С одной стороны, биржа труда на сегодняшний день пестрит
вакансиями в сфере транспортной логистики. С другой стороны, сегодня
многие белорусы хотели бы найти перспективную работу. Так почему же
работодатели и работники не могут встретиться?
Проблема, вероятно, в том, что большинство компаний хочет взять на
работу уже готового специалиста с опытом работы. Работника, который не
будет первые несколько месяцев задавать нелепые вопросы и тормозить
работу команды. Что ж, это вполне закономерное желание
среднестатистического работодателя.
К сожалению, в Беларуси очень-очень немногие организации (не только в
сфере логистики) осознают, что зачастую работников проще обучить с
нуля, чем переучивать, что иногда топ-менеджеров стоит выращивать самим.
Однако речь в данной статье пойдет не о том. Журналисты решили
разобраться, как можно получить образование в сфере логистики.
Стать курсантом?
Первое, что приходит на ум — это закончить курсы транспортной
логистики. Итак, кто что предлагает?
Довольно долгое время практически единственным поставщиком
образовательных услуг в данной сфере была компания Apply Logistic. Она
предлагает достаточно широкий выбор курсов по разным направлениям. Как
правило, нареканий к ним нет. Единственное «но» — это цена. Безработному
соискателю будет довольно сложно оторвать от сердца требуемую сумму.
Сейчас очень солидный курс предлагает Институт бизнеса и менеджмента
технологий БГУ. Это двухлетняя белорусско-норвежская программа. Один
семестр обучающиеся проводят в Норвегии. Кроме прочего, диплом будет
действителен и в Европе. Даже если судить по именам спикеров в РБ, курс
интересный. Минусы: долго (2 года), необходимо знание английского языка,
довольно высокий конкурс и немалая цена.
Конечно же, не стоит забывать «БАМАП» и «БАМЭ». Мнения о них очень
разные. Недостаток первых в том, что они обучают преимущественно
водителей, с экспедированием дело не так развито. А вторые предлагают
лишь обучение на соискание диплома «FIATA» и переподготовку. Одним
словом, выбор невелик.
Недавно «запустили» курсы в транспортно-экспедиционной компании
«Вектура-СЛК». Курс разбит на 3 уровня в зависимости от начальных знаний
обучающихся. Кроме того, особенно успешным предлагают перспективное
трудоустройство. Правда не указано где: в этой компании или в какой-то
иной.
МОО «АБИЛОГ» и международный университет «МИТСО» также предлагают
курсы «Транспортная логистика», «Логистика склада», «Финансовая
логистика и управление логистическими затратами», «Логистика транспорта и
склада», «Логистика современного бизнеса». Но почему-то даже на самом
сайте института в графе оценка стоит 3 звездочки из 5 возможных. Из
плюсов: выдается свидетельство государственного образца.
Курсы по специальности «Логистика» предлагает образовательный центр
«Новое завтра». Они предлагают обучение на экспедитора. Правда
настораживает то, что в качестве преподавателя указан лишь один человек.
Кроме того, компания специализируется на образовательных услугах, но с
логистикой как таковой не связана. Может ли один человек посвятить
новичка во все нюансы? Примерно также выглядит ситуация и с другими
обучающими центрами: «Лидер», «Здесь и сейчас», «Институт
Бизнес-Технологий», «Viva Liberti»…
Про курсы «ЕШКО» по понятным причинам мы предпочли бы промолчать…
Студенческая скамья?
Мы едва не забыли про университеты. Что греха таить, белорусские вузы
не очень-то быстро приспосабливаются в своих программах к реалиям. И
зачастую новые специальности появляются лишь потому, что пришёл заказ
«свыше». Часто так бывает, что не находится преподавателей, которые
действительно работают в сфере. Поэтому и выходит, что учиться нужно 5
лет, а нужные знания за это время дают два–три преподавателя.
В настоящее время есть три специальности в области логистики:
— 26 02 05 Логистик-экономист. На эту специальность можно обучиться в
БГЭУ, БГУ, Полоцком государственном университете.
— 27 02 01-01 Транспортная логистика (автомобильный транспорт) в ГГУ
им. Янки Купалы и БНТУ.
— 27 02 01-02 Транспортная логистика (железнодорожный транспорт) в
БелГУТе (Гомель) и БНТУ.
Однако первые наборы этих вузов ещё не «выпустились», поэтому трудно
сказать, какие специалисты выйдут из стен белорусских университетов.
MBA?
Собственно, если не привязываться к РБ, то образование в сфере
логистики можно получить и за пределами Синеокой. Лидеры логистики в
Европе (Германия, Голландия и Англия) предлагают широкий выбор программ.
Что хотите? Бакалавриат, магистратура, MBA, краткосрочные и
долгосрочные курсы.
Качество образования, как правило, нареканий не вызывает. Но вот
стоимость… Обычно получать логистическое образование с нуля в Европу не
едут (а если едут, то не возвращаются в РБ). Поэтому речь идёт о
переподготовке. И в данном случае неясно, кто берет на себя хлопоты по
оплате. Как правило, зарплата сотрудника не позволяет выложить 9000 евро
на диплом MBA, а компании предсказуемо боятся это делать.
Сам себе логист?
Мы совсем упустили из виду вариант самообразования. Хотя, наверное,
не зря: слишком уж прикладная сфера транспортная логистика, чтобы
научиться всему из книг. Кроме того, есть одна очень верная в наших
реалиях фраза: «Без бумажки ты букашка»… По данным сайта http://www.transportal.by
|