Одной из новых технологий управления предприятием является технология
реинжиниринга бизнес-процессов. Ее применение позволяет: снизить
себестоимость за счет роста эффективности управления, управлять
качеством продукции, сертифицировать предприятие в соответствии с
международными стандартами управления качеством, уменьшить время реакции
предприятия для обеспечения быстрой обработки заказов клиентов и
быстрой разработки новой продукции, эффективно управлять организационной
структурой, формализовать финансово-хозяйственную деятельность
предприятия, унифицировать операции делового цикла, эффективно
использовать как сложные системы класса MRP/ERP, так и более простые
системы автоматизации управления предприятием, более эффективно выявлять
и удовлетворять требования клиентов организации.
Общая процедура проведения реинжиниринга бизнес-процессов может быть
представлена следующим набором процедурных шагов:
- Составляется аналоговая модель процесса «как есть», то есть модель
существующего процесса и прописывается его технология.
- На основе анализа этой модели и технологии составляется аналоговая
модель нового процесса («как должно быть») и прописывается новая
технология.
- Модель и технология нового процесса подвергаются анализу на
соответствие требованиям бизнес-системы и просчитываются возможные
экономические выгоды.
- Модель нового процесса внедряется в деловую практику предприятия
(при условии положительных результатов анализа).
 Карта бизнес-процесса компании «ZZZ»
Отступая от темы. Одним из хороших примеров
может быть подключение к беспроводному интернету,
там где нет доступа к проводному. Благодаря этому можно
повысить эффективность и оперативность реагирования на заказы и быть в
курсе корпоративных новостей компании.
Практика бизнеса сегодня предоставляет
довольно много положительных примеров осуществления реинжиниринга
бизнес-процессов различной типологии. Однако на сегодняшний день
известно мало примеров и результатов использования реинжиниринга
применительно к «эффектизации» логистических бизнес-процессов на
промышленных предприятиях. Но и эти малочисленные примеры доказывают
достаточно высокую целесообразность и экономическую эффективность
применения реинжиниринга именно к логистическим бизнес-процессам. Для
доказательства выше указанного рассмотрим пример осуществления
реинжиниринга логистических бизнес-процесов компании «ZZZ», занимающейся
разливом пива и отгрузкой его дистрибуторам. В данном производственный
процесс компании начинается с приемки готовой продукции с
производственной линии и заканчивается отгрузкой ее дистрибутору. Эта
функция является обеспечивающей для данного бизнеса. Это означает, что
она должна быть ориентирована на необходимый уровень сервиса и снижение
затрат на единицу продукции. Для осуществления в дальнейшем
экономических оценок в качестве базовой единицы расчета затрат принимаем
1 грн/1 000 дал, то есть сумму издержек в гривнах, которые приходятся
на 1 000 дал обработанной в процессе продукции, то есть пива. Для
осуществления реинжиниринга составим карту бизнес-процесса разлива пива и
отгрузки его дистрибуторам (рис. 1). Карта процесса – это его
графическое представление, которое показывает входящие в процесс
действия и взаимосвязь между ними. Чаще всего в связи с реинжинирингом
бизнес-процессов при составлении выше упомянутых карт упоминаются методы
стандарта IDEF0 (Integration DEFinition language 0 – язык
интегрированного определения систем), основанные на методике SADT
(Structured Analysis and Design Technique – техника структурного анализа
и разработки). Краткая справка. Метод IDEF0 предназначен для
функционального описания процесса. Этот метод поддерживается программным
продуктом AllFusion Process Modeller™ фирмы Computer Associates,
пробная версия которого доступна на территории СНГ. Кроме того,
существует ряд других программных продуктов, использующих IDEF0.
Стандарт IDEF0 предполагает описание системы в виде иерархической
системы диаграмм и требует на каждой диаграмме отображать не более 8
действий/функциональных блоков. За счет иерархического строения модели в
формате IDEF0, исследователь получает возможность видеть процесс в
любом масштабе. Четкие правила нумерации позволяют легко находить
необходимые диаграммы в модели. Это, вместе с поддержкой компьютерными
программами, делает метод функционального моделирования IDEF0 одним из
лучших методов для использования в реинжиниринге бизнес-процессов.
Анализ карты (рис. 1) указал на 7 основных бизнес-процессов компании
«ZZZ». Это:
- приемка готовой продукции с производственной линии – линии розлива;
- приемка готовой продукции с других отделений компании;
- прием и обработка заказов от дистрибуторов;
- погрузка продукции на автотранспорт;
- приемка возвратной и другой тары;
- постановка новой тары на линию розлива;
- постановка оборотной тары на линию розлива.
Взаимосвязь и логическая последовательность
этих бизнес-процессов довольно удачно описана картой процесса (см.
рис.1). Реинжиниринг или перепроектирование любого бизнес-процесса в
общем-то предусматривает введение в него каких-то конкретных инноваций.
Поэтому перед рассмотрением отдельных бизнес-процессов, указанных на
рис.1, следует указать на возможные инновации, которые позволят
обеспечить замену достаточно большего объема ручного труда механизмами.
Например, это могут быть:
- оборудование всех линий розлива аппаратами для паллетизации и
депалетизации. Паллетайзер – аппарат для установки готовой продукции на
паллеты. Он позволяет сразу на выходе с линии получить упакованную в
паллеты продукцию. Депаллетайзер – выполняет обратную функцию по снятию
ящиков (с тарой) с паллет на линию розлива. Совместно эти аппараты
способны заменить достаточно большой объем ручного труда по формированию
и разбору паллет.
- осуществление реконструкции складов, заключающееся в строительстве
доков для автомобилей. Доки «позволят» погрузчику заезжать
непосредственно внутрь полуприцепа. Это позволит при работе с паллетами
избежать достаточно существенного объема работ по перестановке паллет
внутри машины и ручной разгрузке машин;
- установка автоматизированной системы управления складом – WMS
(Warehouse Management System). Эта система позволит автоматизировать
процессы складской логистики. Большинство функций по оперативному учету
будут переданы водителю погрузчика. Погрузчики с этой целью должны быть
оснащены терминалами WMS. Кроме того, предполагается, что WMS увеличит
эффективность работы грузчиков на погрузчиках на 25% – с 80 до 100 тонн
за человеко-день.
В ходе расчетов предполагается использовать
ряд начальных (исходных) параметров, которые приведены в табл. 1.
Таблица 1
Справочные данные для расчетов стоимости
процесса
Параметр
|
Значение
|
Единица измерения
|
Количество производственных линий, на
всех заводах, входящих в состав компании |
15
|
ед.
|
Количество заводов в составе компании |
3
|
ед.
|
Число рабочих дней в году |
242
|
дней/год
|
Зарплата грузчика, с отчислениями на
социальное страхование |
800
|
грн/мес
|
Объем производства (годовой) |
60’000
|
тыс.дал
|
Объем производства пикового месяца |
7’800
|
тыс.дал
|
Средний коэффициент веса |
1.5
|
кг/л
|
Коэффициент веса тары |
0.7
|
кг/л
|
Норма выработки для грузчика |
20
|
тонн/день
|
Норма выработки для грузчика на
погрузчике |
80
|
тонн/день
|
Норма для грузчика на погрузчике (при
установленной WMS – системе автоматизации склада) |
100
|
тонн/день
|
Стоимость погрузчика |
55000
|
грн/шт.
|
Срок службы погрузчика |
5
|
лет
|
Текущий ремонт погрузчика, грн/год |
30000
|
грн/год
|
Число эффективных смен при пиковой
нагрузке |
2
|
смены
|
Стоимость паллетайзера/депаллетайзера |
30000
|
грн
|
Срок службы паллетайзера/депаллетайзера |
10
|
лет
|
Текущее обслуживание паллетайзера или
депаллетайзера |
10000
|
грн/год
|
Потребляемая мощность паллетайзера или
депаллетайзера |
16.5
|
кВт
|
Доля продукции в новой таре |
10%
|
|
Число телесейленров для обеспечения
объема продаж |
20
|
чел.
|
Доля продукции, проходящей внутреннее
перемещение |
10%
|
|
Доля возвртной тары в общем объеме
продукции |
60%
|
|
Доля новой тары к общему объему
продукции |
10%
|
|
Стоимость расхода топлива погрузчиком в
час |
15
|
грн/час
|
Стоимость 1 часа работы погрузчика |
25.589
|
грн/час
|
Предполагаемая средняя мощность
паллетайзера/депаллетайзера |
1.083
|
тыс. дал в час
|
Стоимость одного часа работы
паллетайзера/депаллетайзера |
29.58
|
грн/час
|
Стоимость одного дня работы грузчика |
39.67
|
грн/день
|
Стоимость одного рабочего часа грузчика |
4.96
|
грн/час
|
Стандартная трудоемкость
погрузочно-разгрузочных работ |
6
|
чел-час. на тыс. дал
|
Стандартная трудоемкость ПРР с
погрузчиком без WMS |
1.5
|
чел-час. на тыс. дал
|
Стандартная трудоемкость ПРР с
погрузчиком c WMS |
1.2
|
чел-час. на тыс. дал
|
Методика расчетов по определению
эффективности проведения реинжин6иринга выделенных бизнес-процессов
основана на расчете затрат процесса, суммировании затрат по отдельным
действиям и процессам в целом, а также учете вероятности обработки
реализуемой продукции в рассматриваемых процессах. Примечание: в данной
статье при расчете эффективности проведения реинжин6иринга выделенных
бизнес-процессов основное внимание будет уделено учету
условно-постоянных и переменных затрат логистики. Переменные затраты
логистики (VLC – variable logistic costs) – это те затраты, которые
возникают в логистической системе при обработке продукции. Они
определяются методом прямого счета исходя из действующих норм.
Условно-постоянные затраты логистики (FLC – fixed logistic costs)
связаны с содержанием внутрипроизводственной логистической системы и
возникают даже в том случае, если последняя «простаивает». Для
показательных расчетов по обоснованию целесообразности проведения
мероприятий по реинжинирингу выберем два наиболее представительных
бизнес-процесса внутрипроизводственной логистической системы – «приемка
готовой продукции с производственной линии – линии розлива» и «погрузка
продукции на автотранспорт». А. Бизнес-процесс «приемка готовой
продукции с производственной линии – линии розлива» Процесс приемки
продукции с линии розлива начинается с того момента, когда упаковка
(ящик, пак, кег или паллет) с пивом выходит с линии розлива и
заканчивается моментом постановки «отформатированного продукта» на
склад. Цель этого процесса – обеспечивать непрерывность производства и
подготовить запасы продукции для продажи или отгрузке дистрибутору.
Первоначальный вариант (существующий) этого процесса описывается
следующим набором операций:
- упаковка выходит с линии розлива (на выходе ее регистрирует датчик
контроля);
- приемщик проверяет состояние упаковки;
- грузчики расставляют упаковки с пивом на паллеты;
- грузчики обвязывают паллету полипропиленовой лентой;
- погрузчиком паллета с пивом доставляется к месту хранения;
- кладовщик в складе отмечает группу паллет, указывая сорт, тип
упаковки и дату розлива;
- подготовленные запасы хранятся на складе;
- кладовщик учитывает приход продукции на склад (при этом учитываются
показания датчиков на линиях);
- кладовщик составляет суточный отчет движения запасов по складу;
- информация из суточного отчета заносится в автоматизированную
систему учета.
Через этот процесс проходит 100% объема
продукции. Блок-схема данного процесса приведена на рисунке 2.
 Карта бизнес-процесса приемки продукции с линии
розлива (существующий вариант)
Результаты расчета стоимости осуществления данного процесса
представлен в таблице 2. Из этого расчета следует, что переменные
затраты данного процесса составляют 81,03 грн/1000 дал.
Таблица 2
Процесс приемки пива с производственной
линии (вариант до реинжиниринга)
Процесс
|
Действие
|
Затраты
|
Тип |
База распределения
|
|
Ед. измерения
|
Количество на 1000
дал |
Цена
|
Грн на 1000 дал
|
|
|
1. Приемка продукции с линии
— старый вариант |
|
|
|
81.027
|
|
Через этот процесс проходит 100% объема
реализуемой продукции
|
|
|
|
|
1. Регистрировать
поступление продукции с линии |
|
|
|
|
|
|
Амортизация датчика и линии
|
FLC
|
|
|
|
|
|
|
2. Регистрировать
поступление пива с линии |
|
|
|
|
|
|
|
Зарплата приемосдатчика
|
VLC
|
чел.-час.
|
0.5
|
4.9587
|
2.479
|
|
|
3. Расставлять ящики на
паллеты |
|
|
|
|
|
|
|
|
Зарплата грузчика
|
VLC
|
чел.-час.
|
6
|
4.9587
|
29.752
|
|
|
4. Обвязывать паллеты полипропиленовой
лентой
|
|
|
|
|
|
|
Зарплата грузчика
|
VLC
|
чел.-час.
|
2
|
4.9587
|
9.917
|
|
|
5. Перемещать паллеты погрузчиком к месту
хранения
|
|
|
|
|
|
|
Зарплата грузчика на погрузчике
|
VLC
|
чел.-час.
|
1.5
|
4.9587
|
0.496
|
|
|
|
Стоимость работы погрузчика
|
VLC
|
маш.-час
|
1.5
|
25.5889
|
38.383
|
|
|
6. Отмечать места хранения
SKU |
|
|
|
|
|
|
|
|
Зарплата кладовщика
|
FLC
|
|
|
|
|
|
|
7. Хранение пива на складе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Затраты на содержание склада
|
FLC
|
|
|
|
|
|
|
8. Учитывать приход
продукции на складе |
|
|
|
|
|
|
|
Зарплата кладовщика
|
FLC
|
|
|
|
|
|
|
9. Составлять суточный отчет
по складу |
|
|
|
|
|
|
|
Зарплата кладовщика
|
FLC
|
|
|
|
|
|
|
10. Заносить перемещения по
складам в учет |
|
|
|
|
|
|
Зарплата кладовщика
|
FLC
|
|
|
|
|
|
http://logisticstime.com/
|