Одним из способов снижения затрат на логистические бизнес-процессы в
рамках логистической стратегии минимизации инвестиций в логистику
является использование аутсорсинговой логистической схемы.
Практика аутсорсинга как некой стратегии компании берет свое начало в
80-ые годы 20 века. Впервые в полной мере аутсорсинг стали использовать
крупные компании-производители товаров массового потребления в части
товаропроизводства. Именно в этот период многие товаропроизводители
мирового уровня столкнулись с кризисом, который заключался в том, что
корпорации того времени стали слишком громоздкими, с огромным штатом
работников, с многомиллиардной собственностью и производством огромного
количества товаров. Такая ситуация была наиболее типичной для США и
усугублялась экономическим спадом того времени. В следствие этого
возникла устойчивая тенденция, заключавшаяся в стремлении крупных
компаний отмежеваться от производства и сосредоточиться на управлении
организацией в целом. Компании впервые намеренно пытаются отказаться от
своих громоздких производств, которые требуют значительных финансовых
вложений.
В этих условиях зарождается новая модель организации деятельности
компании, ориентированных на административные бизнес-процессы - так
называемый подрядный способ производства, или аутсорсинг производства.
Теперь производственная деятельность компании строится на лицензионных
соглашениях, на предоставлении прав на производство сторонним
организациям. Бывшие товаропроизводители превращаются в потребителей
бизнес-услуг, а на первый план выходит разработка наиболее эффективных
корпоративных стратегий и аутсорсинговых схем производства.
Кроме того, период 80-ых - начала 90-ых годов 20 века приходится на
нисходящую фазу Кондратьевского цикла, которая, в свою очередь,
предполагает, что прибыли в сфере производства снижаются, и крупные
предприниматели стремятся перенести свою деятельность в финансовую
сферу. Снижение традиционных издержек производства оказывается менее
значимым, чем повышение эффективности управления и сокращение
функциональных отделов организации.
В процессе дальнейшего развития тенденции снижения затрат компании
стали использовать аутсорсинг в других бизнес-процессах компании помимо
производства.
В логистике аутсорсинг имеет ту же задачу, что и в других сферах (в том
числе и производственной), а именно - снижение затрат компании.
Аутсорсинг при грамотном построении и реализации аутсорсинговых схем
может стать одним из важнейших инструментов оптимизации логистической
цепочки. Для крупных компаний логистический аутсорсинг может стать
необходимым элементом управления сложными алгоритмами поставок.
Перед руководителем компании встает вопрос о целесообразности
применения аутсорсинговых схем, а в случае использования аутсорсинга -
решение вопроса о том, какие логистические функции необходимо отдать
компании-подрядчику, а какие оставить за внутренними отделами логистики
организации.
Наиболее оптимальным решением является сочетание собственной логистики
компании и использование аутсорсинговых схем. И в том, и в другом случае
необходимо ориентироваться на генеральную стратегию и цели компании,
которые требуют своей реализации в процессе корпоративной деятельности.
Развитие собственной логистики, помимо наработанного опыта и
независимости от сторонних посредников, обеспечит компании
персонализированный сервис, отвечающий внутренним запросам и
потребностям организации, а в ряде случаев значительную экономию
средств, а также возможность в дальнейшем произвести диверсификацию
бизнеса.
В отличие от развития собственной логистики, использование
аутсорсинговых схем подразумевает качественный, но стандартизированный
сервис. Немаловажную роль играет и сокращение финансовых рисков
компании, поскольку логистический посредник берет на себя
ответственность за исполнение той или иной логистической операции. В
ряде случаев при использовании аутсорсинга может наблюдаться
значительное сокращение издержек на логистическую часть бизнеса за счет
сокращения транспортных расходов, трат на приобретение оборудования и
содержание многочисленного штата специалистов по логистике. Кроме того,
за счет жесткой конкуренкии на рынке логисических услуг логистические
компании стремятся сделать наиболее выгодное коммерческое предложение
для своих клиентов в части оптимального соотношения цена и качества
услуги. В стратегическом плане использование аутсорсинга позволяет
компании сконцентрироваться на профильном бизнесе без отвлечения
ресурсов на логистику.
Отдать все функции логистики компании-подрядчику целесообразно в
случае, если компании необходимы не отдельные услуги, а вся
логистическая цепочка. Это могут быть предприятия малого и среднего
бизнеса, которые по каким-либо причинам не хотят или не могут
инвестировать средства в развитие собственной логистики, либо крупные
компании, реализация поставок которых - это сложный, многоэтапные
процесс.
Условно можно выделить 5 групп логистических услуг, которые являются
востребованными на российском рынке:
-
транспортно-экспедиционные услуги. Здесь можно выделить 2
самостоятельные услуги - транспортные и экспедиционные услуги. Как
правило, транспортную услугу заказывают те компании, в которых уже
существует отдел экспедирования. В этом случае транспортная компания
выполняет только перевозку груза, а подготовку документов и т.д.
компания осуществляет собственными силами. Чаще более востребованной
является транспортно-экспедиционная услуга, поскольку включает в себя
полную координацию грузоперевозки в целом.
-
услуги по таможенному оформлению. Таможенное оформление - достаточно
специфическая сфера логистической деятельности. Она подразумевает работу
непосредственно с таможенными органами в регламентированном правовом
поле. Это обуславливает наличие в компании аттестованных специалистов по
таможенному оформлению, досконально знающих таможенное
законодательство, а также обеспечение уплаты таможенных платежей в
размере 50 млн. рублей. В большинстве случаев достаточно трудно
организовать работу по таможенному оформлению внутри компании, так как
это требует больших финансовых и трудовых затрат. Кроме того, при
возникновении разногласий с таможенными органами, проблем в части
декларирования товаров вся ответственность, как юридическая, так и
финансовая в виде штрафов, ложится непосредственно на компанию.
-
Услуги склада. Организация складского комплекса (либо просто складских
помещений) внутри компании достаточно дорогостоящее мероприятие,
подразумевающее большие финансовые инвестиции, как в покупку либо аренду
помещения, так и в оборудование склада в соответствие с требуемыми
нормами.
-
Координация процесса закупок, упаковка/переупаковка товаров,
складирование и т.д. Данный вид услуг востребован чаще всего компаниями,
имеющими в своей организационной структуре достаточно разветвленные
филиальные (торговые) сети. В данном случае заказ такого рода
логистических услуг будет целесообразен и оправдан.
-
Комплексные услуги (комплексный аутсорсинг). Здесь в роли
компании-подрядчика выступает единый логистический оператор. Как
правило, это крупные логистические компании, имеющие в своем
распоряжении все ресурсы, необходимые для реализации логистических
бизнес-процессов по всей логистической цепочке компании-клиента. Данная
комплексная услуга востребована, как уже было отмечено, компаниями,
алгоритм поставок которых достаточно сложен и имеет несколько
промежуточных этапов. По сути, это услуга по товаропродвижению от
производителя к потребителю.
-
Таким образом, при решении вопроса о том, какие логистические функции
доверить логистическому посреднику необходимо ориентироваться на
возможности компании в части организации собственной логистики,
корпоративную стратегию в части дальнейшего развития бизнеса
(концентрация либо диверсификация), частоту и сложность поставок и т.д.
На данный момент логистический рынок в России достаточно развит, и
компания имеет возможность найти для себя оптимальное предложение. Можно
выделить 3 группы отечественных логистических посредников,
осуществляющих свою деятельность на российском рынке:
-
логистические компании уровня 1 pl. Эти компании осуществляют свою
деятельность в рамках исполнения 1 услуги. Примером могут служить
таможенные брокеры, специализирующиеся исключительно на таможенном
оформлении грузов.
-
логистические компании уровня 2 pl. Это компании - традиционные
логистические посредники, исполняющие традиционные логистические
функции.
-
логистические компании уровня 3 pl. Такие компании исполняют несколько
или все логистические функции и наиболее приближены к единому
логистическому оператору.
Дальнейшее развитие рынка логистических услуг видится именно в развитии
логистических компаний уровня 3 pl, поскольку наиболее яркие тенденции
рынка в виде, во-первых, растущей глобализации экономической активности,
а во-вторых, выхода на российский рынок более мощных иностранных
операторов, требуют от российских логистических компаний не только
повышения качества услуг и гибкости, но и развития комплексной
логистической услуги. Тем самым, обуславливается не только развитие
отдельных логистических операторов в крупные логистические провайдеры,
но и объединение операторов различного профиля в союзы как с другими
логистическими операторами, так и с партнерами в различных сферах
бизнеса. В конечном итоге это приведет к повышению качества
логистических услуг в целом, развитию логистической инфраструктуры и
переходу от комлексной логистики к логистике интегрированной, которая
позволяет более эффективно реализовывать цели бизнеса.
По данным сайта http://logists.by
|