«В то время как граждане государств
со зрелой экономикой — Великобритании, Германии, Японии, а также многих
развивающихся стран Восточной Европы не скрывают скепсиса в отношении
собственных финансовых перспектив и состояния национальной экономики,
Россия — в числе стран с высоким уровнем потребительского доверия, что
напрямую влияет на готовность приобретать товары и услуги. Так что при
сохранении нынешних темпов роста и настроений потребителей, к 2025
Россия имеет все шансы стать крупнейшим потребительским рынком в Европе и
выйти на четвертое место в мире», — утверждает Михалис Кристу,
Региональный директор компании Nielsen в странах Северо-Восточной
Европы.
Такая оценка потенциала российского
рынка приятно тешит наше самолюбие, если бы не один вопрос, а какие
компании будут участниками на этом рынке. Председатель Комитета ТПП РФ
по развитию потребительского рынка А.И. Борисов отмечает, что
производительность труда во всем мире продолжает расти, поэтому сегодня
избыточные мощности – нормальное явление для большинства отраслей. В
мировом автомобилестроении, например, они позволяют произвести на 20
миллионов машин больше существующего спроса. Аналогичная ситуация
складывается и с производством всех основных товаров широкого
потребления. Стоит ли удивляться в этих условиях, что ведущие мировые
производители, озабоченные стагнацией традиционных рынков сбыта, стали
активно осваивать российский рынок, а многие открыли здесь и собственные
производственные мощности».
Иностранные компании, осваивая
российский рынок, используют современные системы управления товарными
потоками и активно влияют на формирование соответствующей системы
складской обработки товаров. Однако недостаточное предложение складских
услуг со стороны 3PL-операторов и не удовлетворение торговых компаний
спектром, полнотой предоставляемых им услуг вынуждает многие торговые
компании развивать собственные складские системы. Так, активное развитие
розничных торговых сетей инициировало создание ими собственных оптовых и
распределительных центров.
Первопроходчиком здесь стала компания
«Перекресток», построившая собственный распределительный центр (РЦ)
площадью 10 тыс. кв. м. Этому примеру последовали и другие сети –
«Пятерочка» в Санкт-Петербурге, «Дикси» - в Московской области, «Седьмой
Континент», «Копейка» и др. Конечно, выбор способа развития бизнеса
является делом самой компании, но для реализации задуманного требуется
наличие проработанного плана развития компании. А этого, к сожалению, у
многих российских компаний нет.
Что знают о логистике
руководители компаний
Практика выполнения логистических
проектов для российских торговых компаний, имеющих филиалы в регионах и
планирующих расширение бизнеса за счет увеличения товарооборота и
открытия новых торговых объектов, показывает, что руководство
компаний чаще всего подходит к вопросу обоснования возможности
реализации разработанных планов весьма поверхностно, а именно:
- без глубокого анализа существующих
параметров товарных потоков и их географии;
- без изучения и планирования
транспортной составляющей;
- без должной оценки имеющихся
складских мощностей;
- без изучения сложившейся технологии
работы с товарами;
- без разработки комплекса мер,
позволяющих решать задачи по оптимизации складских и транспортных
процессов;
- без совершенствования имеющихся
ресурсов, операций и управления процессами.
Такой подход обусловлен
недостаточностью знаний по логистике у руководителей компаний. По этой
же причине зачастую игнорируются конкретные предложения своих
специалистов по логистике. Большинство руководителей имеют
определенные знания о логистике, полученные на семинарах и конференциях,
а также получают престижные дипломы об окончании специализированных
курсов в основном по менеджменту. На этих курсах они получают только
основные понятия о логистике, которые можно встретить в сформулированных
ими концепциях развития компании.
Все это определенным образом влияет
на разработку концепции развития компании. Обычно в ней указывается в
общих выражениях, что повышение эффективности в компании нужно достигать
за счет уменьшения количества операций с товарами, за счет оптимизации
логистических операций и т.п., но не указано каким способом и на каких
участках это планируется осуществить. В итоге формируется
стратегия (концепция) развития компании, не подкрепленная разработкой
обеспечивающих мероприятий в сфере логистики, финансов и других
областях, которые требуют создания механизма ее реализации. Такая
«стратегия» становится только декларацией с соответствующим результатом.
Как обычно формируется
логистическая стратегия
Логистическая стратегия
разрабатывается на основе общей концепции развития компании. При ее
разработке принимаются во внимание направленность развития бизнеса
(увеличение товарооборота, расширение географии продаж и т.п.) и
рассчитываются потребности в транспортном обеспечении и складской
обработке планируемых объемов. Строительство складов является достаточно
дорогим делом, поэтому рассматриваются различные варианты и
определяются временные периоды и порядок затрат, которые возникнут при
обработке планируемых товарных объемов на ближайшую и дальнюю
перспективу.
Для того чтобы приступить к
формированию логистической стратегии необходимо ясное понимание: какими
складскими мощностями компания располагает; какие существуют товарные
потоки; на каких участках имеются сложности и другое. Все это выясняется
при проведении логистического аудита. По завершении аудита в
формируемом отчете появляются выводы по результатам данной работы и
даются рекомендации, что необходимо сделать, чтобы улучшить ситуацию.
Обычно это касается не только самих
изучаемых складских и транспортных операций, но и системы управления
товародвижением, если в этом есть необходимость. Обычно проводится
отдельный аудит управления товародвижением, по результатам которого
видно, насколько соответствует действующая система управления и
организационная структура стоящим перед компанией задачам.
Главный вывод из проведенных
аудитов: на развитие компании определяющую роль играет человеческий
фактор, так как существующая система управления создавалась либо
достаточно давно и поэтому уже не соответствует современным условиям,
либо под конкретных людей.
Перестроить структуру управления в
соответствии с новыми требованиями оказывается даже труднее, чем принять
решение сформировать складскую систему, строить новый склад или
закупить новое дорогостоящее оборудование. Руководители компаний
вынуждены принимать решение под сильнейшим давлением их ближайшего
персонала, а может быть и родственников.
Примеры из практики, вам это
ничего не напоминает?
Приходилось сталкиваться с ситуацией,
когда в торговой компании, имеющей сеть магазинов и несколько филиалов,
произошел переход на новую организационную структуру. А после
проведения аудита выяснилось, что она не только не соответствует, но
прямо тормозит осуществление основной деятельности компании. В
существующей в компании концепции развития прямо указано на снижение
затрат путем оптимизации логистических операций, так как это основной
путь повышения конкурентоспособности, и в то же время руководитель
отдела логистики был определен на третий уровень управления и его лишили
возможности воздействовать на деятельность складов и транспортного
подразделения.
И это в крупной компании имеющей сети
магазинов и несколько филиалов. Компания продолжала достаточно активно
работать даже в этой ситуации, потому что персонал продолжал действовать
по старым регламентам, которые полностью соответствуют выполняемым
задачам и которые были разработаны этим начальником отдела логистики.
Как долго продлится эта ситуация – зависит только от руководителя
компании. Если наполовину внедренная новая организационная структура и
новый регламент будет задействован полностью, то деятельность компании
будет дестабилизирована.
Имели место случаи, когда кое-кто из
высокопоставленных менеджеров пытался активно тормозить принятие
каких-либо изменений в существующую систему управления и технологию
работы на складе по результатам работы консалтинговой компании. Такому
подходу есть объяснение. Скорее всего, этот менеджер решает свои личные
задачи, он не заинтересован, чтобы в компании был наведен порядок, при
котором можно было бы учитывать движение любого товара, обрабатываемого
на складе, и обеспечить прозрачность всех операций.
Такие выводы были сделаны после
анализа существующей технологии работы.
- Приемкой товаров может заниматься
любой сотрудник склада. Все сотрудники имеют должность специалист
склада. Подписывает товаротранспортные накладные руководитель склада,
хотя он товар не принимает.
- Товар размещается по указанию
начальника смены по брэндам, а при отсутствии места - в любое другое
место. Адресная система хранения отсутствует.
- Отбор заказов осуществляется на
основании знания местонахождения товаров специалистами склада при
ассортименте порядка 7-8 тысяч артикулов. Отсюда большие временные
затраты на сбор заказа и высокая вероятность не нахождения требуемой
товарной позиции при их подборе.
- Места для комплектации заказов не
хватает, и заказы размещаются, где возможно.
- Подбор заказа, его комплектацию и
контроль скомплектованных заказов выполняют сотрудники одной смены,
которые в течение смены могут работать на любом участке.
- Отгрузкой заказов занимаются эти же
специалисты склада.
- Сплошная инвентаризация на складе не
производится, а выборочная инвентаризация может длиться несколько дней.
Эту так называемую «технологию» и
хотят сохранить, чтобы можно было успешно паразитировать на чужом добре.
При этом приводят в качестве аргументов, что так склад работает давно с
момента основания компании и компания успешно развивается, а
дополнительные вложения в стеллажное оборудование и автоматизированную
систему учета – это лишняя трата средств, так как специалисты склада и
так знают где что лежит и т.п. Наблюдая подобную картину становиться
жалко владельца, который своим умом создал успешный бизнес, но плохо
представляет себе работу склада, и как этим пользуются окружающие его
люди, на которых он полагается.
Указанные выше примеры
приведены для того, чтобы инициатор (руководитель или владелец компании)
разработки стратегии компании или внесения каких-либо совершенствований
в ее деятельность учитывал не только многофакторность в поиске путей
решения в поставленных задачах, но и возможность «позитивного» участия в
этом процессе кого-либо из своей команды.
Оптимальный вариант
разработки стратегии
Прежде всего, руководитель должен
осознать, что не устраивает его в текущей деятельности компании и какой
результат он хочет получить. Затем определяется, каким образом можно
достичь этого результата, и какие силы и средства для этого необходимы.
Если определение цели дело рук
владельца или менеджера компании, то для разработки способа ее
достижения и выявления стоящих для реализации этого задач, а также
необходимых сил и средств нужно привлекать высококвалифицированных
специалистов. Зачастую для достижения поставленной цели необходимо
полностью перестраивать структуру организации и переходить на иные
принципы управлением деятельностью компании. Это может быть очень
сложный и трудный процесс. У владельца (руководителя) компании должно
хватить решительности довести начатые изменения до конца, иначе
потраченные на модернизацию силы и средства могут оказаться напрасными.
Исходя из назначения логистики
применительно к бизнесу, логистическая стратегия компании должна быть
направлена на обеспечение реализации корпоративной стратегии и при этом
решать задачи по оптимизации ресурсов компании при управлении
материальными и сопутствующими потоками.
Казалось бы, логистическая стратегия
должна быть таким же естественным элементом стратегического планирования
бизнеса, как маркетинговая, финансовая, производственная и другие виды
стратегии (см. рис. 1). Однако, это далеко не так. Чаще всего у средних и
небольших российских компаний отсутствует не только логистическая или
любая другая стратегия, но и вообще концепция развития бизнеса компании
хотя бы на несколько лет. Имеются только планы по открытию новых
торговых точек в текущем или следующем году и примерное соображение о
том, где хранить товары, которыми будут снабжаться эти точки. Анализ
товародвижения в этих компаниях не проводится, и говорить об
эффективности управления товарным движением не приходится.
Рис. 1. Взаимосвязи между
стратегиями внутри компании
Однако достаточно жесткая конкуренция
на рынке заставляет компании перестраиваться. В противном случае их
существование может быть только вопросом времени. Исходя из числа
обращений в консалтинговые компании, занимающихся логистикой, осознание
этого у руководителей российских компаний растет. К ним уже приходит
понимание того, что с имеющейся системой управления движением товаров
решать многие вопросы почти невозможно.
Основные задачи, которые
необходимо решить для ведения успешного бизнеса:
- Сформировать корпоративный стандарт
управления.
- Разработать логистическую стратегию
организации поставок, складских операций и связанных с ними других
операций, являющейся составной частью общей стратегии компании.
- Сформировать и постоянно
совершенствовать логистическую цепочку движения товароматериальных
ценностей в рамках выполнения стоящих задач и с учетом перспектив
развития деятельности компании.
- Постоянно искать пути оптимизации
бизнес-процессов при продвижении товаров и минимизация расходов при
транспортировке и складских операциях. Выявлять скрытые резервы
компании.
- Сформировать логистический
менеджмент.
- Использовать современные технологии,
программные продукты и соответствующее оборудование.
Правильно выбранная цель и
разработанный план мероприятий – это только половина успеха. Вы не
сможете получить большой эффективности в реализации проекта, если не
сумеете добиться понимания среди сотрудников компании к происходящим
изменениям, особенно у руководителей всех уровней. Источник: http://www.transmap.ru/
|