21 сентября 2012 года в Москве пройдет
конференция РБК «Проблемы современной логистики 2012».
Участники конференции обсудят
предварительные итоги 2012 года и перспективы рынка ТЛУ в 2013 году с
учетом рисков, связанных с нестабильной ситуацией в мировой экономике.
На вопросы отвечает
Марк Бреннейзер, генеральный директор компании STS Logistics.
–
Как вы оцениваете ситуацию на
российском рынке транспортно-логистических услуг в текущем году?
Ощущается ли влияние рецессии в Евросоюзе, и каковы перспективы на 2013
год?
– 2012 год для
российского рынка логистических услуг, на мой взгляд, характеризуется
высокой ценовой конкуренцией между операторами и провайдерами. Надо
признать, что это не всегда позитивно сказывается на качестве услуг и
развитии рынка в целом. Еще одной важной составляющей отраслевого рынка в
текущем году является увеличение инвестиций в его инфраструктуру. Это
не только складские объекты, причалы и контейнерные терминалы, но и
подвижной состав, IT-инфраструктура в целом.
Резкого влияния
рецессии, которая выражена сейчас в странах Евросоюза, на российском
логистическом рынке не наблюдается. Тем не менее в 2012 году он не может
похвастаться значительным ростом объемов грузообработки и прибыли.
Можно выделить два наиболее успешно развивающихся сегмента
логистического рынка, где произошел наиболее значительный рост в текущем
году. Это сектора Automotive (автомобили, запасные части и агрегаты) и
Retail (сетевая розничная и мелкооптовая торговля). Связано это не
столько с высочайшими успехами логистов, сколько с общим развитием этих
сегментов экономики в России.
В 2012 году
продолжился процесс консолидации участников логистического рынка, что в
целом характерно для мировых тенденций глобализации экономики. Этот
процесс позитивно влияет на качество и прозрачность услуг в отрасли. С
одной стороны, уходят малопрофессиональные фирмы, оказывающие одну-две
услуги, а с другой – объединительные процессы дают хорошую возможность
крупным игрокам для роста и завоевания новых клиентов, особенно тех,
которые ищут качественного сервиса, IT-инноваций и деловой инициативы.
Большое влияние на темпы и уровень развития бизнеса любой логистической
компании оказывает и ее клиентская база. Но это не просто список
клиентов, а удовлетворенные услугами, лояльные клиенты, которые в лице
логистического оператора видят гарантированного помощника, способного
сократить логистические издержки при качественном исполнении работы.
Думаю, что подобные
тенденции сохранятся и в 2013 году.
–
Каковы приоритетные направления
развития бизнеса STS Logistics и стратегия компании в российских
регионах? С какими трудностями сталкивается компания и как их решает?
– Если говорить об
основных направлениях нашего развития, то я бы особо отметил завоевание
новых клиентов за счет предоставления им комплексного и
высококачественного сервиса с ответственностью оператора по всей
товаропроводящей цепи. Вторым важнейшим фактором развития станет
растущая доля аутсорсинга логистики, чем мы хотим незамедлительно
воспользоваться, предлагая комплексные логистические решения. Но я не
думаю, что 2013 год даст возможность резкого увеличения логистического
бизнеса, который напрямую связан со всеми процессами в мировой и
российской экономике.
В связи с этим STS
Logistics планирует свое развитие в ранее выбранных целевых сегментах
рынка. Там, где мы успешны, опытны и уверенны, мы и будем развиваться,
предоставляя дополнительный сервис и услуги.
Что касается
приоритетов в географии развития компании, то основными центрами
логистического рынка России были, есть и будут Москва, Санкт-Петербург и
Северо-Западный регион в целом. Здесь у нас основная база. Тем не менее
мы планируем развивать и региональное присутствие, в том числе и в СНГ и
в мире. Особенно сейчас интересен Китай. Стратегией компании для
регионов станет предложение клиентам наиболее гибких и оптимальных
логистических решений по всем видам услуг и по всей географии
присутствия компании.
Классический
логистический оператор не имеет собственных складских объектов, а
выстраивает товаропроводящие цепи для клиентов, арендуя необходимые
помещения, площадки или подвижной состав. В связи с этим важной задачей
для нас в 2013 году становится и оперативная возможность находить
складские помещения необходимого объема и класса под нужды определенного
клиента в любой точке России и мира. Таких проектов на перспективу
много, и потому мы сейчас ведем активную работу с девелоперами и
владельцами недвижимости.
–
Как повлияет вступление России в ВТО
на конкурентную ситуацию на российском рынке ТЛУ и будущие грузопотоки
(или не повлияет)?
– Несомненно,
вступление России в ВТО повлияет и на рынок логистических услуг. Но
стоит подчеркнуть, что в том или ином виде почти все крупнейшие
логистические операторы уже присутствуют и активно работают в России.
Оттого вступление страны в ВТО не сильно изменит ситуацию по основному
составу логистического блока. Первые пять – семь игроков останутся
прежними, и, скорее всего, у них прибавится работы за счет новых
товаропотоков. Вступление в ВТО может сказаться на международном
импортном трафике. В связи с этим «на коне» будут международные игроки,
которые уже обслуживают логистические цепочки глобальных мультибрендовых
международных корпораций.
На внутрироссийском
рынке может измениться ситуация с дистрибуцией объемов поставок
импортных грузов в регионы. В выигрыше окажутся крупные логистические
компании, предлагающие клиентам гибкие, комплексные решения по принципу
«от двери до двери» и имеющие свое присутствие в этих регионах.
Что касается самого
трафика товародвижения на международном (импортном) направлении, то
вступление в ВТО увеличит транзитные потоки через Россию с Востока на
Запад. В том числе и на транзитных путях в рамках стран-участниц
Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.
Относительно
конкурентной ситуации на среднем и низовом уровне, возможно, появятся
иностранные игроки среднего уровня, которые будут действовать в очень
узком сегменте, либо станут партнерами или просто поглотятся крупными
операторами. У них не будет соответствующего опыта работы на российском
рынке, соответствующих лицензий, ресурсов, офисов, позиций, клиентов и
т. п. Для приобретения всего этого, потребуется время, которое не дарят
конкуренты. Поэтому в краткосрочной перспективе, уверен, что изменения
ситуации на российском логистическом рынке маловероятны. Источник: http://www.lobanov-logist.ru/
|