Температурный режимПоднимая вопросособенностей логистики в зимний и
летний периоды, а также говоря методах минимизации затрат и оптимизации
работы Алексей КОВАЛЕНКО, директор логистического центра
«Варус логистик», рассказал, что основным заданием специалистов
логистического отдела является борьба с постоянными затратами на
содержание склада и подвижного состава (если таковой имеется).
Например, если для хранения и обработки продукции не
нужны специфические температурные условия – основная задача зимой –
минимизировать поступление холодного воздуха внутрь помещений. Для этого
используются "термо шторы", док-шелтеры, завесы ПВХ. Для оптимизации
теплопотерь также эффективными действиями является утепление угловых
стен. Необходимо пересматривать расположение источников тепла и
охлаждения (на лето) - теплый воздух (или нагревательные элементы)
должны находиться внизу, а подача холодного (охлажденного воздуха)
должна происходить сверху вниз. Также эффективным методом борьбы с любыми колебаниями
температуры является подвод воздуха изнутри помещения (это дает более
эффективный нагрев теплонагревателей зимой) и более эффективную работу
охлаждающих конструкций летом.Для складов с водяным отоплением стоит проводить
ежеквартальную инспекция утеплителей вне склада. А в случае с
передвижным составом - закупать качественное низкотемпературное топливо,
проверять наличие у водителя в транспортном средстве емкости с песком,
лопаты. Перед летним сезоном важно проводить плановую инспекцию
транспортных средств по подготовке к "теплому" периоду года.Подготовка на сезон впередОсновными вопросами с которыми чаще всего сталкиваются
логисты розничных сетей в контексте погодных условий, это значительные
перепады температуры воздуха в течение года. «Мы зимой уже усиленно
готовимся к лету - проверяем состояние склада, делаем оценку
длительности и затратности ремонтов, ищем партнеров с подвижным
составом, который оснащен системами охлаждения. Предлагаем свой
тентованный транспорт. Летом работаем по подготовке к зиме - анализируем
затраты по отоплению и освещению и стараемся эти затраты
минимизировать, говорит г-н КОВАЛЕНКО. Подобным примером является
изменение системы освещения на складе и замена самих светильников на
менее энергоемкие. В зимний период это позволяет веерно включать свет в
складе в зависимости от того, находятся (и планируются) ли в данной зоне
склада люди».Также не стоит забывать о заключении договоров с
несколькими организациями по уборке снега, вывозу ТБО, т.к. в случае
снегопадов все дорожные службы брошены на расчистку улиц, а не промзон.
Что касается транспорта, то это плановая закупка топлива и ненормативные
ТО.ЦенообразованиеЛогистику сети не всегда стоит рассматривать как
основную составляющую логистических затрат по пути следования товара от
завода производителя к конечному потребителю. Даже если логистика сети
работает идеально и практически без затрат - логистика производителя
может в значительной степени снизить заинтересованность покупателя. По словам Алексея КОВАЛЕНКО, в
случае с логистическим центром «Варус логистик», специалисты, помимо
оптимизации внутренних издержек, рассматривают не только оптимизацию
внутри подразделения, а общий цикл - до полки магазина. «Наша цель -
сконцентрировать все возможные затраты до полки на РЦ и тем самым
минимизировать затраты на вспомогательный персонал в торговых точках.
Примерами могут служить доставка товара в отдельных картонах по группам
товаров, переход на более удобную в обращении пластиковую тару,
отложенная поставка (когда в торговые точки с отсутствием складских
площадей уже собранный заказ поставляется частями с регионального
склада); полная предпродажная подготовка товара на складе и т.д», -
уточнил специалист.Для получения точных данных анализа затрат специалисты
логистического отдела используют широко развернутую форму план -
факторного анализа по каждому подразделению и видам затрат. Делают
сравнения с аналогичными периодами по товарообороту или календарными
месяцами (для анализа затрат на освещение и отопление, например). Для
анализа запущенных или планируемых проектов используются SWOT и TOWS
матрицы - очень удобные инструменты для оценки рисков и их минимизации.«Но мой главный девиз - если у нас это работает
качественно, то где-то работает еще лучше и не стоит останавливаться на
достигнутом», - говорит Алексей КОВАЛЕНКО.