Многие российские «дочки» западных компаний в настоящее время
выполняют
исключительно представительские функции. Обязанности по
импорту товара
на территорию РФ и дальнейшему его продвижению на российском
рынке возложены
на официальных дистрибьюторов. В этом случае отдел логистики
дочерней
компании не занимается разработкой цепи поставок и
обеспечением их бесперебойной
работы, нет также необходимости в управлении запасами,
в складском
хозяйстве, в логистике распределения. Работа отдела логистики
сводится
к обеспечению логистической поддержки дистрибьюторов и
занимает промежуточное
место между самой логистикой и Customer Service.
Однако
все больше компаний, практиковавших работу на российском рынке
через
национальных дистрибьюторов, приходят к пониманию
необходимости
развития собственной логистики, созданию собственной
логистической сети,
чтобы контролировать пути движения своей продукции на
российском рынке,
управлять себестоимостью, самостоятельно осуществлять ввоз
товаров в
Россию, организовать дистрибуцию через собственные склады.
Т.е. нужен
собственный отдел логистики.
Если принято решение о том, что российский филиал иностранной
компании
нуждается в собственном полноценном отделе логистики, а не
отдает ее
на аутсорсинг и не пользуется логистическими службами
дистрибьюторов,
то следует начать выстраивать деятельность отдела логистики
таким
образом, чтобы достигнуть в первую очередь системности в
работе.
Различие функций
Прежде всего следует обратить внимание на неуместность
попыток скопировать
оргструктуру аналогичного отдела логистики материнской
компании, поскольку
перед отделами логистики российского филиала и отделами самой
западной
компании стоят разные задачи. Разберем их.
Первое отличие
Западная компания выступает в роли экспортера, во многих
случаях является
также и производителем. При этом очень редко западная компания
работает
исключительно на экспорт в нашу страну. Чаще всего поставки
производятся
как минимум в страны СНГ и Восточной Европы. Если же речь идет
о крупном концерне, то цепочки поставок охватывают весь мир.
Второе отличие
Структура работы деправтамента выстраивается в соответствии
со стоящими
задачами. Это может обусловить наличие в органиграмме головной
компании подразделения, занимающегося производственной
логистикой, а
также распределение труда логистов «по странам», так как
специфика пакета
документов, требований к транспорту и пр. чаще всего
определяется не
столько характеристиками продукта, сколько требованиями
законодательства
той или иной страны.
Третье отличие
Процесс таможенного оформления не занимает в логистической
цепи европейской
компании такого места, которое отводится ему в России. Исходя
из
этого ориентироваться на европейскую схему организации
подразделения
нельзя. Во всяком случае при формировании группы логистов,
ответственной
за таможенное оформление. С другой стороны, на российский
департамент
не возложена задача подтверждения факта вывоза товара за
пределы ЕС
для получения права на освобождение от уплаты НДС. А для
многих европейских
поставщиков эта проблема является достаточно острой, поэтому
для ее
решения очень часто выделяется отдельная группа сотрудников в
составе
департамента.
Четвертое отличие
Большая часть российских импортеров предпочитает забирать
груз в Европе
на условиях самовывоза, что освобождает европейских коллег от
необходимости
прорабатывать транспортную составляющую по российскому
направлению.
Если нет потребности, нет и подразделения. Однако его
отсутствие
в материнской компании автоматически означает, что в «дочке»
должны иметься сотрудники а то и целый отдел логистики,
которые возьмут
на себя заботы о выборе транспортного партнера,
транспортировке, оформлении
необходимых для вывоза с территории ЕС документов, мониторинге
поставок
и пр.
Пятое отличие
В Европе уже давно появились и хорошо зарекомендовали себя
компании,
специализирующиеся на логистике химрынка (так же как и других
специфических
отраслей), поэтому европейские коллеги могут отдать складскую
и транспортную
логистику на аутсорсинг надежному партнеру не создавая
собственный отдел
логистики или существенно уменьшая его функции. Передача части
функций
на аутсорсинг находит отражение и в структуре отдела
логистики. Дочерние
же фирмы в России не всегда имеют возможность передать часть
направлений
логистическим операторам.
Современная стадия развития рынка логистических услуг в нашей
стране
позволяет с успехом использовать стандартный пакет услуг, в то
время как передача работы со специфическим товаром на
аутсорсинг не
представляется возможным. Это заставляет компанию держать в
штате не
только сотрудников, ответственных за складское хозяйство или
транспортное
обеспечение, но и персонал, занимающийся курированием
строительства
складов. Во многих случаях эти обязанности возлагаются на
отдел логистики.
Шестое отличие
Логистические технологии, используемые европейскими
партнерами, не
всегда находят применение в России. Дело тут и в необъятных
просторах
нашей Родины, и в инфраструктуре, и в наличии складов в
близком доступе,
позволяющих использование технологии «ложный JIT». Различия в
законодательной
базе, касающиеся как таможенного оформления, так и правил
ведения
документооборота, налогового и бухгалтерского учета, также не
позволяют
слепо копировать методы организации работы западных коллег по
организации
отдела логистики.