Современные тенденции интеграции цепей поставок
обусловливают распространение и развитие координированных систем сбыта.
При
этом координирующая роль в таких системах может принадлежать различным
её субъектам,
в том числе и торговым посредникам.
Высокая скорость реагирования на изменения спроса, а
также учёт индивидуальных требований потребителей требуют координации
согласованных действий и интересов всех участников цепи поставок.
Торговый
посредник между производителем и конечным потребителем обладает
максимальными
возможностями для такой координации. При этом структура и содержание
решений
посредника в области координации спроса и предложения возрастают до
стратегического уровня. Продолжение производства ценности в процессе
сбыта и
координирующая роль торгового посредника в рассматриваемых сбытовых
системах
определяют его доминирующую роль в создании дополнительной ценности и
доведении
её до потребителя и его статус как логистического посредника.
Потребительная составляющая ценности
(потребительная стоимость), как известно, создаётся в производстве, а в
сфере
обращения в процессе распределения и товародвижения существенным образом
не
меняется. В этой сфере она дополняется ценностными составляющими места,
времени
и условий реализации, приобретения и потребления её потребителями как
результата деятельности логистических посредников. Дополнительные
ценностные составляющие,
в свою очередь, формируются через специализацию посредника - товарную
(ценность
приобретения в собственность конкретного товара требуемых
потребительских
свойств и качества в необходимом количестве, а также в определённом
ассортименте), территориальную (ценность определённого места
приобретения и
потребления) и функциональную (время и другие условия приобретения и
потребления).
Время как составляющая дополнительной ценности, в свою
очередь, формирует внешнее конкурентное преимущество посредника и как
условие
точного времени её предоставления (ценность точного времени приобретения
и
потребления для потребителя), и как временной период ее предоставления
(ценность
приобретения и потребления в определённый временной период) и как цикл
её
предоставления (время отклика, скорость обслуживания потребителя). Тогда
как те
же самые представления времени, являясь факторами снижения издержек,
образуют
внутреннее преимущество не только посредника, но и производителя, и за
счёт
точности, и за счёт скорости и за счёт экономии приводя к сокращению
запасов и
повышению их оборачиваемости, высвобождению оборотных средств и
уменьшению объёма
нереализованных товаров.
Координация взаимодействия производителя и потребителя
посредником определяется спецификой его системного позиционирования в
цепи поставок.
Осуществляя собственную сбытовую политику, посредник одновременно
находится в
канале сбыта производителя, являясь субъектом и его системы сбыта, и его
сбытовой политики. Выполнение торговым посредником всех (или части)
функций
сбыта в канале сбыта производителя, а также его координирующая роль в
рассматриваемых цепях поставок и участие в создании продукта позволяют
говорить
о наличии у торгового посредника собственной товарной, ассортиментной,
ценовой
и сервисной политики, которая при этом не будет полностью независимой и
будет
определяться координирующей ролью посредника, как это представлено в
табл.
Последнее, тем не менее, позволяет ему формировать конкурентное
преимущество
как в условиях вертикальной конкуренции (по отношению к производителю и
потребителю), так и в условиях горизонтальной конкуренции (по отношению к
существующим и потенциальным посредникам того же уровня), а также по
отношению
к другим альтернативным формам.
Структура сбытовой политики торгового посредника
представляется следующей структурой: товарная, ассортиментная, ценовая и
сервисная политики.
Товарная политика включает в себя осуществление
инноваций коммерческой природы в отношении вещественного воплощения
товара, а также
инноваций коммерческой и технологической природы в отношении
коммерческих и
технологических функций торгового посредника.
Содержание ассортиментной политики представляет собой
сосредоточение посредника на осуществлении функционально однородной
деятельности по отношению к взаимодополняющим и взаимозаменяемым товарам
широкого ассортимента - формирование торгового ассортимента.
Ценовая политика торгового посредника
заключается в формировании структуры цен, отражающей создаваемую
посредником
полезность (товарного разнообразия, места, времени и условий
приобретения), его
позиционирование (и имидж марки продавца) и конкурентную стратегию.
Таблица
Уровни координации
посредником взаимодействия в цепи поставок
Уровни координации
|
Содержание
|
Степень новизны товара
|
Технология координации
|
1. Время от начала разработки товара до его вывода на рынок
|
исследование рынка, создание
товара, вывод на рынок
|
новый
|
CSRP
(Customer Synchronized Resource Planning); CRM (Customer Relationship
Management)
|
2. Время на обслуживание
|
получение заказа, доставка
товара
|
известный
|
VMI
(Vendor-Managed Inventory); CPRF (Collaborative Planning,
Replenishment and
Forecasting)
|
3. Время на реагирование
|
изменение отдельных потребительских
свойств и качества
в ответ на изменяющийся спрос
|
модифицированный
|
ECR
(Efficient Consumer Response)
|
Сервисная политика представляет собой деятельность по
оказанию покупателям услуг, связанных с приобретением и потреблением
товаров.
При этом, принимая во внимание специфику позиционирования посредника в
цепи
поставок, необходимо отметить, что речь идёт о том сервисе и о той
сервисной
политике, которые формируются непосредственно торговым посредником,
дифференцируя
продаваемый им товар (часто одного и того же производителя, что и
продаваемый
конкурентом) и саму торговую услугу относительно существующих
конкурентов. Тем
самым создаётся предпочтительность приобретения у данного посредника для
покупателя и предпочтительность данного канала сбыта для производителя.
Сбытовая политика зависима также и от уровня
координации (в зависимости от жизненного цикла товара), что также
представлено выше
в таблице. Необходимо отметить, что каждый последующий уровень, являясь
логическим продолжением предыдущего, тем не менее, имеет замкнутый
циклический
характер. В то же время, уровнем координации (также соответствующим
направлению
товарной политики) определяется и управляемый временной период.
Таким образом, производитель преимущественно создаёт материальное
воплощение ценности, а торговый логистический посредник формирует его
рыночное
позиционирование, определяя свою сбытовую стратегию и политику.
Источник: http://www.transmap.ru/
|