Россия заняла 94 позицию из 155 в очередном интегральном
логистическом рейтинге (Logistics Performance Index) Всемирного банка
(ВБ). Лидером в условной группе постсоветских государств, по анализу
скорости прохождения и качеству оформления грузов, оказался Казахстан
(62 позиция) и как ни странно Узбекистан (68 позиция). Третье место в
этой же группе занимает Азербайджан (89 позиция в общем рейтинге).
Показательно, что Грузия, осуществив глубокие изменения в системе
таможенного оформления, тем не менее, поделила с Россией сравнительно
низкие 2,61 балла, оказавшись в итоге на 93 позиции. Виртуальные
рейтинги, конечно, не могут быть критерием полной объективности о
состоянии реальных коммуникаций, но они говорят о ситуации в отрасли,
дают почву для сравнительного анализа.
Несомненным лидером по
транзиту и перевалке грузов на Южном Кавказе стал Азербайджан. По мнению
экспертов ВБ, наибольшие трудности Азербайджан испытывает в сфере
качества таможенных процедур (оценка - 2,14 из 4 баллов), по этой
категории Азербайджан практически совпадает с Россией. Немногим выше
оцениваются инфраструктура (2,23), компетентность логистических служб
(2,48), отслеживание отправлений (2,65) и тайминг (3,15). Последний
пункт - показатель времени прохождения груза для составителей рейтинга
является ключевым. Наилучшие показатели у Азербайджана в качестве
погрузочно-разгрузочных работ – (3,05 баллов, в сравнении с Грузией
2,73) и по времени прохождения груза – (3,15). Таким образом,
Азербайджан оказался на 89 месте, обогнав Россию, Грузию, Армению,
Украину, и ряд других государств. Если намеченная модернизация
транспортных коммуникаций будет осуществлена в полном объеме, у
Азербайджана есть возможность закрепить виртуальный (оценочный) статус
регионального логистического центра, способного побороться за часть
транзитного потока из Китая и Казахстана.
В этом плане продуктивной
может оказаться инициатива украинского премьера Николая Азарова о
продолжении мультимодального маршрута «Викинг» в страны Центральной Азии
через территорию Азербайджана, с привлечением Турции. Это позволит
ускорить движение китайских товаров из Центральной Азии в Европу и
встречных потоков из Европы в Азию. Поезд комбинированного транспорта
«Викинг» был создан как совместный проект Белоруссии, Литвы и Украины.
Пока он перевозит сравнительно ограниченные объемы из Клайпедского порта
в одесский порт Ильичевск и обратно, но с каждым годом они растут. В
2011 году в составе «Викинга» по маршруту Ильичевск/Одесса - Минск
(Колядичи) - Драугисте (порт Клайпеда) проследовало 58,6 тыс.
контейнеров. В 2011 году к этому проекту присоединились Грузия и
Молдавия.
В связи с постоянным
политическим напряжением вокруг Ирана большие проблемы в регионе
испытывает международный транспортный коридор «Север-Юг». Почти десять
лет обсуждается возможность строительства железнодорожного моста через
реку Астара на ирано-азербайджанской границе. Новая информация о
перспективах проекта поступит после 30 мая из Индии, где соберется
международная экспертная группа для обсуждения ситуации.
Большую ставку Баку делает
на реализацию нового железнодорожного маршрута Баку-Тбилиси-Карс (БТК).
Однако затраты на строительство этой магистрали в целом могут превысить
1 млрд дол. (на строительство и реконструкцию грузинского участка
железной дороги БТК Азербайджан выделил Грузии льготный кредит на общую
сумму в 775 млн дол.) Проект будет неполным без нового порта. Поэтому
Азербайджан собственными силами ведет строительство международного
морского торгового порта «Йени Бакы» в поселке Алят. В свою очередь для
работы порта строятся и закупаются новые суда. Надо учитывать, что эти
затраты окупятся не сразу. Однако они станут существенным показателем
более успешной конкуренции Азербайджана.
Рассмотрим ситуацию в
Армении (111 положение в общем рейтинге, 2,52 балла). Трудности Армении,
находящейся в центре региональных конфликтов хорошо известны: война с
Азербайджаном, официально закрытая граница с Турцией, зависимость от
транзита из Грузии. Единственно устойчивой коммуникацией остается
воздушное сообщение, однако оно же и увеличивает себестоимость грузов.
Тем не мене Ереван пытается находить возможности для развития внутренних
коммуникаций. Еревану удалось привлечь российскую РЖД к модернизации
армянской железной дороги. В конце апреля 2012 года испанская компания
Corsan-Corviam Construccion, S.A. была признана победителем в тендере на
строительство трех участков автомобильного коридора «Север-Юг» (сумма
сделки составляет 250 млн дол., программа финансируется Азиатским банком
развития, работы будут проводиться на участках Аштарак-Талин,
Ереван-Арарат и Ереван-Аштарак). По оценке премьера Тиграна Саркисяна,
общая инвестиционная стоимость проекта составит 1,5 млрд долларов.
Автомагистраль с разрешенной скоростью транспорта в 100 км/ч и с 4
полосами движения протянется от армяно-иранской до армяно-грузинской
границы. Данные участки трассы в рамках «Север - Юг» будут первыми в
Армении бетонными магистралями общей протяженностью в 550 км.
Модернизация и обновление
транспортно-логистической инфраструктуры в новой Евразии происходят
крайне медленно. Имеющиеся мощности закладывались во времена СССР и
ранее, они никак не рассчитаны на нынешние реалии. Поэтому необходимо
затрачивать колоссальные ресурсы, чтобы догнать международный рынок и
соответствовать его требованиям. В тот момент, когда качество
инфраструктуры и уровень логистики России и постсоветских государств
будут соответствовать мировым стандартам, бизнес сможет организовывать
свои товарные потоки в регионе на более высоком административном и
информационном уровне. В свою очередь, это привлечет в Центральную Азию,
на Каспий и Кавказ большее количество внешних инвесторов. Если в этих
направлениях будет вестись активная работа, все государства региона
продвинутся вверх в глобальных логистических рейтингах, что
соответственно повысит инвестиционную привлекательность, в том числе и
национальных транспортно-логистических компаний. Однако, в том случае
когда уже не будут остро стоять вопросы состояния дорог, простоты
взаимодействия с аэро- и морскими портами, эффективность международных
транспортных коридоров на территории многих государств СНГ может быть
по-прежнему заблокирована этническими и сепаратистскими конфликтами.
Пожалуй, это станет главной преградой на пути модернизации коммуникаций.
Единственным выходом в этом положении может стать частичная
социально-политическая интеграция Новой Евразии.
Источник: http://www.lobanov-logist.ru/
|