Для Белорусской железной дороги 2015 год был непростым, в первую очередь из-за внешних факторов, которые негативно повлияли на объем транзитных перевозок грузов. Так, по данным службы статистики БЖД, объем перевозок грузов железнодорожным транспортом за 2015 г. составил 131 438,5 тыс. тонн, что на 7,1% меньше чем в 2014 г. Если смотреть по видам сообщений, то внутриреспубликанские перевозки грузов за 2015 г. по сравнению с 2014 г. просели на рекордные 15,6%, ввоз – вырос 1,2%, транзит – упал на 15 %, вывоз – вырос на 7,3%.
Грузооборот за 2015 г. составил 40784,4 млн т·км, что составляет 90,6% от уровня 2014 года. По видам сообщений падение грузооборота за 2015 г. по сравнению с 2014 г. составило: по внутриреспубликанским перевозкам – 17,1 %, ввозу – 3,9 %, по транзиту – 16%, незначительно вырос вывоз – на 5,4%.
Общее падение по контейнерным перевозкам весьма существенное. Так, по итогам 2015 года по БЖД контейнерными поездами было перевезено 161,9 тыс. контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте (ДФЭ), что на 19,3 % меньше чем в 2014 г. По итогам 2015 года по Белорусской железной дороге в сообщении Китай–ЕС–Китай было перевезено 59,9 тыс. TEU, что превысило уровень 2014 года в 1,8 раза. Однако, даже значительный рост потока грузов в/из Китая через территорию Республики Беларусь, не помог смягчить падение транзитных перевозок.
И как следствие - падение валютной выручки почти в 2 раза. По данным платежного баланса за 2015 г. от экспорта услуг железнодорожного транспорта получено 340,3 млн. долл., что на 59,5% меньше чем за 2014 г.
Не внушает оптимизма и начало 2016 года. По данным службы статистики БЖД грузов за январь-апрель 2016 г. перевезено 38633,7 тыс. тонн грузов, что на 6,7% меньше аналогичного периода прошлого года. Так, внутриреспубликанские перевозки просели на 15%, транзит – упал на рекордные 23,5%, ввоз вырос на 9,1%, по вывозу рост составил – 12,2%.
Грузооборот за январь-апрель 2016 г. составил 12591,7 млн т·км, что составляет 101,0 % от уровня прошлого года. По видам сообщений падение грузооборота за январь-апрель 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило: по внутриреспубликанским перевозкам – 12,9 %, транзиту – 15,6%, ввоз вырос на 13,6%, вывоз – на 30,6%.
Чего ждать дальше?
Таким образом, падение объема ж/д перевозок продолжается, что связано со значительным снижением внутриреспубликанских и транзитных перевозок грузов ж/д транспортом. «Санкционная война» между ЕС и Россией, политическая нестабильность в Украине, сложности в экономиках стран Евросоюза и стран СНГ, привело к снижению объема транзитных перевозок железнодорожным транспортом через Беларусь.
Остается только лишь надеяться на восстановление объемов перевозок и грузооборота во второй половине 2016 г., однако объективные причины для роста пока не просматриваются. Понимая это, Белорусская железная дорога уже приступила к оптимизации своей инфраструктуры и персонала, прежде всего оптимизация затронет грузовые станции, формируются центры оказания услуг, как в столице, так и в регионах, где будут консолидироваться грузы и осуществляться грузовая работа, там же будет сосредоточен и обслуживающий персонал. Все клиенты будут распределены между центрами оказания услуг, содержать персонал и штат технических рабочих и обслуживать при этом с десяток клиентов грузовая станция не может, это затратно.
В транзитных перевозках остается только надеяться на рост объема перевозок в/из Китая через территорию Республики Беларусь в рамках одного из самых масштабных проектов в сфере экономики и транспортной логистики «Экономический пояс Шелкового пути». Над этим сейчас работает и БЖД и причастные министерства, однако перетянуть значительный поток с морского транспорта на железнодорожный не так-то просто, кроме того и другие страны начинают конкурировать за потоки китайских товаров через свою территорию.
http://transinfonews.by/
|