Интеграция логистики
Логистика определяется как одна из сфер компетентности делового
предприятия, вносящих вклад в универсальный процесс создания
потребительной стоимости. Когда логистические операции в значительной
степени интегрированы и образуют ключевую сферу компетентности, они
служат источником стратегических преимуществ. Уверенность в том, что
интеграция всей системы обеспечивает намного более выдающиеся результаты
деятельности, нежели разрозненное управление отдельными функциями,
составляет основополагающую парадигму логистики,
Далее вы ознакомитесь с ключевыми концепциями, на которых
строится интеграция логистики, включая планирование этого процесса.
Сначала дается обзор базовых операций, необходимых для обеспечения
потребностей логистики. Осуществимость предназначения логистики зависит
от успешного выполнения и координации специфических функций, относящихся
к физическому распределению, обеспечению производства и снабжению.
Потом разбирается схема интеграции логистических операций и та роль,
которая принадлежит здесь управлению запасами и информационными
потоками. Затем дается обзор оперативных целей, которых достигают
компании путем интеграции логистики. Далее вводится определение
структуры функционального цикла (цикла исполнения заказа) как основного
фактора успешной интеграции. Именно последовательность функциональных
циклов связывает логистическую систему делового предприятия с его
потребителями и поставщиками в единую снабженческо-сбытовую цепочку.
Очень важно понимать, что организация системы логистики должна строиться
с учетом структуры и динамики функционального цикла, каких бы усилий
это ни требовало. Заключительная тема главы - повседневные колебания
функционального цикла, возникающие в текущей деятельности. Такие
колебания (изменчивость) служат основным источником неопределенности,
последствия которой и призваны устранять надлежащие организация
логистики и руководство ею.
Здесь стоит сделать несколько замечаний о формальных схемах
организации человеческих ресурсов применительно к логистике. Менеджеры
живо интересуются организационной структурой, поскольку в ней находят
прямое отражение распределение обязанностей, должностные посты, уровень
оплаты труда и объем полномочий работников. Многие менеджеры полагают,
что сосредоточение ответственности за все операции и функции, из которых
складывается логистика, в одном подразделении автоматически ведет к
эффективной интеграции. Такое представление ошибочно, ибо подразумевает,
что формальная структура важнее управления. Организационная структура
сама по себе еще не гарантирует интеграции логистики. В некоторых видах
деятельности, которые отличаются наибольшей степенью интеграции,
отсутствует формальная подотчетность одному руководителю. В то же время
какие-то компании с сильно формализованной системой субординации и
подотчетности в логистике тоже добились прекрасных результатов. На этом
этапе нашего исследования какие-либо обобщения по поводу того, какой
должна быть идеальная организация логистики, явно преждевременны.
Организационные структуры логистики очень сильно разнятся в зависимости
от конкретного предназначения, типа бизнеса и имеющихся человеческих
ресурсов. Главная задача заключается в формировании "логистического
мышления", чтобы все менеджеры в компании научились рассуждать и
действовать, исходя из понятий интегрированных усилий и экономичности.
Более общие выводы об организации логистических систем мы отложим до
главы 20, когда уже твердо усвоим основы интеграции.
Как работает логистика
Компетентность в логистике достигается благодаря координации таких
видов деятельности, как (1) формирование логистической инфраструктуры;
(2) информационный обмен; (3) транспортировка; (4) управление запасами;
(5) складское хозяйство, грузопереработка и упаковка. Только сведенные в
единую систему, эти функциональные области способны обеспечивать
потребности логистики. Ниже мы дадим предварительное описание каждого из
элементов логистики и обсудим, как складываются взаимосвязи между ними в
типичном деловом предприятии.
Поскольку мы рассматриваем функционирование логистики с позиции
отдельного предприятия, имеет смысл сделать два замечания. Во-первых,
для завершения логистического процесса в целом большинство фирм
нуждается в содействии множества других деловых предприятий. Подобное
взаимодействие объединяет фирмы вокруг общих целей, политики и программ.
Для общей снабженческо-сбытовой цепочки это означает рост эффективности
благодаря устранению дублирования операций и непродуктивных затрат
времени и ресурсов. Вместе с тем взаимодействие между организациями
требует совместного планирования и управления деловыми связями. Этот
процесс установления взаимоотношений в логистической цепочке и
управления ими подробно разбирается в главах 4 и 20.
Во-вторых, в сфере услуг работают компании, выполняющие
логистические операции от имени и в интересах своих клиентов; это, в
частности, транспортные фирмы и предприятия складского хозяйства. Такие
специализированные компании дополняют, а порой даже заменяют собой тех
работников фирм-клиентов, которые непосредственно занимаются
соответствующими функциями. При этом, когда в логистической системе
фирмы-клиента используются "внешние" специалисты, клиент должен
осуществлять надлежащее руководство и управление ими. Стало быть, хотя
выполнение специализированных функций может быть передано на сторону,
ответственность за успешное проведение нужных работ все равно остается
за управленческим персоналом фирмы.
Формирование логистической инфраструктуры
Классическая экономика традиционно не придавала должного значения
размещению инфраструктурных подразделений и проектированию
инфраструктурной сети в целом. В ранних экономическим исследованиях
спроса и предложения разность между затратами на размещение объектов
инфраструктуры и транспортными расходами либо принималась равной нулю,
либо считалась одинаковой для всех конкурентов. Между тем количество,
размеры и географическое расположение мощностей, используемых в
логистике, непосредственно влияют на уровень и издержки обслуживания
потребителей Проектирование инфраструктурной сети - первейшая
обязанность логистических менеджеров, ибо эта сеть обеспечивает доставку
продуктов и материалов потребителям. К числу типичных объектов
логистической инфраструктуры относятся производственные предприятия,
склады, погрузочно-разгрузочные терминалы и магазины розничной торговли.
Определение необходимого количества объектов каждого типа, их
географического местоположения и хозяйственных функций составляет
существенный элемент всей деятельности по формированию (проектированию)
логистической инфраструктуры. В особых случаях ведение операций на таких
предприятиях может быть передано сторонним специалистам, оказывающим
соответствующие услуги. Вне зависимости от того, кто реально выполняет
эту работу, все инфраструктурные подразделения должны рассматриваться в
процессе управления как интегрированные элементы логистической системы
фирмы.
Приступая к формированию логистической инфраструктуры, необходимо
определить количество и местоположение каждого типа подразделений
(объектов), нужных для исполнения функций логистики. Кроме того, надо
установить, сколько и каких запасов следует держать на каждом объекте и
где размещать заказы клиентов на поставку. Инфраструктура образует
каркас, на котором строится система логистики и ее работа. В силу этого
инфраструктурная сеть включает в себя информационные и транспортные
объекты. Отдельные функции, такие как обработка заказов клиентов,
управление запасами или грузопереработка, осуществляются в рамках
логистической инфраструктуры.
При формировании инфраструктурной сети логистики следует
рассматривать разные варианты выбора географического местоположения
объектов. Тот факт, что географические рынки во многом отличаются друг
от друга, легко проиллюстрировать. На долю 50 крупнейших по численности
населения рынков, входящих в "метрополию" США, приходится свыше 55%
продаж всех продуктов [i]. Стало быть, деловое предприятие, действующее в
национальном масштабе, должно располагать соответствующими
логистическими мощностями для обслуживания этих важнейших рынков.
Географическое расположение источников основных материалов и
производственных компонентов тоже весьма неравномерно. А если фирма
участвует в международных логистических операциях, работа по организации
и размещению объектов инфраструктуры становится еще более сложной.
Вспомогательная рубрика, посвященная тому, как построена инфраструктура
логистики в компании Laura Ashley, демонстрирует эти сложности.
Важность постоянной модификации инфраструктуры логистики для
приспособления к изменениям спроса и предложения невозможно переоценить.
В динамичной конкурентной среде ассортимент продукции, условия поставок
и производственные потребности непрерывно меняются. Конечно,
единовременно сменить местоположение всех инфраструктурных подразделений
логистики - дело немыслимое, но существует масса возможностей
перемещения и реорганизации отдельных объектов. Время от времени следует
давать оценку всем объектам, для того чтобы определить, удачно ли они
размещены. Выбор компанией наилучшего расположения инфраструктурной сети
может стать для нее первым шагом к обретению конкурентных преимуществ.
Эффективность логистики напрямую зависит от инфраструктуры. Дальше мы
еще не раз коснемся проблемы размещения инфраструктурных подразделений и
разберем ее с разных сторон в связи с другими вопросами.
Реорганизация инфраструктуры
Фирма Laura Ashley, базирующаяся в Великобритании, производит
женскую и детскую одежду, декоративные и обивочные ткани, обои,
постельное белье и аксессуары для оформления помещений под единой
торговой маркой. Поддерживая неизменно высокий уровень дизайна и
качества своей продукции, Laura Ashley вместе с тем страдала от снижения
прибылей из-за слишком усложненной, высокозатратной и неэффективной
системы логистики. Фирма обнаружила, что чрезмерное количество
транспортных и производственных объектов ведет к утрате общего
управленческого контроля над операциями. Для восстановления такого
контроля компании потребовалась реорганизация логистической системы.
Внедрение новой системы началось с передачи всех функций логистики,
прежде выполнявшихся самой компанией, специализированной фирме Business
Logistics - подразделению Federal Express. Задача Business Logistics
заключалась в перестройке и совершенствовании работы и управления на
каждом участке товарных и информационных потоков в логистической цепочке
Laura Ashley.
До реорганизации у компании Laura Ashley было пять крупных
складских предприятий, восемь основных транспортных объектов и десять
не связанных между собой управленческих систем. Вследствие этого
доставка товаров потребителям занимала слишком много времени, у компании
скапливался огромный объем запасов, но при этом слишком часто возникали
непредвиденные перебои в снабжении, Так, клиенту, ожидавшему срочной
поставки товара со склада в Германии, приходилось сообщать, что текущий
запас исчерпан, а следующая партия поступит не раньше чем через
несколько месяцев. В то же время на складе в Уэльсе хранился излишек
этого товара. В среднем 16% всего ассортимента продуктов, выпускавшихся
компанией, отсутствовало на прилавках розничных магазинов.
Laura Ashley осознавала, что сложившаяся схема размещения
ее мощностей нуждается в пересмотре. Компания получила совет закрыть все
склады за исключением одного, расположенного в Великобритании, который
следовало переориентировать с обслуживания исключительно местного рынка
на обслуживание международных рынков. Размещение складских мощностей
только в одном месте, в Ньютоне, обеспечивало близость к
производственным предприятиям, расположенным в Великобритании. Складское
хозяйство в Ньютоне превратилось в мировой "обрабатывающий центр",
действующий как своего рода логистическая "расчетная палата" для
продуктов Laura Ashley. Хотя концепция единого распределительного
центра, очевидно, сопряжена с более крупными транспортными расходами,
руководство Laura Ashley полагало, что возросшая эффективность
компенсирует возросшие издержки.
В прошлом непредсказуемый спрос оборачивался для компаний
необходимостью держать большие запасы, позволяющие справляться с такой
неопределенностью и поддерживать неизменный уровень обслуживания
потребителей. В Laura Ashley считали, что при размещении складских
мощностей в одном месте ее товарно-материальный поток будет более
предсказуемым, нежели при разрозненном размещении множества мелких
предприятий. Теперь отдельные рынки, каждый со своим уровнем и
характером спроса, можно слить в единую рыночную зону, что позволяет
более равномерно распределять ресурсы между рынками с высоким и низким
спросом. Транспортные расходы в этом случае компенсируются ускорением
оборачиваемости запасов. А фактически опыт Laura Ashley показал, что
использование единого распределительного центра ведет к сокращению
транспортных расходов благодаря частичному устранению встречных
поставок. Прямая доставка в розничный магазин со склада в Великобритании
занимает примерно столько же времени, что и раньше, но зато груз
перевозится только единожды, а не перемещается многократно с одного
предприятия к другому и, соответственно, не требует повторной обработки.
Но реорганизация в Laura Ashley не ограничилась лишь
сокращением издержек. Ныне компания открыла для себя возможности
повышения уровня сервиса и гибкости в работе, а ее предприятия теперь в
состоянии возобновлять запасы в магазинах, где бы они ни находились, в
течение 24-4-8 часов. Laura Ashley намерена использовать передовые
управленческие и информационные системы для слежения и контроля за
динамикой уровня запасов на своих предприятиях повсюду в мире.
Глобальная транспортная сеть Federal Express обеспечивает своевременную
доставку товаров на любые расстояния. Кроме того, Laura Ashley планирует
заняться торговлей по почтовым заказам с гарантией доставки конечному
потребителю в любой точке земного шара в течение 48 часов. Ее нынешний
бизнес почтовых заказов, который оценивается в 10 млн долл., переживает
быстрый и устойчивый рост, но до сей поры компания сдерживала его, не
имея возможности расширять географию заказов. Теперь модернизированная
сеть объектов логистической инфраструктуры открывает пути для
дальнейшего прибыльного роста.
Источники: Larry Stevens. Back from the Brink // Inbound
Logistics.1992. September, P, 20-23; информация о компании,
опубликованная Federal Express Business Logistics Europe.
Информация
До недавнего времени роль информации в логистике не выделялась и не
рассматривалась особо. Такое невнимание объяснялось главным образом
недостатком удобных для пользования технологий сбора и накопления
информации. К тому же менеджеры не осознавали в полной мере, насколько
мощным инструментом повышения эффективности логистики могут стать
высокоскоростные и высокоточные средства информационного обмена. Но все
это дела минувших дней. Современные технологии способны удовлетворить
подавляющую часть информационных потребностей. Появились возможности при
необходимости получать данные в режиме реального времени. А менеджеры
научились пользоваться такими информационными технологиями и принимать с
их помощью новые, нетрадиционные логистические решения. Однако польза,
которую можно извлечь из технологии, полностью зависит от качества
информации. Недоброкачественная информация способна создать массу
непредсказуемых сложностей в работе. Обычно информационный "брак" бывает
двух видов. Во-первых, поступившие данные порой неверно отражают
реальные тенденции и события. Поскольку логистика в большой мере имеет
дело с будущими потребностями, неточные опенки и прогнозы могут привести
к нехватке или, напротив того, избыточному накоплению запасов. В
частности, неоправданное положение с запасами может сложиться у компании
в результате слишком оптимистичных прогнозов. Во-вторых, данные,
полученные при обработке заказов, иногда искажают реальные потребности
клиентов. Выполнение недостоверного заказа влечет за собой все издержки,
присущие логистике, но, как правило, не завершается продажей товара.
Фактически издержки зачастую даже возрастают на величину затрат,
необходимых для возврата груза, а если возможность продать товар все еще
сохраняется, то повторная попытка обслужить клиента еще раз увеличивает
издержки. Короче говоря, любая ошибка в массиве нужной информации
потенциально чревата сбоями в нормальной работе всей логистической
цепочки.
Прямая выгода от быстрого информационного потока заключается в
том, что он позволяет наладить равномерный рабочий процесс. Едва ли для
какой-нибудь фирмы есть смысл в том, чтобы поступающие заказы в течение
недели накапливались в местном офисе отдела продаж, затем пересылались в
региональное отделение для последовательной обработки, после чего
наряды на отгрузку направлялись бы на распределительный склад, а грузы
для своевременной доставки транспортировались воздушным путем. Получение
заказов непосредственно от клиента через электронную систему обмена
данными позволяет обеспечить даже более срочную доставку, пользуясь
более медленным наземным транспортом, и при этом с меньшими общими
издержками. Главное - поддерживать равновесие между элементами
логистической системы.
Две области логистики больше других зависят от информации - это
прогнозирование и управление заказами. Прогнозирование в логистике
служит для определения будущих потребностей. Прогноз используется как
инструмент оценки того объема запасов, который нужен для удовлетворения
ожидаемых запросов потребителей. Но логистические менеджеры не следуют
слепо каждой "букве" прогнозов. Одна из главных причин, по которым они
нуждаются в информации для четкого управления логистическими операциями,
заключается в необходимости компенсировать неточность прогнозов умением
быстро отвечать на изменившиеся потребности. Системы управления -
"точно-в-срок", "быстрое реагирование", "непрерывное пополнение запасов"
- служат примерами моделей логистического менеджмента, появление
которых стало возможным благодаря современным информационным технологиям
[ii]. Важнейшая задача менеджеров по логистике - строить хозяйственные
стратегии своих фирм (их планирование и осуществление) на основе
желательного сочетания прогнозов и оперативного контроля. Управление
заказами попросту означает удовлетворение конкретных запросов клиентов.
Исполнение заказа потребителя - это основная операция в логистике.
Логистика обслуживает как внешних, так и внутренних потребителей. В
число внешних потребителей входят все конечные пользователи (покупатели)
продукта или услуги, а также все торговые партнеры фирмы, приобретающие
продукты или услуги для перепродажи. Внутренние потребители - это
структурные подразделения. фирмы, нуждающиеся в логистической поддержке
для выполнения своих функций. Управление заказами охватывает все виды
деятельности, связанные с удовлетворением запросов потребителей, - от
собственно приема заказов до поставки товаров, выставления счетов и,
зачастую, получения оплаты. Фирма лишь настолько способна преуспеть в
логистике, насколько велика ее компетентность в управлении заказами.
Чем более эффективна логистическая система фирмы, тем более
чувствительна она к точности информации. Компании, имеющие хорошо
отлаженные и оперативные системы логистики, не держат избыточных запасов
в качестве защитного средства от сбоев в текущей деятельности, объем
так называемых буферных (страховых) запасов здесь сведен к минимуму.
Неверная информация и задержки с обработкой заказов способны полностью
подорвать нормальную работу логистики. Информационные потоки придают
динамичность логистической системе. Стало быть, качество и
своевременность информации - это ключевые факторы эффективности
логистики. В главе 6 мы более подробно разберем информационные
технологии и информационные потребности логистики; в частности,
рассмотрим, особую роль информации в прогнозировании и управлении
запасами.
Транспортировка
При данных инфраструктурной сети и информационных мощностях
логистической системы географическое размещение запасов фирмы
определяется ее транспортными возможностями. Из-за основополагающей
важности транспортировки и очевидных издержек, с ней связанных, эта
область деятельности всегда привлекала к себе пристальное внимание
менеджеров. Практически во всех компаниях - и в крупных, и в мелких -
обязательно есть руководители, ответственные за транспорт.
Транспортировку можно организовать тремя основными способами.
Во-первых, можно использовать частный транспортный парк. Во-вторых,
можно на контрактной основе подрядить специализированную транспортную
фирму (и даже не одну). В-третьих, можно комбинировать разные типы
средств грузоперевозки, которые обеспечивают разные транспортные услуги,
что позволяет удовлетворять индивидуальные потребности клиентов. Эти
три способа обычно называют 'частными, контрактными и общими
грузоперевозками. В логистике эффективность транспортировки определяется
тремя факторами: издержками, скоростью и бесперебойностью.
Издержки транспортировки (транспортные расходы) складываются из
затрат на перемещение грузов между географически разобщенными объектами и
расходов на управление запасами в пути и их содержание. Логистическая
система должна быть организована таким образом, чтобы ее общие издержки
при выполнении транспортной функции оставались на минимальном уровне.
При этом нужно учитывать, что использование самых дешевых средств
транспортировки не всегда означает наименьшие расходы на грузоперевозку.
Скорость транспортировки - это то время, которое требуется для полного
осуществления конкретной грузоперевозки. Скорость и издержки
транспортировки находятся в двоякой зависимости. Во-первых, транспортные
фирмы, способные перевозить грузы быстрее других, обычно устанавливают
более высокие тарифы на свои услуги. Во-вторых, чем быстрее производится
транспортировка, тем меньше времени запасы находятся в пути и
недоступны для использования. Таким образом, при выборе наиболее
подходящих и желательных методов транспортировки важнее всего соблюдать
баланс между скоростью и издержками.
Бесперебойность транспортировки характеризует расхождения во
времени, которое занимает конкретная грузоперевозка раз от раза.
Показатель бесперебойности отражает зависимость транспортной функции от
многих факторов. Долгие годы менеджеры, ответственные за работу
транспорта считали бесперебойность важнейшим критерием качества
транспортировки. Если на конкретную грузоперевозку однажды потребовалось
два дня, а в следующий раз - шесть дней, то такая нежелательная
изменчивость способна породить весьма серьезные оперативные проблемы для
всей системы логистики. При недостаточной бесперебойности
транспортировки приходится создавать страховые запасы для защиты от
непредсказуемых сбоев в обслуживании. Бесперебойность транспортировки в
значительной мере влияет на общий объем запасов, которые вынуждены
держать как покупатели, так и продавцы, а также на связанный с ними
риск. С появлением новых информационных технологий, позволяющих
контролировать весь процесс доставки грузов и отслеживать каждый его
этап, логистические менеджеры стали проявлять больше заинтересованности
скоростью транспортных услуг при одновременном поддержании
бесперебойности. Время - весьма ценный ресурс, и мы еще не раз вернемся к
обсуждению этого вопроса. Кроме того, важно понимать, что качество
транспортировки играет решающую роль в тех видах деятельности, которые
чувствительны к фактору времени. А качество это определяется сочетанием
скорости и бесперебойности транспортировки.
При проектировании логистической системы необходимо поддерживать
хрупкое равновесие между издержками транспортировки и качеством
транспортных услуг. В некоторых условиях вполне достаточной оказывается
низкозатратная и медленная транспортировка. В других ситуациях для
достижения хозяйственных целей требуется высокая скорость транспортных
услуг. Выбор подходящей комбинации способов транспортировки и управление
ею является первейшей обязанностью логистики.
Три соображения, имеющие отношение к транспортировке, менеджеры
должны обязательно учитывать при формировании логистической
инфраструктуры. Во-первых, конкретный выбор местоположения
инфраструктурных объектов диктует комплекс транспортных потребностей и
одновременно ограничивает возможности использования альтернативных
способов транспортировки. Во-вторых, транспортные расходы не сводятся
лишь к цене грузоперевозки. В-третьих, все усилия, направленные на
интеграцию транспортных мощностей в логистическую систему, могут
оказаться совершенно бесплодными, если доставка грузов осуществляется
неравномерно и с перебоями. В главах 10-12 раскрывается роль
транспортировки в стоимостной цепочке логистики.
Управление запасами
Потребности фирмы в запасах определяются инфраструктурой логистики и
заданным уровнем сервиса. Теоритеически компания может хранить запасы
произведенных товаров в складских помещениях, предназначенных для
обслуживания каждого клиента. Но лишь немногие деловые предприятия в
состоянии позволить себе такую роскошь, ибо этому препятствуют высокий
риск и большие общие издержки. Обычно задача состоит в том, чтобы
обеспечить желательный уровень сервиса при минимальном объеме запасов, с
которым связаны наименьшие общие издержки. Избыточные запасы порой
компенсируют отсутствие продуманного плана при формировании
логистической инфраструктуры, а также - до некоторой степени -
недостатки в управлении. Однако такие избыточные запасы, используемые в
качестве "костыля", в конце концов оборачиваются более высокими, чем
требуется, общими издержками логистики.
Любая стратегия логистики призвана удерживать величину финансовых
активов, "связанных" в запасах, на минимально возможном уровне.
Основная цель управления запасами - добиться скорейшей оборачиваемости
запасов в процессе удовлетворения запросов потребителей. Толковая
политика управления запасами строится на избирательном распределении
ресурсов по пяти признакам, к которым относятся: сегментация
потребительского рынка (состава потребителей), требуемый ассортимент
продуктов, интеграция грузоперевозок, временные потребности, требования
конкуренции. Ниже мы вкратце рассмотрим каждый из признаков, лежащих в
основе такой избирательности.
Каждое деловое предприятие, продающее продукцию широкому кругу
потребителей, сталкивается с тем, что разные сделки обладают для него
разной прибыльностью. Некоторые группы потребителей приносят фирме
больше прибыли и к тому же имеют потенциал роста, тогда как другие -
нет. Прибыльность потребителя зависит от типа приобретаемых им
продуктов; объема продаж; иены; требуемых услуг, при оказании которых
создается добавления стоимость; дополнительных действий, необходимых для
поддержания устойчивых деловых связей. Высокоприбыльные группы
потребителей образуют основной рынок для компании. Стратегия управления
запасами должна быть нацелена на удовлетворение запросов каждой из таких
ключевых групп потребителей. Секрет эффективной сегментации
логистических операций кроется в правильной расстановке приоритетов при
управлении запасами, смысл которой в полном обеспечении ключевых
потребителей.
Опыт большинства фирм свидетельствует о том, что типы
производимых ими продуктов тоже различаются между собой по объему продаж
и прибыльности. В отсутствие каких-либо привходящих факторов компания
может обнаружить, что на долю менее чем 20% всей реализуемой ею
продукции выпадает свыше 80% совокупных прибылей. Поскольку это "правило
80/20", или правило Парето, носит всеобщий характер, менеджеры могут
попытаться избежать излишних затрат, проводя стратегию управления
запасами, основанную на классификации производимых продуктов и
установлении приоритетов. Так, ключом к устранению ненужных расходов
может послужить реалистичная оценка того, какие малоприбыльные продукты
или продукты с небольшим объемом продаж все же следует поставлять на
рынок. Разумеется, любая компания хотела бы обеспечивать доступность и
бесперебойность поставок только самых прибыльных своих продуктов. Однако
для полного удовлетворения запросов ключевых потребителей поставщику
иногда приходится снабжать их малоприбыльными продуктами в значительных
объемах. Ловушка, которой в данном случае надо опасаться, - высокий
уровень сервиса при реализации таких малоприбыльных продуктов, если их
приобретают непостоянные или неключевые потребители. Таким образом, при
разработке избирательной политики управления запасами следует принимать
во внимание прибыльность тех или иных категорий продуктов. Многие фирмы
предпочитают хранить малоприбыльные или плохо расходящиеся виды
продукции на центральных распределительных складах. При получении заказа
на такие товары компания может соотнести реальный уровень сервиса,
который она готова предоставить при поставке, с относительной
значимостью для нее конкретного потребителя. Ключевых потребителей можно
обслужить, прибегнув к быстрому и надежному воздушному транспорту,
тогда как для выполнения остальных заказов менее важных клиентов
достаточно воспользоваться более дешевыми наземными средствами
грузоперевозки.
Выбор ассортимента продуктов, который должен храниться на том или
ином складе, непосредственно сказывается на условиях транспортировки.
Большинство транспортных тарифов устанавливается исходя из объема и
размера конкретного груза, предназначенного для перевозки. Стало быть,
вероятно, разумной стратегией было бы держать на складе достаточное
количество товаров, чтобы иметь возможность комплектовать крупные партии
грузов, адресованных конкретному клиенту или в конкретную
географическую зону. Связанная с такой стратегией экономия на
транспортных расходах может существенно перекрыть рост затрат на
хранение запасов.
Необходимость быстрой доставки товаров для полного выполнения
запросов потребителей является важной движущей силой логистики.
Порожденные этой необходимостью модели снабжения в реальном времени
призваны сокращать общий объем запасов за счет создания таких условий,
которые позволяют своевременно и точно реагировать на возникающие
потребности производства или розничной торговли. Если продукты и
материалы поставляются быстро, то необязательно держать запасы на
производственных предприятиях. Точно так же при быстром пополнении
товарных запасов в розничных магазинах требуется меньше страховых, или
буферных, резервов в конечных звеньях логистической цепочки. На смену
практике накопления и хранения таких страховых запасов (на случай
непредвиденных сбоев в снабжении) приходит поставка точно определенного
количества товаров в нужное время. Поскольку подобные временные модели
сводят запасы у потребителей к абсолютному минимуму, возникающая
вследствие этого экономия должна компенсировать издержки, связанные с
чувствительностью логистического процесса к фактору времени. К примеру,
применение временных моделей, как правило, ведет к сокращению объема
единоразовой грузовой отправки, что увеличивает количество и частоту
необходимых перевозок, а также цену перевозки. Это, в свою очередь,
может повлечь за собой рост транспортных расходов. Для того чтобы
логистические модели работали плодотворно и эффективно, необходимо
соблюдать некий компромисс между желательным уровнем обслуживания
потребителей и минимальными общими издержками.
И наконец, нужно помнить, что стратегии управления запасами
разрабатываются не в вакууме, а в конкурентной среде. Обычно партнеры
предпочитают иметь дело с теми фирмами, которые могут пообещать
своевременность и бесперебойность поставок и в состоянии выполнить свое
обещание. Это порой требует размещения и хранения на конкретном складе
такого объема запасов, который обеспечивал бы заданный уровень сервиса
даже тогда, когда соблюдение этого условия увеличивает общие издержки.
Надежная политика управления запасами чрезвычайно важна для обретения
конкурентных преимуществ в обслуживании потребителей или, по крайней
мере, для частичного ослабления соперников в этой сфере. Запасы
материалов и комплектующих в логистике создаются по иным причинам, чем
запасы готовой продукции. Объем запасов каждого типа и потребности в них
следует оценивать в сопоставлении с общими издержками. Нужно хорошо
понимать, что в интегрированной логистической системе все решения по
поводу размещения инфраструктурной сети, транспортировки и управления
запасами тесно взаимосвязаны и именно эта взаимосвязь составляет основу
интеграции. Черты, отличающие надежную и толковую стратегию управления
запасами, подробно рассматриваются в главах 8 и 9.
Складское хозяйство, грузопереработка и упаковка
Четыре функциональных: области логистики - организация
инфраструктуры, информационный обмен, транспортировка и управление
запасами - могут быть скомбинированы в единую действующую систему
множеством разных способов. Каждый из них потенциально позволяет достичь
какого-то уровня обслуживания потребителей с соответствующими общими
издержками. По существу, эти четыре функции в сочетании образуют систему
решений интегрированной логистики. Остальные функциональные области -
складское хозяйство, грузопереработка и упаковка - тоже представляют
собой интегрированные части системы, однако они не занимают такого
независимого положения, как четыре первые. Складирование,
грузопереработка и упаковка являются составными элементами других
областей логистики. Скажем, товарные запасы, предназначенные для
продажи, в течение логистического процесса должны время от времени
попадать на склад и храниться там. Транспортные операции обязательно
нуждаются в грузопереработке для эффективной погрузки и разгрузки. И
наконец, с отдельными продуктами куда сподручнее управляться, когда они
упакованы вместе в грузовые контейнеры или другую тару.
Когда логистике требуется складское хозяйство, перед фирмой
открывается выбор: воспользоваться услугами специализированных компаний
или опираться на собственные возможности. Это решение не сводится к
простой процедуре поиска помещения для хранения запасов, ибо многие
действия, важные для логистики в целом, производятся как раз тогда,
когда товар содержится на складе. Примерами таких действий могут служить
сортировка грузов, оформление документов, обработка заказов,
комплектование (укрупнение) партий грузов для отправки в одно место
назначения, а в отдельных случаях даже модификация и сборка изделий.
Во время хранения продуктов на складе важную роль играет
грузопереработка. Грузы должны быть приняты, помешены в надлежащее
место, рассортированы и скомпонованы так, как того требуют заказы
потребителей. Оплата труда основных рабочих и капитальные вложения в
оборудование грузопереработки составляют крупный элемент общих издержек
логистики. Неправильная грузопереработка может привести к значительным
повреждениям товаров. Вполне понятно, что чем реже груз подвергается
обработке, тем меньше шансов нанести ему какой-то ущерб и тем выше
эффективность складского хозяйства в целом. Существует масса
разнообразных механизмов и автоматических приспособлений, облегчающих
грузопереработку. По существу, любой склад с его мощностями
грузопереработки представляет собой логистическую систему в миниатюре.
Для облегчения и повышения производительности грузопереработки
продукты, изначально упакованные в банки, бутылки и коробки, комплектуют
в более крупные грузовые единицы. Первичной такой единицей служит
стандартный упаковочный модуль, который обладает двумя важными
свойствами. Во-первых, он защищает продукты от возможных повреждений во
время погрузки, транспортировки, хранения и других логистических
операций. Во-вторых, стандартный модуль облегчает грузопереработку, так
как с одной крупной упаковкой обращаться, разумеется, проще, чем с кучей
мелких разрозненных предметов. Для большей производительности
грузопереработки и транспортировки стандартные модули обычно объединяют в
еще более крупные грузовые единицы, к которым относятся пакеты,
формируемые на стандартах паллетах (поддонах), и контейнеры разных
типов. Если складское хозяйство, грузопереработка и упаковка эффективно
интегрированы в логистическую систему компании, то они существенно
ускоряют и облегчают движение товарно-материальных потоков. По правде
говоря, нескольким фирмам удалось даже наладить прямую поставку широкого
ассортимента товаров с производственных предприятий в розничные
магазины без промежуточной обработки. Более подробному обсуждению
складского хозяйства, грузопербработки и упаковки посвящены главы 13-15.
Заключение
С позиции бизнеса в целом логистика существует для того, чтобы
товарно-материальные запасы поступали в нужное время в нужное место и с
надлежащей пользой при наименьших общих издержках. Запасы сами по себе -
невеликая ценность, пока они не размещены там и тогда, где и когда они
требуются для обеспечения передачи собственности из рук в руки или
создания добавленной стоимости. Если компании не удается постоянно
соблюдать это условие места и времени, ей нечего будет продавать. Для
того чтобы логистика приносила максимальные стратегические выгоды, все
ее функциональные звенья должны работать на основе интеграции. Успехи в
каждом таком звене имеют смысл только в том случае, если они
способствуют повышению эффективности интегрированной системы логистики в
целом. По сути дела, достижение стратегических целей любого делового
предприятия зависит от интеграции функций логистики.
Интегрированная логистика
Концептуальная основа интеграции логистики представлена на рисунке
2.1. Логистика рассматривается как сфера компетентности, которая
связывает компанию с ее потребителями и поставщиками. Потоки информации о
потребителях (и от них) поступают в компанию в форме данных о продажах,
прогнозов и заказов. Эта информация преобразуется в конкретные планы
производства и закупок. Поступающие материальные ресурсы кладут начало
потоку запасов, постепенно обретающих добавленную стоимость, движение
которого завершается передачей права собственности на готовые продукты
потребителям. Таким образом, в этом едином процессе выделяются две
составляющие: поток запасов и информационный поток. Подробное
исследование каждого потока стоит предварить двумя замечаниями.
Во-первых, для того чтобы убедиться в необходимости интеграции
всех функций и операций логистики, полезно рассмотреть "внутренние" виды
деятельности (указанные в заштрихованной области рис. 2.1) по
раздельности. Но подобная интеграция хотя и является необходимой
предпосылкой успешной работы, сама по себе еще не достаточна для
достижения целей делового предприятия. В нынешней конкурентной среде
фирма может стать по-настоящему эффективной только в том случае, если ей
удастся вовлечь в интеграцию своих потребителей и поставщиков. Такая
внешняя интеграция, именуемая управлением логистической цепочкой,
составляет тему главы 4.
Во-вторых, базовый процесс, показанный на рисунке 2.1, не
ограничивается только рамками бизнеса и не является исключительной
чертой производственных компаний. Потребность в интеграции присуща всем
типам деловых предприятий (во всех отраслях), равно как и организациям
государственного сектора. Скажем, компании розничной торговли и
оптовики, как правило, играют роль связующего звена между этапами
физического распределения и закупок помимо традиционного производства. И
в любом случае розничные и оптовые торговцы должны завершать
логистический процесс создания добавленной стоимости. То же самое верно и
для государственных организаций, занимающихся производством или
оказанием услуг.
Рис.
2.1. Интеграция логистики
Поток запасов
Оперативное управление логистикой регулирует движение и хранение
запасов материалов и готовой продукции. Логистические операции
начинаются с поступления материальных ресурсов или производственных
компонентов от поставщика и заканчиваются доставкой произведенного
продукта потребителю.
После закупки материалов и компонентов в логистическом процессе
создается добавленная стоимость по мере продвижения запасов в нужное
время и нужное место. Если все делается, как следует, материалы обретают
дополнительную стоимость на каждом этапе их преобразования в готовый
продукт. Другими словами, стоимость отдельной детали увеличивается,
когда последняя становится частью машины. И точно так же машина
приобретает большую стоимость, будучи доставлена покупателю.
Задача материально-технического обеспечения производства
заключается в том, чтобы переместил запас полуфабрикатов (незавершенного
производства) туда, где он нужен для окончательной сборки и обработки.
Цена каждого компонента и его движение составляют основу процесса
создания добавленной стоимости. Но завершается этот процесс и стоимость
формируется окончательно только в том случае, если готовый продукт
переходит в собственность потребителя в определенное время в
определенном месте.
У крупного производителя логистические операции складываются
порой из тысячи таких движений, которые в конце концов сводятся к
единому результату: доставке продукта одному пользователю, розничному
торговцу, оптовику, дилеру или другому потребителю. У крупного
розничного торговца логистика охватывает широкий спектр действий от
закупок товаров для перепродажи до поиска и привлечения новых
покупателей и доставки покупок клиентам. У обычной больницы логистика
начинается со снабжения необходимыми ресурсами, а заканчивается полным
обеспечением хирургических процедур и послеоперационного лечения
пациентов. Главное, что в любом деле, независимо oт размера и типа,
логистика играет важную роль и требует неослабного внимания менеджеров.
Эта нехитрая мысль станет еще понятнее, если мы разобьем операции
логистики на три составляющие: физическое распределение,
материально-техническое обеспечение производства и снабжение, - которые
представлены на рисунке 2.1 как оперативные подразделения логистической
системы фирмы.
Физическое распределение. Физическое распределение занимается
продвижением готовых продуктов к потребителям. С позиций физического
распределения потребитель представляет собой конечный пункт
маркетингового канала. Важнейшая задача каждого участника такого канала -
обеспечить доступность продукта. Даже торговые агенты производителя,
которые, как правило, не создают собственных резервов, в выполнении
возложенных на них функций зависят от доступности запасов. Если нужный
ассортимент товаров не доставлен вовремя в нужное место, значит, все
маркетинговые усилия потрачена впустую. Именно физическое распределение
превращает время и место обслуживания потребителей и составной элемент
маркетинга.
Итак, физическое распределение связывает маркетинговые каналы с
потребителями. Для поддержки великого множества маркетинговых систем,
действующих в странах с развитыми рынками, используются разнообразные
системы физического распределения. Но все они имеют одно общее свойство:
объединяют производителей, оптовых и розничных торговцев в единый
маркетинговый канал обеспечивающий доступность продукта. Это
неотъемлемая часть всей маркетинговой деятельности.
Материально-техническое обеспечение производства.
Материально-техническое обеспечение производства - это управление
запасами незавершенного производства (полуфабрикатов) по мере движения
от стадии к стадии производственного процесса. Основная задача логистики
в производстве - участие в календарном планировании (составлении
графиков) выпуска продукции и организация своевременного поступления
материалов, компонентов и полуфабрикатов. Стало быть, обеспечение
производства занимается не столько тем, как ведется производственный
процесс, сколько тем, что, когда и где производится. Обеспечение
производства как функция логистики имеет одно существенное отличие от
физического распределения. Физическое распределение служит
удовлетворению нужд и запросов потребителей и в силу этого вынуждено
приспосабливаться к неопределенности рыночного спроса (предъявляемого
как конечными потребителями, так и отраслями экономики).
Материально-техническое обеспечение производства удовлетворяет
собственные "управляемые" потребности производственного предприятия.
Неопределенность, порождаемая случайными заказами потребителей и
колебаниями спроса, не свойственна большинству производственных
операций. В общем планировании хозяйственной деятельности проводится
разделение между материально-техническим обеспечением производства и
логистикой "на выходе" (физическим распределением) и "на входе"
(снабжением). Это открывает возможности для специализации и повышения
эффективности.
Снабжение. Снабжение включает в себя закупки и организацию
внешних поставок материалов, производственных компонентов и/или готовых
продуктов от поставщика на производственные или сборочные предприятия,
склады или в розничные магазины. В зависимости от ситуации приобретение
ресурсов обозначают разными наименованиями. В производственной
деятельности такой процесс приобретения обычно называют закупками, В
государственном секторе традиционно применяется термин снабжение. В
розничной торговле и складском хозяйстве наиболее широко используется
термин покупки. Часто этот же процесс определяют как логистика "на
входе", или внутренняя логистика. Хотя некоторые различия в условиях
приобретения ресурсов действительно существуют, здесь мы будем
пользоваться понятием снабжение применительно ко всем типам закупок.
Термином материны здесь обозначаются запасы, поступающие на предприятие
извне, независимо от степени их готовности для перепродажи. Термин
продукты применяется к запасам, готовым и доступным для приобретения
потребителями. Другими словами, материалы участвуют в создании
добавленной стоимости в процессе производства, тогда как продукты
предназначены и пригодны для потребления. Основополагающее различие
состоит в том, что продукты - это результат придания дополнительной
стоимости материалам при производстве, сортировке или сборке.
Снабжение отвечает за наличие требуемого состава материалов в
нужном месте в нужное время. Если физическое распределение служит для
поставки продуктов вовне, то закупки обеспечивают поступление материалов
со стороны, их сортировку и сборку. В большинстве ситуаций с
потребительскими товарами - скажем, при поставке пищевых продуктов в
розничную сеть - физическое распределение производителя и снабжение
розничного торговца составляют один и тот же процесс. Но несмотря на
схожесть или даже полную идентичность транспортных потребностей
физическое распределение и снабжение существенно разнятся между собой по
степени управленческого контроля и риска возможной неудачи.
В типичной компании эти три области логистики пересекаются.
Управление ими как интегрированными составляющими единого процесса
создания добавленной стоимости позволяет приумножить выгоды, порождаемые
уникальными свойствами каждой из них, и в то же время облегчает
логистическую деятельность в целом. Главная задача интегрированной
логистики заключается в координации всех передвижений запасов, придающих
им дополнительную стоимость. Объединение этих трех областей дает
компании возможность наладить единое управление потоками материалов,
полуфабрикатов готовых продуктов, перемещающимися между ее
предприятиями, источниками поставок и потребителями. В этом смысле
логистика служит инструментом стратегического управления совокупным
товарно-материальным потоком. В таблице 2.1 более конкретно определены
повседневные виды деятельности, из которых складываются составляющие
логистики.
Таблица 2.1. Содержание физического распределения, обеспечения
производства и снабжения как составляющих логистики
Физическое распределение |
Материально-техническое обеспечение производства |
Снабжение |
Деятельность, связанная с обслуживанием потребителей. Требует
получения и обработки заказов; размещения, хранения и обработки запасов;
транспортировки внешним потребителям по распределительным каналам.
Включает в себя координацию с маркетинговыми планами в вопросах
ценообразования, стимулирования сбыта, уровня сервиса, условий поставки,
процедур возврата товара, поддержки жизненного цикла. Главная задача -
помощь в создании дохода от реализации путем обеспечения
предусмотренного стратегией уровня обслуживания потребителей с
минимальными общими издержками. |
Деятельность, связанная с планированием и поддержкой
производственного процесса. Требует составления календарных планов
(графиков) выпуска продукции; хранения незавершенного производства;
обработки, транспортировки и своевременного пополнения запасов
материалов и комплектующих. Включает в себя хранение запасов на
производственных площадках, а также максимально гибкую координацию между
производством и физическим распределением в географическом и временном
аспекте. |
Деятельность, связанная с приобретением продуктов и материалов у
внешних поставщиков. Требует планирования потребности в ресурсах; выбора
источников поставок; переговоров об условиях поставок; размещения
заказов; транспортировки, получения, проверки соответствия, хранения,
обработки и контроля за качеством ресурсов. Включает в себя координацию с
поставщиками в графиках, сроках и бесперебойности поставок;
хеджирование рисков; поиск новых источников или разработку новых схем
поставок. Главная цель - поддержка производства или торговли путем
своевременных закупок с наименьшими общими издержками. |
http://www.iteam.ru/
|