Приветствую Вас Гость | RSS

Сегодня Воскресенье, 22.12.2024, 05:50

МЕНЮ САЙТА
Форма входа
Категории раздела
Общие темы по логистике [136]
Транспорт. Экспедирование [168]
ВЭД. Таможня [75]
Склад и закупки [145]
Советы, услуги, сервис [16]
Логисты шутят [10]
О работе (законы, советы) [54]
Друзья сайта
  • Lardi-Trans
  • DELLA
  • MD Office
  • Перевозки
  • Клуб логистов
  • Лобанов-логист
  • Склад законов

  • Либратранс
  • Портал о логистике
  • TradeMaster
  • Новости логистики
  • Новости грузоперевозок




  • Поиск


    Каталог статей


    Главная » Статьи » Общие темы по логистике

    Обеспечение логических цепей 2ч.

    5.2.3. Информационное и маркетинговое обеспечение

    Информационное обеспечение. Наилучшие результаты применения и широкого распространения логистики можно ожидать тогда, когда будет устранен ручной, бумажный управленческий труд и он станет автоматизированным. Создание любой АСУ на принципах "фотографии" практической потребности или "от модели" как надо является весьма трудоемким и сложным процессом. Внедрение АСУ логистических технологий (АСУЛТ) требует создания единой методики проектирования, которая должна основываться на системном, комплексном подходе. Такой методики практически пока нет.

    Рассматривая вопросы автоматизации логистики, необходимо иметь в виду, что объект автоматизации - логистика может функционировать в двух вариантах: логистические технологии, логистический отдел, который является составной частью предприятия наравне с другими подразделениями предприятия; логистические технологии, выступающие как юридически самостоятельные субъекты рынка. В связи с этим методы проектирования таких разных систем должны существенно отличаться, отражая специфический характер каждой из них. Поэтому необходимо уделять большое внимание подготовке самого предприятия, организации, фирмы для внедрения автоматизированных систем, которая должна вестись до покупки необходимых технических средств.

    Проведенный на этой фазе подробный диагностический анализ предприятия, организации является обязательным предварительным условием применения системы управления человек - ЭВМ - человек. Такой анализ документооборота кладется в основу ее разработки.

    Различают следующие классы автоматизированных систем: управления; поддержки и принятия решения; информационновычислительные; обучения и информационно-справочные. На практике наибольшее распространение в мире получили автоматизированные системы различных технологических процессов и систем (АСУТС).

    К информационному обеспечению относятся единая система классификации и кодирования информации, универсальные системы документации и использования массивов информации [48], а также информационная сеть и базы данных.

    Базы данных представляют собой формализованную информацию (централизованную или распределительную) и характеризуются тремя компонентами: хранением (на носителях), преобразованием по заданным алгоритмам и передаче по линии связи (в том числе и модемы) от передатчика до приемника различной информации. Применение экономико-математических моделей является составной частью при выработке и принятии решений в АСУ. Различают стационарные, динамические, нестационарные и другие модели, которые подробно рассматриваются на курсах по АСУ. Информационные сети делятся на локальные, всемирные Интернет и FTN-технологии.

    В книге "Информационные технологии управления" [47] сделана попытка рассматривать логистику как объект автоматизации по отдельным звеньям: закупок, управления запасами и распределения, что следует считать только первой попыткой.

    Используемые за рубежом технологии потока работ (workflow), по данным глоссария Workflow Managment Coalition, представляет собой упорядоченное во времени множество рабочих заданий в рамках тех правил, которые определены для данного внутрифирменного бизнес-процесса. Другими словами, бизнеспроцесс в системе workflow - это как заводской конвейер сборки, работающий по своей технологии, а поток поступающих заданий (например, заявок клиентов) аналогичен потоку комплектующих, поступающих на конвейер. При наличии автоматизированного программного обеспечения систему workflow можно использовать при управлении логистическими технологиями, которые также можно представить в виде упорядоченного во времени межорганизационного процесса материального и информационного потока. Систему workflow можно рассматривать как средство интеграции потока работ и в логистике.

    Известно, что мозг человека воспринимает и перерабатывает информацию с производительностью 10-100 бит/с, а современные ЭВМ - 300-417 тыс. бит/с. Существование будущих логистических центров, построенных на принципах синергии и корпоративной интеграции, без электронных центров представить невозможно. Информационное обеспечение будет использоваться как для отдельных операций, так и для логистических цепей различной длины и назначения: снабжения, транспорта (на ввозе), технологического процесса производства и внутрицеховых перевозок, сбыта и транспорта (на вывозе), так и для интегральной цепи. По сути, информационное обеспечение, связанное с электронной обработкой данных, должно копировать в автономном режиме online функциональные службы и цепи передвижения товарного потока. Поэтому в информационное обеспечение должны входить пакеты прикладных программ как по финансовому мониторингу, так и анализу поступающих данных о товаре, которые могут опережать физическое его перемещение, запаздывать или поступать одновременно с самим товаром. Даже методы электронной обработки данных должны сопровождать движение товарного потока с регистрацией и при необходимости с распечаткой нужной (входящей, текущей и выходящей) информации.

    Оптимальными следует считать программы, обеспечивающие получение необходимой информации в интегральной логистической цепи в автономном режиме online. В этом случае (без участия логиста) происходит обмен складской, транспортной, сбытовой, производственной информацией между компьютерами, участвующими в интегральной цепи. Естественно, этому должны предшествовать разработанные схемы документообмена, хранения данных, кодирования, поиска необходимой информации в едином формате записи этих данных, кодов и синтаксиса, это можно классифицировать как создание системы электронного обмена данными EDI (Electronic Data Intercbanqe). Такие системы могут быть использованы и в масштабах страны, и в масштабах одной отрасли или группы предприятий. Для выхода с такой системой на международный уровень необходимо пользоваться открытой программой UN/EDI FACT (United Nations Electronic Data Intercbanqe for Administration, Commerce and Tranport), разработанной под эгидой Организации Объединенных Наций. При этом следует применять регламентируемые программой правила, которые, по данным журнала "Логинфо", включают определенные правила применения синтаксиса: перечень типовых сообщений; полный перечень элементов данной информации; перечень кодов и указаний по проведению обмена коммерческими данными по коммуникационным каналам.

    В странах ЕС разработаны аналогичные системы обмена электронными данными - ODETTE, SWIFT, IFTMFR - и используется единая программа "Электронный заказ на экспедиторские услуги". Все эти системы могут функционировать непосредственно между отдельными предприятиями или через логистический центр "общего пользования" - с помощью посреднической распределительной структуры.

    В индустриально развитых странах применяется большое количество внутрифирменных логистических программ, среди которых можно отметить [22]: внутрифирменное, внутрипроизводственное, ресурсное планирование (Enterprise Resource Planninq); управление цепями поставок (Supply Chain Management), планирование потребности в материалах (Material Regucrement Planninq - MRP-1); планирование производственных ресурсов (Manufacturinq Resources Planninq - MRP-2), программы MRP-1 и MRP-2, финансовые программы "Project expert" и другие программные продукты. Здесь следует указать на то, что рыночная стоимость некоторых фирм, выпускающих программные п родукты, в н есколько раз превышает их бухгалтерскую стоимость, например, Microsoft. Это свидетельствует о высоком "спекулятивном" рейтинге программных продуктов. К недостаткам электронно-информационного обеспечения логистических технологий следует отнести их юридическую незащищенность: пока нельзя предъявить правовые претензии на документы, не оформленные должным образом на бумаге. Однако это не является причиной объявить казус белли электронно-информационному обеспечению логистики.

    Маркетинговое обеспечение. В условиях рыночных отношений каждый участник рынка решает проблемы на свой страх и риск. Маркетинг, самостоятельно или в рамках логистики, решая проблемы сегментации рынка, увязывает его с производством товаров и услуг (см. параграф 1.2). Главнейшие триединые натуральные и стоимостные параметры, определяемые функцией маркетинга: вид товара (товарного ресурса) "затребованного" рыночной конъюнктурой, его цена, емкость рынка и объем спроса на данный товар (а следовательно, и производства). Функционирование маркетинга по принципу ТЦС (товар - цена - спрос) является определяющим. Принцип ТЦС является весьма важным также и для логистики. Таким образом, задача маркетингового обеспечения по отношению к логистике заключается в том, чтобы дать логистическим подразделениям необходимую перспективную информацию о товарных ресурсах по трем вышеуказанным важнейшим рыночным характеристикам (виду товара, его цене и объему спроса). Остановимся на принципах ТЦС.

    Вид рыночного товара (товарного ресурса) и его физико-механические и физико-химические свойства и жизненный цикл требуют от логиста поиска и подбора необходимых разновидностей транспортных и погрузочно-разгрузочных средств, а также соответствующих складских систем, предназначенных для отдельного хранения промышленных, строительных или продовольственных грузов. Здесь не рассматривается проблема первоочередности выбора товара как жизненного блага: какие товары необходимо производить в настоящее время, а изготовление каких следует отложить на определенный период времени, чтобы наиболее полно удовлетворить потребности общества и государства в целом. На практике решается логистическая проблема рынка: какие товары должны быть произведены или закуплены за рубежом. Чем шире номенклатура товара, выявленная маркетинговой службой, тем сложнее для логистики организовать его движение в пространстве и времени.

    Цена товара (товарного ресурса) является весьма влиятельной силой в рыночных отношениях. От реальной величины цены на рынке зависит и проблема, какой вид жизненного блага выгоднее производить. Однако по строго маркетинговым принципам формирование цены1 происх одит с участием только двух (без рассмотрения влияния логистики) "участников" рынка - спроса и предложения (рис. 5.6). Из гиперболической зависимости следует, что с увеличением рыночного спроса от С1 до С2, цена товарного ресурса снизится от Ц2 до Ц1 (см. рис. 5.6а). Следовательно, количество реализованного товара всегда будет больше, чем ниже его цена.

    Предложение на рынке изменяется по другой зависимости. Из параболической зависимости следует, что с увеличением предложения от П1 до П2 цена товарного ресурса, соответственно, возрастет от Ц1 до Ц2 (см. рис. 5.6 б). Следовательно, товаропроизводителю или товаровладельцу выгодно больше продавать по более высокой цене, поскольку они получат и бoльшую выручку, а значит, и прибыль.

     

    Совершение операции "купли-продажи", когда "базар цену скажет", происходит с участием продавца (предложение) и покупателя (спрос). При таких взаимоотношениях в условиях совершенной конкуренции и формируется цена рыночного равновесия.

    На рис. 5.6 в кривые спроса (гипербола) и предложения (парабола) пересекаются в точке Р рыночного равновесия, когда натуральные параметры - спрос и предложение - совпадают. В реальных рыночных условиях рыночная цена равновесия Цр колеблется (+-d Цр) в области изменения спроса и предложения (точки 3-4-5-6-7-8). Линия 1-10 делит график на вертикальную и горизонтальную части. Вертикальная часть, обозначенная точками 7, 8, 9 и 10, характеризует избыточное предложение на рынке, а точками 6, 7 и 10, 11 обозначен избыточный спрос. Таким образом, все покупатели и продавцы согласны приобретать товар по цене рыночного равновесия. Сформулированная рыночная цена является важной стоимостной характеристикой удельной стоимости каждого товарного ресурса материального потока в логистике.

    Третий из триединых параметров - спрос (и общая емкость товарного рынка) является необходимым условием успешного продвижения фирмы на рынке. Емкость рынка на тот или иной товарный ресурс свидетельствует о потенциальных масштабных интервенциях по сбыту своей продукции.

    Годовая перспективная емкость рынка (Ег) оценивается натуральными или стоимостными параметрами по формуле:

     

    где N - количество потребителей, ед.;
    С - спрос, ед./потребителя;
    Т - срок службы товара, годы;
    В - потенциальная, перспективная выручка от реализации, руб.;
    Ц - средняя цена товара, руб./ед.;
    И, Э - соответственно, импорт и экспорт товара, ед./год;
    О - переходящие остатки товара с прошлых периодов, ед.

    Доля, "ниша" товара на рынке (Д) определяется по известным формулам:

     

    где Рф, Вф - соответственно, годовой объем продаж товара и потенциальная выручка от реализации товара, руб.;
    Еф, Ег - соответственно, объем продаж товара и годовая емкость рынка, ед.

    Таким образом, общая емкость товарного рынка в натуральном (в т, кг, м, м3 и т.д.) и в стоимостном выражении характеризует мощность и стоимость материального потока в логистике и маркетинге.

    Однако, учитывая важность триединых параметров маркетинга товар-цена-спрос при логистизации материальных потоков, представляется целесообразным их соединить в новый комплекс с участием логистики. Добавление к маркетинговым буквам ТЦС одной буквы Л означает объединение маркетинговых и логистических рыночных механизмов в одно целое - маркетингологистику с идентификацией уже четырьмя буквами русского алфавита: ТЦСЛ.

    5.2.4. Техническое обеспечение

    В широком плане техническое обеспечение представляет собой всю материально-техническую базу (см. рис. 2.3), с помощью которой осуществляется движение материальных, информационных и денежных потоков. Особое место здесь занимает транспортное обеспечение, которое из-за своей важности для логистики выделено в самостоятельную структуру обеспечения.

    Очевидно, чем выше техническая оснащенность каналов движения материальных, информационных и денежных потоков, тем выше уровень надежности логистических услуг. Для информационных систем технической базой являются персональные ЭВМ, вычислительные центры ЛЦ, система Интернет, периферийные устройства, средства связи и каналы связи, включая космические информационные спутники. Для финансово-экономического обеспечения технической базы являются банки, страховые компании, хранилища, сейфы и другие технические средства; для кадрового, научного и организационного обеспечения - здания и сооружения, учебные заведения и необходимое оснащение курсов повышения квалификации требуемым оборудованием. Чем выше уровень научно-технического прогресса в области технического обеспечения, тем надежнее логистические технологии, независимо от характера логистического обслуживания.

    5.2.5. Терминальное, складское обеспечение

    При решении логистических проблем чрезвычайно важно всесторонне учитывать не только динамику развития товаропроизводителей и товаровладельцев, но и системы, обеспечивающие хранение и переработку товарных ресурсов. Это обеспечение имеет существенное значение как для каналов снабжения, так и для каналов сбыта, поскольку является важным составным элементом логистических цепей различной длины.

    Роль и значение терминально-складского обеспечения в логистике может меняться в зависимости от конкретных условий движения материального потока. Чем меньше времени товар находится на складе, тем эффективнее считается логистическая цепь и, наоборот, отсутствие складских систем, особенно при неравномерном потреблении, может снижать надежность снабжения и своевременного сбыта. Очевидно, что попытки снизить массу товара на складе являются желательными, так как в этом случае снижаются издержки по запасам. Оптимальной считается "бесскладская" система доставки "с колес". Однако реализация бесскладской системы материального потока "точно в срок" на практике почти не реальна. На рис. 5.7 приведена в трех вариантах схема продвижения товарных потоков от производителей к потребителям.

    Вариант (см. рис. 5.7а) прямых поставок "с колес" является наиболее экономичным и дает возможность при четкой организации поставок, например, по системе "точно в срок" снизить существенным образом запасы на складе или вообще исключить склады. Сюда же, с некоторой условностью, можно отнести и более дешевую транзитную систему поставок крупными партиями (вагон, автомобиль загружен только одним видом товара). Вари ант (см. рис. 5.7б) складской формы продвижения материального потока отличается большей сложностью. Чтобы попасть к потребителю, товары материального потока проходят складскую переработку на одном, двух или трех складах. Складская система является вынужденной мерой для тех логистических материальных потоков, которые отличаются сезонностью, неравномерностью и включают весьма широкую номенклатуру товарных ресурсов, а количество их потребителей исчисляется сотнями и тысячами (супермаркетинги и т.п.). Очевидно, что складская система вызывает дополнительное увеличение издержек на продвижение материальных потоков; поэтому логист должен искать способы уменьшения складских ступеней, по возможности сокращая промежуточные склады. Вариант (см. рис. 5.7в) представляет собой ЛЦО с терминалом регионального или местного значения, на котором входящие и выходящие материальные потоки при необходимости также проходят все стадии складской переработки товаров. Терминальная складская система сложнее чисто складской из-за более значительного количества децентрализованных клиентов, делегирующих часть своих полномочий, связанных со снабжением или сбытом своей продукции. Терминал может обслуживать и транзитный поток.

     

    Все многообразие складов, баз, терминалов, распределительных центров (рис. 5.8), используемых в нашей стране, как "общего пользования", так и ведомственных (т.е. фирменных ), и любой формы собственности, можно разделить на четыре основных вида по: способу хранения; режиму хранения; количеству видов (родов) хранимых товаров (грузов) и способу выполнения погрузочно-разгрузочных работ.

    По способу хранения различают склады сезонные, транзитные, таможенные временного хранения, накопительно-распределительные и др. По режиму хранения, косвенно характеризующему качественную приемку товара, склады делятся на: системы, обеспечивающие только температурный режим, температурный режим в сочетании с влажностным режимом, и системы без создания искусственного температурного и влажностного режима. По количеству видов (родов) товаров (грузов) склады делятся на два основных вида: специализированные, т.е. предназначенные для хранения, накопления небольшой номенклатуры товаров (грузов), и универсальные, которые перерабатывают весьма большое количество поступающих на склад видов продукции. По способу выполнения погрузочно-разгрузочных работ различают три вида складов: с ручным, частично или полностью механизированным способом либо полностью автоматизированные с применением системы человек - машина. Здесь следует обратить внимание логиста, выполняющего складскую операцию, на то, что приемку поступивших товаров необходимо проводить в два, связанных между собой этапа: сначала качественную, а затем количественную, сверяя со счетами поставщика, транспортной накладной, спецификацией, установленным ярлыком и другими документами. Спорные вопросы решаются совместно с транспортниками и поставщиками, а при их несогласии - в арбитражном суде.

     

    Считается, что при проектировании и строительстве механизированных и автоматизированных складских сооружений увеличение их высоты обеспечивает значительную экономию инвестиций и эксплуатационных издержек. Так, каждый метр увеличения высоты склада после 6-7 м и до 10-15 м приводит к снижению инвестиций на 2%, а эксплуатационных издержек - на 4%. Основные функциональные задачи складов заключаются в приеме товаров, укладке для хранения, документном оформлении, в выполнении погрузочно-разгрузочных работ, упаковке, фасовке, укрупнении и разукрупнении партий товара, формировании заказанных партий товаров для отправки и т.п. Для всех этих операций используются различные виды тары, пакетоформирующие машины, транспортеры, конвейеры, вилочные погрузчики, ручные тележки, контейнерные погрузчики и контейнерные штабелеры, козловые и портальные краны и другое перегрузочное оборудование, грузоподъемностью от 50 кг до 40 т и более. При выборе арендуемого склада (терминала) важное значение имеет арендная стоимость 1 м2 площади. Когда возникает необходимость в строительстве современного, в том числе и автоматизированного склада, решение осуществляется по правилам, принятым в мировой практике: технико-экономическое обоснование; инвестиционный проект и деловой (бизнес) план.


    http://www.iteam.ru/
    Категория: Общие темы по логистике | Добавил: Greencar (30.10.2012)
    Просмотров: 777
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Goon Каталог сайтов webgari.com Рейтинг сайтов