Приветствую Вас Гость | RSS

Сегодня Четверг, 02.05.2024, 02:35

МЕНЮ САЙТА
Форма входа
Категории раздела
Общие темы по логистике [136]
Транспорт. Экспедирование [168]
ВЭД. Таможня [75]
Склад и закупки [145]
Советы, услуги, сервис [16]
Логисты шутят [10]
О работе (законы, советы) [54]
Друзья сайта
  • Lardi-Trans
  • DELLA
  • MD Office
  • Перевозки
  • Клуб логистов
  • Лобанов-логист
  • Склад законов

  • Либратранс
  • Портал о логистике
  • TradeMaster
  • Новости логистики
  • Новости грузоперевозок




  • Поиск


    Каталог статей


    Главная » Статьи » Склад и закупки

    Закупочная логистика: цели, функции, схемы организаци
    После принятия решения о производстве определенной продукции/услуг следует обеспечить производство сырьем, полуфабрикатами, комплектующими изделиями.

    Возникает проблема закупки нужного количества требуемых материалов по приемлемым ценам, которую и призвана решать закупочная логистика.

    Основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. При этом следует помнить, что новая система хозяйствования характеризуется:

    * свободой выбора партнера/контрагента по закупке товаров;
    * множественностью источников закупки (поставщиков);
    * равноправием партнеров; возросшей ролью договоров, контрактов на поставку товаров;
    * саморегулированием процессов поставки товаров;
    * свободой ценообразования;
    * конкуренцией поставщиков и покупателей;
    * экономической ответственностью сторон;
    * инициативой, самостоятельностью и предприимчивостью продавца и покупателя.

    Различают следующие функции закупочной логистики:

    * определение потребности в материальных ресурсах;
    * получение и оценка предложений;
    * выбор поставщиков;
    * согласование цены и заключение договоров;
    * формирование заказов;
    * контроль количества и сроков поставок;
    * входной контроль и размещение материальных ресурсов на складе;
    * управление запасами и контроль.

    Схемы организации материально-технического обеспечения предприятий делятся укрупненно на следующие группы:

    1. традиционная — с организацией системы складов предприятий-поставщиков, центральных складов и складов снабжаемых предприятий. Их основной недостаток состоит в значительных капитальных затратах, административных издержках и затратах труда;
    2. промежуточная, основанная на системе договоров с фирмами-посредниками. Главное достоинство — это возможность отказаться от собственной системы складов с высвобождением капитала, замороженного в собственных запасах. К числу достоинств следует также отнести возможность организации срочных поставок;
    3. ориентированная на конкретную потребность производства. Группа представлена рядом методов снабжения, таких как:

    *
    o метод «Канбан» (разработан в Японии с целью управления поставками в условиях поточного производства; учитывает конечную потребность в деталях),
    o система MRP с модификациями, охватывающая планирование на трех уровнях — программного планирования, распределения материалов и управления закупками,
    o метод «Точно в срок», с помощью которого в результате дробных поставок резко сокращаются накопленные запасы,
    o система запросов, в соответствии с которой с поставщиками заключаются типовые контракты на длительный период, а данные по фактической потребности запрашиваются на основе поэтапного уточнения.

    Для эффективного функционирования логистики закупок необходимо составить план закупок, решающий следующие задачи:

    * определение потребности в материалах;
    * определение метода закупок;
    * согласование цены и заключение договора;
    * установление мониторинга и контроля за количеством, качеством и сроками поставок;
    * организация размещения товаров на складе.

    Последовательность процедур поставки обычно следующая:

    * установление потребности;
    * подготовка заказной спецификации;
    * выбор и определение поставщика;
    * оценка поставщика;
    * проведение переговоров;
    * подготовка и подписание необходимых соглашений;
    * организация и управление взаимодействием;
    * контроль за поставками.

    Наиболее распространенными и эффективными схемами выбора поставщика являются:

    * конкурсные торги;
    * письменные переговоры между поставщиком и потребителем.

    В качестве критериев оценки поставщика принимают:

    * приемлемость цены;
    * качество поставляемой продукции;
    * качество обслуживания потребителей;
    * гибкость поставок;
    * наличие ограничений по размеру заказа;
    * дороги;
    * удаленность от потребителя;
    * кредитная история;
    * текущее финансовое положение;
    * психологический климат в коллективе.

    Для сравнения вариантов поставщиков используют:

    1. Балльный метод. Выбирают систему баллов и шкалу наиболее значимых критериев оценки поставщиков (в долях единицы). Предпочтение отдается поставщику, набравшему наибольшую сумму баллов.
    2. Систему «Идеального поставщика». Определяют характеристики т.н. идеального поставщика и затем каждого реального претендента сравнивают с «идеалом».
    3. Систему «Расстановки приоритетов». По результатам прошлой деятельности поставщиков выбирают наиболее важные критерии оценки, метод измерения показателей деятельности, определяют относительную важность каждого параметра, определяют частные итоги (по каждому показателю), а затем суммируют, например, в баллах или очках.

    Ведение закупочных операций требует знания основ хозяйственного права, касающихся заключения контракта как основы закупок, поставки товаров и их оплаты.

    Основной показатель для принятия решения — надежность поставок (Р), оцениваемая по формуле:

    Р = 1 — Ротказа,

    где Ротказа — вероятность отказа в удовлетворении заявки.
    В общем случае надежность поставок определяют, используя следующий алгоритм:

    1. Сопоставление плановой и фактической дат поставки;
    2. Определение времени опоздания;
    3. Сопоставление планового и фактического объема поставок. Фиксация случаев недопоставок;
    4. Определение объема недопоставок продукции ∆Q = Qфакт — Qплан;
    5. Определение удельной величины опоздания tоп = ∆Q/q, где ∆Q — величина недопоставки; q — средний дневной расход;
    6. Определение общей величины опозданий Топ = tоп1 + tоп;
    7. Определение количества случаев отказа;
    8. Определение наработки на отказ Т0 = (Т — ∑Топ)/ n, где Т — общее число дней в периоде;
    9. Определение интенсивности отказов π = 1 / Топ;
    10. Определение коэффициента готовности поставок Кгп = (Т — ∑Топ) / Т;
    11. Определение надежности поставок Р = Кгп х е, где е — коэффициент надежности поставок (чем коэффициент выше, тем поставки надежнее).
    Категория: Склад и закупки | Добавил: Greencar (13.01.2012)
    Просмотров: 1439
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Goon Каталог сайтов webgari.com Рейтинг сайтов