После изменения
данного процесса при внедрении системы управления
складом и установки на линии паллетайзеров существует возможность
упростить данный процесс. А именно, перепроектированный процесс будет
состоять уже не из 10 действий, а из четырех:
- регистрация датчиком контроля
поступления пива с линии;
- расстановка
продукции на паллеты (автоматически выполняется
паллетайзером);
- перемещение
паллет к месту хранения;
- фиксация
поступления продукции на склад в системе управления складом
(выполняется водителем погрузчика с помощью специализированного
оборудования, входящего в систему управления складом).
Карта
перепроектированного бизнес-процесса изображена на рис. 3.
Карта
бизнес-процесса приемки продукции с линии
розлива (перепроектированный вариант)
Результаты расчета
стоимости упрощенного, то есть
перепроектированного процесса, приведен в табл. 3. Переменные затраты
перепроектированного процесса составят 66,18 грн/1000 дал.
Таблица 3
Процесс приемки пива с производственной
линии (вариант после реинжиниринга)
Процесс |
Действие |
Затраты
|
Тип
|
База
распределения
|
|
Ед.
измерения
|
Количество
на 1000 дал
|
Цена
|
Грн
на 1000 дал
|
1. Приемка
продукции с линии
|
|
|
|
|
66.1856
|
Через этот
процесс проходит 100% объема
реализуемой продукции
|
|
|
|
1. Регистрировать
поступление продукции с линии |
|
|
|
|
|
Амортизация
датчика
|
FLC
|
|
|
|
|
|
2. Расставлять ящики на
паллеты |
|
|
|
|
|
|
|
Стоимость
работы паллетайзера
|
VLC
|
час
|
0.923077
|
29.582
|
27.30647
|
|
3. Перемещать паллеты
погрузчиком к месту хранения |
|
|
|
|
|
Зарплата
грузчика на погрузчике
|
VLC
|
чел.-час
|
1.2
|
4.958678
|
0.495868
|
|
|
Стоимость
работы погрузчика
|
VLC
|
час
|
1.2
|
25.58884
|
38.38326
|
|
4. Фиксировать поступление
паллета на склад в WMS |
|
|
|
|
|
Амортизация
WMS
|
FLC
|
|
|
|
|
Эффект реинжиниринга
бизнес-процесса «приемка готовой продукции с
производственной линии – линии розлива» очевиден: 81,03 – 66,18 = 14,85
грн/1 000 дал. Таким образом, экономия за год только по бизнес-процессу
«приемка готовой продукции с производственной линии – линии розлива»
составит: 14,85 * 60 000 = 891 000 грн/год. Б. Бизнес-процесс «погрузка
продукции на автотранспорт». Процесс погрузки продукции готовой
продукции на автотранспорт начинается с прибытия (в соответствии с
планом погрузки) автомашины к воротам отделения (завода) и завершается
отбытием машины с продукцией к дистрибутору. Существующий вариант
данного процесса (рис. 4) состоит из следующих операций:
- прибытие автотранспорта к воротам
завода;
- оформление
диспетчером наряда на погрузку;
- получение водителем у диспетчера наряда на погрузку;
- пропуск автомобиля на территорию с указанием
места погрузки;
- проезд
автомобиля к месту погрузки;
- передача водителем кладовщику наряда на погрузку;
- отдача кладовщиком грузчикам распоряжение на
погрузку автомобиля;
- подвоз
погрузчиками паллет к автомобилю;
- расстановка грузчиками паллет на грузовой
платформе автомобиля;
- фиксирование
кладовщиком факта погрузки продукции определенного
объема (размера) в складских документах, заказе и накладной;
- водитель идет к диспетчеру по выписке
товаротранспортной накладной;
- диспетчер по выписке выписывает шесть товаротранспортных
накладных и
две налоговых накладных;
- автомобиль
выезжает за территорию завода и следует к заказчику.
Себестоимость
погрузки продукции объемом 1 000 дал составляет около 53,26 грн
(результаты расчета приведены в табл. 4).
Таблица 4
Процесс погрузки продукции на
автотранспорт (вариант до реинжиниринга)
Процесс |
Действие |
Затраты
|
Тип
|
База
распределения
|
|
Ед.
измерения
|
Количество на 1000
дал |
Цена
|
Грн
на 1000 дал
|
4. Погрузка продукции на
автотранспорт |
|
|
|
|
53.2593 |
Через данный процесс
проходят 110% отгружаемой продукции |
|
|
|
1. Прибыть к воротам |
|
|
|
|
|
|
|
Время
простоя автомобиля
|
FLC
|
|
|
|
|
|
2. Распечатать наряд на
погрузку |
|
|
|
|
|
|
|
Рабочее
место и зарплата диспетчера по
транспорту
|
FLC
|
|
|
|
|
|
3. Получить наряд у
диспетчера по транспорту |
|
|
|
|
|
Рабочее
место и зарплата диспетчера по
транспорту
|
FLC
|
|
|
|
|
|
4. Пропустить машину на
территорию |
|
|
|
|
|
|
|
Рабочее
место и зарплата диспетчера по
территории
|
FLC
|
|
|
|
|
|
5 Проехать к месту загрузки |
|
|
|
|
|
|
|
Несуществ.
|
FLC
|
|
|
|
|
|
6. Передать кладовщику наряд
на погрузку |
|
|
|
|
|
|
Рабочее
место и зарплата кладовщика
|
FLC
|
|
|
|
|
|
7. Дать распоряжение на
погрузку |
|
|
|
|
|
|
8. Грузить машину продукцией |
|
|
|
|
|
|
|
Зарплата
грузчика на погрузчике
|
VLC
|
чел.-час
|
1.5
|
4.958678
|
7.438017
|
|
|
Стоимость
работы погрузчика
|
VLC
|
час
|
1.5
|
25.58884
|
38.38326
|
|
9. Расставлять паллеты в
машине |
|
|
|
|
|
|
|
Работа
грузчиков
|
VLC
|
чел-час
|
1.5
|
4.958678
|
7.438017
|
|
10. Отразить загрузку в
складских документах |
|
|
|
|
|
Зарплата и
рабочее место кладовщика
|
FLC
|
|
|
|
|
|
11. Пройти к диспетчеру по
выписке ТТН |
|
|
|
|
|
|
Простой
автомобиля у погрузочных ворот
|
FLC
|
|
|
|
|
|
12. Выписать ТТН и НН |
|
|
|
|
|
|
|
Зарплата и
рабочее место диспетчера по
выписке ТТН
|
FLC
|
|
|
|
|
|
13. Выехать с территории
завода |
|
|
|
|
|
Данный процесс может
быть перепроектирован к виду, изображенному на
рис. 5. Для этого необходимо внедрить систему управления складом и
произвести строительство доков для заезда погрузчиков на грузовую
платформу автомобиля. Это позволит снизить себестоимость процесса
погрузки до 36,66 грн/1 000 дал. (результаты расчета приведены в табл.
5). Эффект реинжиниринга бизнес-процесса «погрузка продукции на
автотранспорт» очевиден: 53,26 – 36,66 = 16,60 грн/1 000 дал. Таким
образом, экономия за год только по бизнес-процессу «погрузка продукции
на автотранспорт» составит: 16,60 * 60 000 = 996 000 грн/год.
Карта
бизнес-процесса погрузки продукции на
автотранспорт (после перепроектирования)
Таблица 5
Процесс погрузки продукции на
автотранспорт (вариант после реинжиниринга)
Процесс
|
Действие
|
Затраты
|
Тип
|
База
распределения |
|
|
Ед.
измерения
|
Количество
на 1000 дал
|
Цена
|
Грн
на 1000 дал
|
|
|
4. Погрузка продукции на
автотранспорт |
|
|
36.65702 |
|
Через
данный процесс проходят 110%
отгружаемой продукции
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Прибыть к воротам |
|
|
|
|
|
|
|
|
Время
простоя автомобиля |
FLC
|
|
|
|
|
|
|
2. Проверить наряд на
погрузку |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рабочее
место и зарплата диспетчера по
транспорту |
FLC
|
|
|
|
|
|
|
3. Пропустить машину на
территорию |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рабочее
место и зарплата диспетчера по
территории |
FLC
|
|
|
|
|
|
|
4. Проехать к месту загрузки |
|
|
|
|
|
|
|
|
Несуществ. |
FLC
|
|
|
|
|
|
|
5. Сверить номер машины и
дать распоряжение на погрузку |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рабочее
место и зарплата кладовщика |
FLC
|
|
|
|
|
|
|
6. Грузить машину продукцией |
|
|
|
|
|
|
|
|
Зарплата
грузчика на погрузчике |
VLC
|
чел.-час
|
1.2
|
4.958678
|
5.950413
|
|
|
|
Стоимость
работы погрузчика |
VLC
|
час
|
1.2
|
25.58884
|
30.70661
|
|
|
|
Стоимость
работы WMS |
FLC
|
|
|
|
|
|
|
7. Выписать ТТН и НН |
|
|
|
|
|
|
|
|
Зарплата
грузчика на погрузчике |
VLC
|
чел-час
|
0 |
|
|
|
|
8. Выехать с территории
завода |
|
|
|
|
|
|
Результаты расчета
эффективности мероприятий по реинжинирингу для
оставшихся бизнес-процессов компании сведем в таблицу 6.
Таблица 6
Динамика изменений логистических издержек
от перепроектирования бизнес-процессов внутрипроизводственной
логистической системы (ЛС) компании
Наименование
процесса
|
Мощность
процесса, в % к общей мощности
ЛС
|
Переменные
затраты на обработку 1000 дал
продукции в данном процессе, грн/1000 дал
|
процесс до
реинжиниринга
|
процесс
после реинжиниринга
|
1.Приемка
продукции с линии |
100%
|
81,03
|
66,19
|
2.Приемка
продукции с другого пивзавода |
10%
|
75,57
|
38,88
|
3.Обработка
заказа |
110%
|
0,0
|
0,0
|
4.Погрузка
на автотранспорт |
110%
|
53,26
|
36,66
|
5.Приемка
возвратной и новой тары |
70%
|
75,57
|
53,56
|
6.Новая тара
– постановка на линию |
10%
|
196,97
|
36,66
|
7.Оборотная
тара – постановка на линию |
10%
|
75,57
|
63,96
|
Итого |
|
557,97
|
295,51
(53%)
|
Анализ полученных
результатов показывает, что эффект реинжиниринга
общего бизнес-процесса по компании «ZZZ» составит (557,97 – 295,51) * 60
000 = 15 747 600 грн /год, то есть мероприятия по реинжинирингу
бизнес-процессов повысят эффективность функционирования
внутрипроизводственной логистической системы на 53%. Представленные в
статье результаты расчетов указывают на то, что в ходе реализации
мероприятий по реинжинирингу бизнес-процессов основным видом
логистических затрат, которые подвержены изменениям, будет заработная
плата участников исполнения этих бизнес-процессов. Вывод: получив в
результате простых вычислений информацию о постоянных и переменных
издержках, которые будут затронуты проектом реинжиниринга, можно
посчитать его финансовую эффективность при заданных объемах годовой
производственной программы. При этом следует иметь в виду, что если
затраты на комплекс мероприятий по реинжинирингу логистической системы,
включая установку паллетайзеров и депаллетайзеров на всех
производственных линиях, строительство доков для паллетной погрузки и
разгрузки автомобилей, внедрение системы автоматизации управления
складом составят менее половины этой суммы, то такой проект по
реинжинирингу будет экономически целесообразным и должен быть реализован
на практике в кратчайшие сроки. Материал опубликован на страницах
международного научно-практического журнала «Логистика: проблемы и
решения» (http://www.mr.com.ua).
http://logisticstime.com/
|