Ощущение безопасности и спокойствия за сохранность ценностей связано у
людей с надежными замками, с ограничением доступа посторонних. Недаром
первым действием, предшествующим обретению покоя и внутреннего
расслабления, для великого японского поэта Мацуо Басё является
закрывание ворот. Вот хайку, лаконичное и в то же время ёмкое,
написанное в 1694 г.:
Ворота запер, Молча лежу. Приятно.
Как только у людей появилось имущественное расслоение, сразу
появились и замки, которые изготовлялись кузнецами в разных концах земли
с незапамятных времен. Купцы, отправляясь в далекий и опасный путь,
везли с собой закрытые на замок ларцы, заколоченные ящики,
законопаченные бочки. Но в современном мире только надежными замками не
обойтись. Промышленность производит множество приборов и техники, весьма
чувствительной к тряске и изменениям температуры. Производитель
отправляет технику, проверенную на заводе, в рабочем состоянии. Но есть
ли гарантия, что груз точно в таком же исправном виде придет к
получателю на другом континенте?
Превратности пути
Морские контейнерные перевозки — один из самых распространенных и
экономичных способов доставки груза. Множество судов бороздит воды морей
и океанов, перевозя всевозможные товары. Но даже громадные
контейнеровозы, берущие на борт тысячи тонн грузов, в открытом море во
время сильных штормов становятся буквально игрушкой стихии. Словно на
гигантских качелях, многотонная махина высоко вздымается вверх и затем
стремительно устремляется вниз, порой изрядно зачерпывая воду полубаком.
Многометровые пенные валы ударяют в борта, безжалостно окатывая ряды
контейнеров, стоящих на палубе. Можно представить, что в такой дороге
может случиться с грузом, если он плохо упакован и закреплен.
Железнодорожный транспорт также эффективен при перевозках на дальние
расстояния. Но и здесь груз не застрахован от толчков и резкого
торможения. Авиаперевозки – самый быстрый способ доставки грузов. Но и
тут груз подстерегают воздушные ямы, зоны сильной турбулентности,
вибрация, сильные толчки при посадке. Что уж говорить об автомобильном
транспорте, если колесо, попавшее в глубокую рытвину на дороге, может
основательно встряхнуть машину. Особенно на наших трассах. А есть ведь
еще и грузчики, которые порой немилосердно кантуют груз, а то и просто
могут его уронить. Так что повреждения товары могут получить при
погрузке и выгрузке из транспорта и на складе.
Кроме того, переброска товаров с континента на континент может
привести к тому, что чувствительный к внешним воздействиям груз резко
попадет из зимы с тридцатиградусными морозами в знойное лето или
наоборот. Пятьдесят пять градусов жары в пустыне или тридцать в тропиках
при абсолютной влажности также могут повлиять на состояние груза.
Электронные сопровождающие
Удары, вибрации, изменения условий внешней среды могут привести к
потерям при транспортировке. Если у компании имеется возможность
проследить за состоянием груза во время его путешествия, узнать, где он
находится и каким воздействиям подвергается при перевозке, она сможет
принять меры для того, чтобы избежать потенциальных потерь, вызванных
этими воздействиями. Недаром древние римляне говорили: «Praemonitus
praemunitus» (Кто предостержен, тот вооружен).
Самый старый и верный способ контроля в пути – отправка с грузом
сопровождающих. И чем больше сопровождающих, тем лучше. В старину купцы в
разных странах собирали большие обозы с многочисленной охраной. Длинные
караваны нагруженных верблюдов тянулись по степям и пустыням Азии. Люди
следили за товарами и охраняли их. Но человеческий фактор не
обеспечивает стопроцентной надежности, ведь человек может устать,
утратить бдительность, заснуть, не говоря уже о разных нехороших мыслях,
которые могут кое у кого возникнуть при виде ценного груза.
В этой связи любопытен один крохотный эпизод, каких в истории
человечества, было великое множество. Сейчас мало кто знает, что в
середине семнадцатого столетия небольшое Герцогство Курляндское,
находившееся на территории современной Латвии, имело колонию в далекой
Африке, в устье реки Гамбии. По слухам, где-то выше по течению этой
тропической реки находились золотоносные рудники. Очередной губернатор
курляндской колонии полковник Денигер получил личный приказ герцога
возглавить экспедицию к золотым горам. Собирая сведения о золотой земле,
он встретился с одним из чернокожих вождей, который в знак дружбы
подарил чужеземцу шкатулку с золотым песком. Полковник незамедлительно
отправил своего лейтенанта с ценным доказательством существования
африканских золотых гор в Европу. Лейтенант благополучно довез шкатулку в
Любек, но герцог так и не увидел подарка. Шкатулка, и офицер бесследно
исчезли в этом немецком городе. Полковник же отправился в экспедицию, из
которой никто не вернулся назад. Такая вот история.
Как видим, во все времена человек несовершенен. Его физические
возможности ограничены, к тому же порой его подстерегают неодолимые
соблазны – ценный груз может быть похищен или испорчен, опять же по вине
человеческого фактора. Не лучше ли определенные функции доверить
технике, которая справится с заданием лучше человека? В настоящее время
существует специальная техника, которая неусыпно контролирует все
внешние воздействия во время транспортировки груза. Это электронные
устройства мониторинга внешних воздействий ShockLog, поставляемые
американской компанией ShockWatch. Официальным дистрибьютором ShockWatch
в России является ГК «Силтэк». Компактные, умещающиеся на ладони
электронные сопровождающие беспристрастно записывают все, что происходит
с грузом в дороге.
Устройства ShockLog разработаны для обеспечения контроля состояния
чувствительных к внешним воздействиям товаров и оборудования, которые
требуют особых условий и бережного обращения во время транспортировки,
складирования и эксплуатации.
Будучи прикрепленными к грузу, устройства ShockLog постоянно
осуществляют контроль и фиксируют в режиме реального времени все удары,
вибрацию, условия температуры и влажности во время транспортировки и
хранения груза. Электронные регистраторы замечают все – они записывают
направление, амплитуду и продолжительность ударного воздействия. Для
фиксации воздействий в них используется технология пьезоэлектрических
датчиков вибрации, работающих по трем осям координат. Дополнительные
датчики фиксируют изменения температуры, влажности и атмосферного
давления.
Таким образом, отправитель может быть в курсе всех перипетий с его
грузом в далеком пути. Мало того, он может знать, где именно в данный
момент находится его груз, отслеживая путь по электронным картам (при
подключении дополнительного оборудования).
В ряду электронных устройств ShockLog выпускаются три модели ShockLog
298, 248 и 208. Приборы ShockLog 298 и 248 представляют собой новое
поколение существующих многофункциональных устройств мониторинга
ShockLog RD 298 и ShockLog Micro RD 317. Каждая модель рассчитана на
разный уровень использования и в сочетании с соответствующими этикетками
действует как визуальное средство предупреждения ненадлежащего
обращения с грузом. Пороговые значения сигнала тревоги регулируются и
предупреждают сопровождающих и или получателей о неправильном обращении с
грузом. Все устройства ShockLog эксплуатируются при температуре от – 40
до + 85 градусов Цельсия. Литиевая батарея обеспечивает их
функционирование в течение двенадцати месяцев.
Наибольшими функциональными возможностями обладает новое электронное
устройство ShockLog 298 (размеры 123 х 78 х 55 мм). Оно осуществляет
контроль состояния груза в режиме реального времени, записывает отчеты
через определенные промежутки времени, а также при возникновении
недопустимых внешних воздействий. Благодаря пыле- и влагонепроницаемому
корпусу устройство можно устанавливать на открытом воздухе или в тяжелых
условиях внешней среды. Дополнительно в качестве опции возможна
установка дополнительного датчика влажности, внешней температуры и
давления.
Вдали от компьютера управление электронным устройством ShockLog 298
осуществляется при помощи ключей iButtons без необходимости снятия
прибора с груза, что упрощает и ускоряет работу. К устройству с помощью
кабеля подключается блок eTrak, позволяющий отслеживать путь прохождения
груза через систему GPS, получая регулярные отчеты на электронную почту
или мобильный телефон. Блок eTrak оснащен солнечной батареей и
аккумулятором, рассчитанным на 24 часа работы без света. Контроль
осуществляется по электронным картам Google.
Применение электронных устройств ShockLog в логистической практике
дает грузоотправителю возможность снизить затраты, связанные с
повреждением грузов во время транспортировки, а также правильно выбрать
оптимальный вид перевозки, упаковки и хранения для конкретных грузов.
Кроме того, подробные отчеты позволяют устанавливать, насколько
серьезными были те или иные воздействия, и реагировать на возможные
проблемы с грузом раньше, чем тот дойдет до получателя. Источник: http://www.transmap.ru/
|