии, требующие в начальной фазе большего объема инвестиций (речь идет о высокотехнологичных логистических решениях) быстрее окупаются по сравнению с более дешевыми. Это можно объяснить более высокой интенсивностью  работы оборудования и меньшим участием в этой работе персонала. Однако, главным экспертом в данном вопросе, конечно, остается заказчик: ведь всегда лучше та технология, которую можно себе позволить сегодня и которая будет отвечать потребностям бизнеса завтра, чем та,  внедрение которой будет на неопределенный срок отложено из-за недостатка финансирования.
    Еще одной важной особенностью, о которой необходимо упомянуть, является постпроектное сопровождение.  Не всегда имеется возможность в процессе строительства или запуска в эксплуатацию нового склада получить необходимые уточнения или выполнить некоторые корректировки технологии грузообработки у автора проекта в условия быстроменяющихся потребностей рынка, а ведь это порой сводит на нет всю эффективность предложенных решений. Серьезные компании обычно не бросают своих клиентов и консультируют их на протяжении всего периода внедрения проекта.
    Вот так, простыми словами, мы попробовали вкратце разобраться с ситуацией  вокруг некоторых особенностей проектирования  складов и распределительных центров. А вообще, как в любом деле, в технологическом проектировании – главное правильно выбрать партнера, который корректно соберет и проанализирует исходные данные и предложит одно или несколько системных решений, наиболее подходящих для удовлетворения сегодняшних и завтрашних потребностей бизнеса.

    Авторы:
    к.т.н. Демин В.А., Мерецков О.В, Зверев А.В.

    http://www.ec-logistics.ru

    Категория: Склад и закупки | Добавил: Greencar (18.10.2017)
    Просмотров: 17
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Goon Каталог сайтов webgari.com Рейтинг сайтов