Ключевые показатели и бюджетные рамки
Тем не менее к эффективной логистике, главной задачей которой
является доставка продукции в нужное место в необходимом объеме в
заданные сроки, можно прийти, решив большой комплекс задач. Но при этом
надо уложиться в бюджетные рамки.
Безусловно, бюджет не должен формироваться по принципу
прожиточного минимума. В противном случае за построение
логистической цепочки браться смысла нет: не будет не то что
результатов, но и стабильности процессов.
При этом волшебным образом (согласно теории вероятности, если
подводить научную базу) однажды звезды обязательно встанут так, что
заказанный товар окажется на складе, да еще и доставлен будет вовремя
и качественно. Но уповать только на звезды не стоит. Случайные
совпадения бывают, но редко. При планировании и утверждении бюджета
необходим взвешенный подход и учет каждой составляющей всего
логистического цикла. В этом случае мы сможем добиться максимума
эффективности всех составляющих и операций при оптимальном уровне
затрат.
Управление запасами и зависимость от производства
Управление товарными запасами на складе зависит от производства.
Точнее, от качественной координации всего производственного процесса.
Это наличие необходимых производственных мощностей, своевременное
обеспечение сырья и упаковки, соблюдение технологии производства,
контроль качественного прохождения каждого этапа, поставка
произведенных продуктов на склад готовой продукции.
Поддержание целевого товарного запаса подразумевает наличие
сбалансированного уровня всех продуктов на складе, что требует расчета и
создания оптимального уровня запасов, а также работы над максимально
возможным сокращением времени хранения продукции при обеспечении
заданного оптимального уровня.
Речь идет о том, что, конечно, хорошо было бы иметь идеальный
расчет, под который товар на склад бы и завозился. Но здесь, в силу
разных причин, как правило, объективных, изначально приходится
учитывать отклонения, которые произойдут по факту. Допустим, ожидали
продать энное количество продукции, количество это произвели, а спрос
на порядок этот прогноз превысил. И не помог даже процент
предполагаемого отклонения, который ответственные за поддержание
запасов сотрудники в расчет заложили.
Опять же, в такой ситуации можно было бы сказать, что расчеты
делаются консервативно и осторожно. Действительно, если держать на
складе весь ассортимент (на все случаи жизни), никакие просчеты не
страшны, и спрос скорее всего будет удовлетворен. Только вот
количество складских площадей надо будет пропорционально увеличить и
внимательно следить за непропорционально растущими складскими
затратами, и при этом решать проблему со сбытом морально устаревающей
продукции. А сокращение жизни товара на рынке, все большая частотность
обновлений продуктов, появления новых - тенденция объективная, на
которую в рамках отдельно взятого предприятия не повлиять никак.
Удовлетворение спроса и прогноз
Вопрос удовлетворения спроса и его уровня можно решить с помощью
процедуры детального прогнозирования на весь ассортимент и
планирования продаж.
Обязательными условиями успешности
прогнозирования будут:
- его регулярность (установка неких фиксированных сроков для
прогнозирования и последующего утверждения планов);
- и вовлеченность в него каждого звена, имеющего отношение к
товародвижению на любом этапе. Из этого следует, что участвовать в
прогнозировании должны все отделы компании, формирующие конкретные
этапы жизни продукта.
Учитывая взаимозависимость всех логистических составляющих и
прогнозируя продажи на определенный период времени, мы задаем исходные
данные как отделу производства, которое будет стремиться произвести нам
именно запланированный объем продукции, так и логистам, которые, в
свою очередь, спланируют мощности для дальнейшей обработки, перевоз-
ки товаров (свои ресурсы), исходя из рассчитанных объемов.
Выполнение заказов: объем и качество
Выполнение заказов в компании следует оценивать по двум критериям:
объем и качество. Целевой показатель количественного выполнения
заказов (сколько клиент заказал и сколько он в итоге получил) как
минимум должен существовать в компании, он является свидетельством
того уровня, который компания считает приемлемым. Для возможного
мониторинга этого уровня существует несколько критериев. Заказы можно
анализировать в денежном, штучном эквиваленте, просчитывая каждый
заказ в отдельности либо вычисляя общий итоговый уровень, вводя
различные веса и коэффициенты, закладывая отклонения и погрешности. У
каждой методики есть свои плюсы и минусы. Какие-то из них будут более
простыми, какие-то более комплексны- ми и потребуют большего
количества различных ресурсов.
Важно, чтобы методика:
- была выбрана и принята компанией;
- работала на постоянной основе;
- позволяла регулярно анализировать результаты и корректировать
прогноз.
Качество выполнения заказов в первую очередь зависит от времени,
которое проходит от размещения заказа, до его поставки заказчику и
которое требует максимального сокращения. Кроме этого, есть и другие
составляющие: это и скорость обработки заказа, и время на внесение
изменений в заказ, и его передача на сборку сотрудниками склада, и
планирование времени и мощностей на погрузку, доставку.
Для учета всех этих критериев нужны:
- цели, ведущие к оптимальному выполнению каждой операции;
- постоянные сравнения фактических показателей с этими целями;
- необходимые меры для того, чтобы факт был максимально приближен к
цели.
Оптимизируем издержки
Структурный мониторинг издержек начинается с разделения их по
месту образования: выделяем внутренние и внешние. Внутренние издержки
создают наличие персонала, занятого в отделе логистики и
обеспечивающего функционирование всей цепочки логистических операций.
Это и планирование, и обработка заказов, и ведение документооборота,
и сотрудники, обеспечивающие транспортировку, работающие с
рекламациями и т.д.
Все эти процессы требуют постоянной оптимизации. В
сущности, любой процесс можно усовершенствовать: сделать быстрее,
качественнее, дешевле практически на любом этапе и в любой момент
времени.
За качество любого звена в логистической цепочке отвечает конкретный
сотрудник. Если же есть процессы, не требующие непосредственного
человеческого участия, надо подумать об их автоматизации. Это
высвободит время, которое можно потратить на выполнение каких-то
других обязанностей.
Или вот еще пример. В компании существуют регулярные сезонные
всплески, в результате которых приходится привлекать дополнительных
временных сотрудников. Подумайте, может, использовать
взаимозаменяемость постоянных сотрудников, допустим, отдела обработки
заказов?
Как в любом блоке затрат, в блоке внутренних издержек не следует
говорить об их поддержании на минимальном уровне. Это должны быть
взвешенные оптимальные показатели. В противном случае ни о какой
эффективности не может быть и речи. Например, с точки зрения
бизнес-процессов, с вводом системы ЕГАИС компании на рынке получили
много новых обязательств перед различными государственными
структурами. И для того чтобы их выполнять, потребовались
дополнительные сотрудники, оборудование, даже бумага для распечатки
всех необходимых справок и сопутствующих документов, новые инструкции,
настройки в компьютерных системах, новые отчеты.
Как бы то ни было, но закрыть глаза на проблемы и ничего не менять в
компании - далеко не мужественное решение. Да, все надо снова
просчитывать, моделировать, перестраивать. Да, компания вынуждена
нести дополнительные затраты, с этим ничего не поделаешь.
Внешние издержки складываются из затрат на все процессы,
протекающие при участии контрагентов, не являющихся частью компании.
Это издержки, возникающие в блоках складирования и в процессе работы с
долго хранящимися продуктами, связанные с ними затраты на
уничтожение, которое приходится проводить. Если разбирать более
детально, то это и погрузочно-разгрузочные работы на складе, и
транспортировка продукции (включая затраты на оплату штрафов
транспортным компаниям, допустим), и маркировка, и дополнительная
переупаковка, и формирование специальных наборов из нескольких
продуктов, и т.д. Внешние издержки, как правило, можно оптимизировать,
если целенаправлен- но работать над каждой операцией.
Зрим в корень: причины издержек
Поскольку практически в каждом блоке фигурирует тот или иной
поставщик логистических услуг, все начинается с определения
обязанностей сторон по договору и с достижения одинакового понимания
целей и задач сотрудничества. При этом обязательна выработка критериев
для последующей оценки уровня оказываемых услуг.
При рассмотрении каждой операции в отдельности необходим
регулярный анализ данных по динамике и по соответствию целевого
показателя конкретному. Чтобы уменьшить издержки, надо
проанализировать причины увеличения конкретных операций. Например,
разобравшись в причинах увеличения затрат на переупаковку (допустим,
выросло количество брака при транспортировке), мы можем принять
конкретные меры хотя бы для того, чтобы вернуть издержки на начальный
уровень.
Еще один пример: увеличились суммы, выплаченные транспортной
компании в качестве штрафов. Чем скорее это обнаружится, тем раньше
можно будет повлиять на этот показатель, но для этого потребуется:
- вести постоянный мониторинг издержек;
- выявить причину увеличения (на- пример, факт простоев
устанавливается при разгрузке у клиента);
- принять меры для нормализации ситуации, из-за которой клиент не
может своевременно получить достав- ленный товар. Как компания со
своей стороны может повлиять на процесс приемки? Конкретные шаги
вырабатываются непосредственно при решении конкретной проблемы.
Меньше брака - меньше рекламаций
Оптимизация внешних издержек может привести к оптимизации
внутренних. Например, устранение недостатков в плане физической работы
с товарными позициями (уменьшение количества недостач, брака)
приведет к уменьшению количества рекламаций со стороны клиентов. А это
сведет к минимуму работу по выставлению счетов и, в конечном итоге,
количество рабочих мест для выполнения этих функций, либо можно
перераспределить обязанности в связи с появившимся свободным временем у
конкретного сотрудника.
В деятельности любой компании существуют внешние издержки, которые
можно устранить. Например, издержки, связанные с возвратом продукции
(логистика возвратов). Да, придется упорно работать над оптимизацией
этих издержек. Результаты как таковые появятся только тогда, когда
конкретные факторы, приводящие к возвратам, будут выявлены и
устранены. Но оптимизация стоит того.
Процесс оптимизации логистики непрерывен. Он состоит из решения
многих комплексных и нелегких задач. А успех зависит, кроме внешних
факторов, от того, насколько амбициозны задачи, которые мы сами себе
ставим, и насколько продуманы способы их решения, насколько мы готовы
идти по одному и тому же кругу, каждый раз преодолевая новые
препятствия. Источник: http://www.transmap.ru/
|