А одним из возможных
направлений повышения эффективности работы логистических систем является
аутсорсинг. Обсуждению именно этой животрепещущей темы
посвящена онлайн-конференция, которая состоялась 20 мая 2009г. на
портале www.trademaster.com.ua. Логистическим партнером конференции выступила
компания УВК («Українські Вантажні Кур’єри»)
Если в Европе наиболее распространены стратегические отношения компании и
аутсорсера (полный и частичный аутсорсинг), то в Украине до сих пор
преобладали частные случаи сотрудничества (аутсорсинг отдельных
бизнес-процессов). Почему так происходит?
В целом, аутсорсинг способен дать компании ряд дополнительных
преимуществ, основным из которых является возможность концентрации
менеджмента на ключевых компетенциях. Но, в условиях нестабильности,
заказчиков аутсорсинга все больше интересует цена и практически
«мгновенный» экономический эффект от использования таких услуг. К тому
же, сегодня многие компании обращаются к способам минимизации рисков,
связанных с сотрудничесвом с логистическим оператором (невыполнения или
недобросовестного выполнения аутсорсером обязательств, утечка
коммерческой информации и т.п.).
Однако, можно констатировать, что заказчик логистического аутсорсинга
становится смелее, доверяя партнеру все более сложные и ответственные
функции. Могут ли логистические операторы адекватно реагировать на
оказанное им «доверие»? Что мешает развитию цивилизованных отношений
между Сторонами? Какие требования предъявляют заказчики аутсорсинговых
логистических услуг сегодня? – эти основные вопросы обсуждали в рамках
онлайн-конференции ведущие специалисты в области логистики.
Тема аутсорсинга в логистике волнует не только заказчиков услуг.
Ведущие логистические операторы активизируются в направлении повышения
открытости и «сближения» со своими заказчиком. Не случайно партнером
онлайн-конференции стала компания «УВК», представляя рынку позицию
логистического оператора.
Быть или не быть аутсорсингу?
«О выгодах, неудачах аутсорсинга сказано многое, однако хотелось бы
акцентировать внимание на бытующих мифах и постараться их развеять: миф
№1 – аутсорсинг – дороже собственной логистики, миф №2 – сегодняшний
уровень развития операторов – недостаточный», - так начал свое
выступление Олег Каленский, директор по стратегическому маркетингу и
развитию компании «УВК».
В целом, основные «обвинения» в адрес аутсорсинга свелись к нескольким
принципиальным пунктам: нельзя вводить аутсорсера в логистические
процессы сразу, а делать это осторожно и расчетливо в отдельные звенья
логистической цепочки; на рынке нет «дешевого» аутсорсинга (определение
которому так и не дали участники конференции); операторы не всегда
«прозрачны» для заказчика; аутсорсеры имеют «склонность» к невыполнению
взятых на себя обязательств…
Компетентно развеять некоторые мифы со стороны независимого эксперта
удалось Марии Григорак, президенту «Украинской Логистической
Ассоциации» (УЛА).
По мнению г-жи Григорак, у аутсорсинга больше выгод, чем мифов, а любые
мифы возникают из незнания. Среди основных факторов, сдерживающих
развитие аутсорсинга, эксперт назвала:
1) взаимное недоверие участников рынка, боязнь аутсорсинга;
2) непрозрачность рынка и незаинтересованность в поиске лучших решений;
3) отсутствие качественного предложения, ориентированного не на Клиента
вообще, а на конкретного Заказчика;
4) неразвитость логистической инфраструктуры страны, что не позволяет
реализовать новые логистические технологии.
Нынешний этап развития логистики в Украине Мария Григорак назвала
«кризисом неправильной логистики», отсюда - и «неверие» в аутсорсинг.
«Основная выгода аутсорсинга – в сочетании «качество-затраты-время».
Хороший аутсорсер всегда будет иметь преимущество по этой статье», -
подытожила г-жа Григорак.
Оперировали участники и данными исследований: «По результатам опроса
наших клиентов, о том, какие критерии для них наиболее важны в процессе
работы с оператором, на первом месте были не деньги, а качество,
надежность и предсказуемость», - рассказал Олег Каленский («УВК»).
Однако эксперт подчеркнул, что такая иерархия касается уже существующих у
оператора клиентов, а для старта работы, оценивается в первую очередь
ценовой показатель.
«Дешевизна аутсорсинга – не означает качество», - выразил мнение
«заказчика» Сергей Оселедько, руководитель РРЦ ООО «Глория Джинс».
Вопрос стоимости услуг логистических операторов, как показало
обсуждение, в нынешних условиях действительно крайне важен для торговых
компаний. Однако, как выяснилось, это не единственный фактор, влияющий
на принятие решения: быть или не быть аутсорсингу в компании.
«Стоимость именно сейчас (в период спада экономики) выходит на первый
план. Но все-таки, это не единственный фактор. Главное – ответить себе,
прежде всего, на вопрос: готов ли я сделать эту же задачу на таком же
уровне, как и логистический оператор, готов ли я вкладывать «деньги» и
время в организацию логистики на качественном уровне», - сказал
постоянный эксперт TradeMaster – логистик-менеджер компании «О’Кей
Украина» Юрий Поенко.
В ходе конференции также обсуждался вопрос: Чего ждут заказчики от
профессиональных перевозчиков? Когда лучше привлечь к транспортировке
товаров аутсорсера?
«Если компания владеет собственным автопарком, но не может обеспечить
его полную загрузку (работу на маршруте), тогда проще и дешевле
воспользоваться аутсорсингом», - дал простой рецепт решения Сергей
Оселедько. Например, для производителя также выгодно отдать на
аутсорсинг транспорт, поскольку он (аутсорсинг – Ред.) может более гибко
реагировать на требования производственного предприятия (формат и
условия транспортировки) – сошлись во мнении участники конференции. Склад: стоит ли отдавать на аутсорсинг?Свой склад или аутсорсинг – во всем есть свои недостатки и
преимущества, считает Сергей Оселедько. Так, эксперт выделил основные
недостатки и преимущества аутсорсинга:
Недостатки: более высокая стоимость услуги, по сравнению с затратами на
свой склад; качество, в т.ч. готовность партнера совместно решать
возникающие проблемы и строить бизнес-процессы.
Преимущества: обученный персонал; отсутствие рисков порчи, утраты,
воровства товара; отсутствие необходимости в инвестициях в развитие
собственной складской инфраструктуры.
Склад на аутсорсинге имеет ряд преимуществ, которые сложно получить на
собственном объекте, акцентировали внимание операторы. «Например, услуги
ко-пакинга (метро-юниты, промо-наборы)... Для этого необходимо
оборудование, обученный персонал и т.п. - Есть ряд складских процессов,
которые лучше отдать на аутсорсинг, нежели обрабатывать самостоятельно»,
- поделился опытом Олег Каленский.
Среди участников были и те, кто предпочитает «делать» логистику
самостоятельно, без привлечения оператора. «В наше время намного дешевле
иметь свою логистику, а не платить сторонним организациям. Рынок труда
очень велик, рабочая сила дешевая, аренда складов низкая, просто
необходимо правильно все организовать», - рассказал Константин
Соколов, начальник отдела складской логистики сети магазинов «Біла
Ворона».
Универсального ответа, все же нет. Эксперты рекомендуют считать
показатели в каждом конкретном случае. Как возможные инструменты
принятия решения, по мнению г-на Каленского, можно использовать:
постоянный экономический анализ аутсорсинга как опции существующей
собственной логистики, специфики рынков, отраслей, объема, структуры,
качества логистических потребностей, операционной гибкости при смене
модели работы (продаж) и т.п.
Многое зависит и от уровня «партнерских отношений». При грамотном
подходе к взаимоотношениям с Заказчиком, практически всегда можно
добиться приемлемой для себя стоимости, - такое мнение, в конечном
итоге, поддержали большинство представителей торговли. Что касается
рисков такого сотрудничества, эксперты признали, что «долевое участие» в
них заказчика и поставщика: 50/50. Стратегическое оСОЗНАНИЕ ТОП-менеджмента
В онлайн-конференциях TradeMaster-а доброй традицией стало обсуждение,
вернее «осуждение» позиции некоторых представителей «ТОП-менеджмента»,
как «класса», относительно изменений в компании. (Особенно, когда речь
идет о дополнительных инвестициях). Так, принятие решения по аутсорсингу
много в чем зависит и от стратегического осознания собственниками и
топ-менеджментом фокуса на основном бизнесе.
Методика принятия решения об аутсорсинге, по мнению Виталия
Пилипенко, консультанта по логистике и менеджменту компании
«Управленческие технологии логистики» включает следующие «шаги»:
1. Определение этапа, на котором находится на данный момент уровень
развития логистики на предприятии.
2. Сопоставление взаимосвязи логистики с конкурентыми преимуществами
предприятия.
3. Определение уровня в логистики сейчас и в стратегической
перспективе.
4. Оценка времени и ресурсов, необходимых для достижения должного
уровня.
5. Принятие решения о наиболее эффективных способах достижения данного
уровня - что необходимо отдавать на аутсорсинг.