Деятельность предприятий и
организаций в области логистики для достижения конкурентных преимуществ
складывается из нескольких правил, которые получили название "шесть
правил логистики":
1. Груз - нужный товар;
2. Качество - необходимого качества;
3. Количество - в необходимом
количестве;
4. Время - должен быть доставлен в
нужное время;
5. Место - в нужное место;
6. Затраты - с минимальными
затратами.
Логистическая деятельность должна
носить интеграционный характер, иначе достижение этих шести правил не
возможно. Необходима интеграция всех субъектов участвующих в
логистической цепочке в логистическую систему. Например, если на
кирпичный комбинат транспортная организация, осуществляющая снабжения
комбината глиной, транспортирует глину не того качества, с примесями и
землей, произойдет ухудшение качества выходящего кирпича, он будет менее
прочным, крошащимся. Тем самым такой кирпич будут покупать меньше, и
лучше купят более надежный и качественный у конкурентов.
Конкурентоспособность данного кирпича упала, и не о каких конкурентных
преимуществах говорить нельзя.
Западными учеными и специалистами
было разработано множество логистических концепций, успешно применяемых
на многих известных предприятиях и корпорациях, которые дали
значительные конкурентные преимущества выпускаемым ими товарам и
позволили стать предприятиям ведущими в своей отрасли производства.
Надеемся, что приведенные ниже
логистические концепции дадут возможность отечественным предприятиям
быть более производительными и эффективно работающими, как многие
зарубежные, уже применившие и адаптировавшие одну или несколько
логистических концепций на своем предприятии.
Логистическая концепция
"JUST-IN-TIME"(точно в срок)
Эта концепция является наиболее
широко распространенной. Ее появление относится к концу 50-х годов,
когда японская компания Тойота Моторс, а затем и другие
автомобилестроительные фирмы Японии начали активно внедрять систему
KANBAN.
Лозунгом концепции является
потенциальное исключение запасов материалов, компонентов и
полуфабрикатов в производственном процессе. Исходной постановкой было
то, что если производственное расписание задано, то можно так
организовать процесс, что все материалы и полуфабрикаты будут поступать в
нужном количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку для
производства или сборки готовой продукции. Для этого нужна оперативная
передача данных между подразделения и координация поставщиков деталей. В
"Тойота Моторс" это было достигнуто благодаря передаче информации в
системе через специальные карточки "kanban" в пластиковом конверте,
которые несут информацию о расходуемых и производимых количествах
продукции. Эти карточки циркулируют внутри предприятия, а также между
поставщиками, прикрепляясь к определенной детали или полуфабрикату.
Применение данной концепции позволяет
значительно улучшить качество выпускаемой продукции, снизить
себестоимость производства, практически сократить страховые запасы,
ускорить оборачиваемость оборотного капитала фирмы.
Логистическая концепция
"REQUIREMENTS / RESOURCE PLANNING"
На данной концепции основаны такие
логистические системы в производстве и снабжении, как MRP I / MRP II -
"Materials / manufacturing requirements / resource planning" (Системы
планирования потребностей в материалах/производственного планирования
потребностей ресурсов), и в дистрибьюции - DRP I / DRP II -
"Distribution requirements / resource planning" (Система планирования
распределения продукции / ресурсов).
Основными целями MRP систем являются:
1. Удовлетворение потребностей в
материалах, компонентах и продукции для планирования производства и
доставки потребителям.
2. Поддержание низких уровней запасов
материальных ресурсов, готовой продукции.
3. Планирование производственных
операций, расписаний доставки, закупочных операций.
В процессе реализации этих целей MRP
система обеспечивает приток планового количества материальных ресурсов и
запасов продукции за время, используемое для планирования. Система MRP
начинает свою работу с определения, сколько и в какие сроки необходимо
произвести конечной продукции. Затем система определяет время и
необходимые количества материальных ресурсов для удовлетворения
потребностей производственного расписания.
MRP II является эффективной плановой
техникой, позволяющей проводить логистическую концепцию интеграции
функциональных сфер бизнеса при управлении материальными потоками.
Преимущества MRP I перед MRP II системами являются лучшее удовлетворение
потребительского спроса путем сокращения продолжительности
производственных циклов, лучшей организации поставок, более быстрой
реакции на изменения спроса.
Источник: http://www.transmap.ru/
|