|
Каталог статей
Опыт управления логистикой свежих товаров
Если продажи падают, план продаж выполняется, например, менее 70%, что
делать с товарными запасами? Или «неожиданно» пришла зима, и товар
задерживается в пути? Отвечая на эти вопросы, по словам г-на ПОПОВЕНКО,
очень часто можно сделать ошибку, которая приведет к ряду рисков для
компании – оптимистичных или пессимистичных.
Если планирование оптимистичное.
Часто бывает так, что собственники компании, маркетинговый отдел имеют
очень большие амбиции. В их планах большие продажи, хороший заработок,
но если продажи менее 60% от запланированных,…
По словам Константина ПОПОВЕНКО, риски при оптимистичном планировании
выглядят следующим образом:
- Накопление товарных остатков
- Сроки годности < 2/3 –
потеря канала сбыта «сети» и «дистрибуторы».
- Сроки годности
< 1/2 – потеря каналов сбыта «опт», «линейная розница» (остаются
только «рынки»).
- < 1/3 – промышленная переработка,
списание, утилизация. (Попытки реализовать приводят к дополнительным
затратам на логистику, создание видимости спасения продукции), то есть
потеря почти 100% стоимости товара.
- Т.е. снежный ком, который
приводит к прямым потерям, сопоставимым с планируемой прибылью
- Косвенные
потери или потери будущих периодов
- Потеря лояльности клиента.
- Потеря
лояльности потребителя (плохие сроки на полках магазина).
- Увеличенные
запасы сырья и ингредиентов, что ведет к использованию большего
количества финансовых ресурсов на складские площади. Также это влияет на
сроки годности продукции.
- Сокращение оборотных средств.
Что касается рисков при «пессимистичном планировании», эксперт
охарактеризовал их следующим образом:
- Неполучение прибыли сверх планируемой. Эта проблема лечится
установкой новой, оптимальной как для производителя, так и для
потребителя, цены. Кроме того, сужением каналов сбыта за счет наименее
рентабельних (но это уже не входит в сферу деятельности отдела
логистики) можно сократить расходы, чем увеличит прибыль .
- Потеря
лояльности клиента. Этот вопрос решается путем корректного
распределения товара между ритейлерами и дистрибуторами.
Какой вид планирования хуже?
- Пессимистичное планирование, где риски незначительные и легко
лечатся увеличением цены, но никак не связаны с логистическими вопросами
и сферой деятельности отдела логистики.
- Оптимистичное
планирование, в котором рисков много и они «тяжелые и дорогие». При
таком планировании фраза: «Жадность фраера погубит», раскрывает саму
суть дела. За все это как раз и отвечает логистика. Мне не нравится
эта фраза может заменить чем либо синостичным.
Как не допустить финансовых потерь и не сбиться с плана продаж? Как
сказал Константин ПОПОВЕНКО: «В моей практике удалось уйти от серьезных
ошибок и от «ответственности» логистики. Для начала пришлось
определиться, что логистика может на нашем предприятии, исходя из сроков
годности товара и амбиций коммерческого отдела. Мы посчитали и
утвердили цифры, что в нашей компании отклонение от плана продаж на
следующий месяц может колебаться от +10% до -30%. Это своеобразная
«вилка», в которой мы работаем. Эти 40% - именно то, за что логистика
несет прямую ответственность, это «правило», которым мы руководствуемся.
В этих рамках мы осуществляем цепочку поставок не нарушая «правило»
(любая продукция должна дойти к потребителю не позднее 2/3 строка
годности)».
Кроме того, по словам г-на ПОПОВЕНКО, если продажи отклоняются больше,
чем на 40%, ответственность уже несет коммерческая структура компании
или маркетинг. Сверх этих показателей именно они обязаны принимать
результативные меры, чтобы выйти на плановые.
В чем же заключается работа логиста? По словам Константина ПОПОВЕНКО,
отдел логистики должен вести партионный учет и еженедельный контроль
товарных остатков по датам начала или конца реализации товара.
Необходимо контролировать отклонения от плана продаж не реже, чем раз в
неделю, информировать маркетинговый и коммерческий департаменты об
«критических» отклонениях с целью принятия быстрых и конструктивных
решений. Логисты должны инициировать действия для выполнения и
корректировки плана продаж, или плана производства (закупок).
Как логист может сократить уже явные убытки в будущих периодах? Как
сказал Константин ПОПОВЕНКО, для продукции с датами <2/3 срока
годности необходимо быстро и четко предоставлять информацию
коммерческому директору для принятия решения по активизации продаж У
коммерсантов должны быть готвые инструменты длятаких случаев. Для
продукции с датами <1/3 нужно быстро и четко предоставить информацию
для принятия решения по уценке продукции и/или реализации по
нестандартным каналам сбыта. По продукции с оконченным сроком годности:
инициируется переработка, утилизация, другие решения по специфике
продукта.
Инструменты или без чего результат в управлении логистикой свежих
товаров не гарантирован:
- партионный учет на собственных складах и желательно на складах
дистрибуторов;
- персонал, в чьих руках управление всеми
товарными потоками, в вашем подчинении;
- выполнение условий
покупателем услуги, коммерческим департаментом, - предоставление плана
продаж в срок, допустимые погршности выполнения, точность фактического
выполнения плана продаж по группам товара, , корректировка плана продаж
один раз в неделю (в случае отклонения от принятых погрешностей),
недельное прогнозирование отгрузок (все заказчики должны предоставлять
план закупок на следующую неделю);
- мотивирование персонала по
всем контрольным точкам: удельная стоимость логистики (транспорт,
складское хозяйство), качество услуги (количество опозданий на погрузку
или выгрузку товара, % выполнения заявок, количество продукции со
сроками менее 1/3) др KPI;
- статистика продаж и перемещений
между складами;
- наличие достоверной информации об остатках на
складах – собственных и дистрибуторов;
- деньги (для оплаты услуг
сторонних организаций, согласно договорных условий).
Автор: Тамара Радчук
Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster
|
Категория: Общие темы по логистике | Добавил: Greencar (18.09.2012)
|
Просмотров: 512
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|