Требования клиентов к уровню логистического сервиса растут с каждым
днем. Чтобы
организовать оптимальное обслуживание клиентов в условиях все
увеличивающейся
конкуренции, логистическим операторам нужно четко представлять, что
можно и
нужно предлагать различным целевым группам.
Крупный логистический оператор на современном складе ответственного
хранения
может предоставить широкий спектр стандартных услуг. При этом необходимо
вместе
с клиентом четко определить требования к хранению и обработке продукции с
учетом
особенностей работы клиента. Это то, без чего логистические операторы не
могут
внедрить и реализовать масштабный проект. Еще одно обязательное условие –
необходимо учитывать специализацию клиента, которая зависит от того,
какие
товарные группы он предлагает рынку:
- аксессуары, белье, одежда; - FMCG; - рекламная продукция; - садовая техника, оборудование, товары для
дома и
сада; - моторные масла; - бытовая техника и электроника; - запасные части; - косметика и парфюмерия.
Особого внимания заслуживают принципы работы логистического оператора с
торговыми сетями и применяемые при этом технологии.
Стандартные услуги
На сегодняшний день стандартный пакет логистических услуг включает в
себя:
ответственное хранение, предпродажную подготовку, кросс-докинг, доставку
грузов
по России и дистрибуцию по городу.
Складское ответственное хранение – одна из самых востребованных
логистических
услуг. Все логистические операторы предлагают размещение грузов на
стеллажах,
напольно или в мелких ячейках.
Специалистами осуществляется подборка любой сложности:
- паллетная обработка; - покоробочная подборка; - мелкоштучная комплектация.
Предпродажная подготовка как логистическая услуга позволяет клиентам
исключить
дополнительные затраты на транспортировку со склада к месту
предпродажной
подготовки и погрузо-разгрузочные работы.
Она включает в себя: - сортировку, маркировку; - подготовку товаров к рекламным и
маркетинговым
акциям; - упаковку и составление наборов, в том числе
упаковку
продукции нестандартного формата; - упаковку в термоусадочную пленку; - стикеровку.
Маркировка любых видов продукции – обязательная процедура, необходимая
для
быстрой обработки товара и подготовки его к реализации, а удобная для
конечного
потребителя упаковка является одним из инструментов, повышающим продажи
товаров.
Стикеровка может производиться как этикетками, предоставленными клиентом
вместе
с партией товара, так и теми, которые будут изготовлены непосредственно
на
складском комплексе.
Это – базовые услуги на сегодняшний день, которые нужны всем клиентам. В
последнее время все более востребованной становится такая складская
услуга, как
обработка бракованной продукции: переборка и сортировка, выборка из
партии
товара негодных к продаже образцов.
Условия для начала операций
В первую очередь, еще на стадии заключения договора, до того момента,
когда
товар поступит на склад, необходимо обсудить с клиентом наличие на
продукции
штрихкодов или иной маркировки, однозначно ее идентифицирующих.
В практике нашей компании был однажды клиент, занимающийся продажей
одежды. Его
товароведы буквально на глаз определяли принадлежность товара к тому или
иному
артикулу, после чего производили маркировку товара. По сравнению с ними
немногие
логистические операторы могут обладать необходимыми знаниями о товаре
такого
уровня, потому что по своей сути логоператор не является товароведом.
Поэтому
для нормальной совместной работы товар должен быть маркирован.
Обязательно нужно наладить обмен данными между системами оператора и
клиента в
заранее согласованном формате. Потому что использование современных
технологий,
радиотерминалов, сканеров невозможно без полноценного обмена данными.
Безусловно, у каждого крупного оператора есть свой стандартный формат
обмена
данными, но в любом случае необходима его доработка под каждого клиента
индивидуально, т.к. у каждого клиента есть свои требования, свои
обязательства
перед конечными получателями.
И логистический оператор должен в обязательном порядке учитывать их и
согласовывать все до начала операций. Потому что если товар пришел на
склад, а
условия и технологии его обработки до мельчайших деталей не обсуждены,
невозможно качественно и квалифицированно работать с этим товаром.
Эффективное
управление процессом оказания услуг невозможно, если окажется не
проработан
очень серьезный блок – согласование различных процедур работы. Это
касается как
оформления документов, так и технологий обработки грузопотока товаров
любого
вида:
- особенности учета и хранения; - требования к приемке; - требования к отбраковке товара и дальнейшая
работа с
браком; - специфика отгрузки; - дополнительная упаковка, маркировка и т.п.
Необходимая складская и транспортная документация должна быть
подготовлена в
соответствии с законодательством РФ и требованиями заказчика. Клиент
должен
иметь возможность отслеживать, как хранится его товар, поэтому
логистический
оператор должен предоставлять ему с определенной периодичностью отчеты
по
хранению товаров и о производимых операциях с товаром.
Зачастую логоператору приходится для успешной реализации проекта
закупать и
устанавливать дополнительную технику, оборудование и материалы. Их выбор
определяется необходимостью быть впереди конкурентов, а значит,
специализироваться на оказании самого широкого спектра услуг,
востребованных
клиентами. Дополнительные расходы на специфические технические решения
будут
целесообразны в том случае, если речь идет о реализации спецпроекта,
когда с
клиентом заключены долгосрочные контракты и соглашения о сотрудничестве.
Если
контракт подписан на один год, затраты логистического оператора на
обеспечение
высокого сервиса клиенту, при условии дополнительных инвестиций, могут
не
окупиться.
Решения для различных товарных групп
Аксессуары, белье и одежда
Специфика работы с данным сегментом заключается в большом количестве
артикулов
(более 20 тыс.) и частой смене продуктовой линейки, обусловленной сменой
коллекций в зависимости от модных тенденций. Можно себе представить
объем работы
для логистического оператора: четыре времени года, у каждого клиента
разрабатываются новинки одежды и аксессуаров, а соответственно –
ассортимент.
Поэтому у большинства компаний, которые оказывают логистические услуги
по
аксессуарам, белью и одежде, на первом месте стоит проблема контроля
качества
товара, соответствие артикулов и размеров на бирках, вшитых в одежду,
ярлыкам с
ценой и сопровождающим документам. Кроме того, особого внимания требует
работа с
цветами и размерами в разрезе одного артикула. Среднее количество штук,
обрабатываемых в день – более 30 тысяч. Такое большое количество
достаточно
сложно обрабатывать.
Что может предложить логистический оператор такому клиенту?
В первую очередь – это стопроцентная поштучная приемка и комплектация.
Необходимо оптимизировать технологию размещения такой продукции. В этом
случае
речь может идти об использовании разноразмерных ячеек, вешал и т.п.
Очень важным
фактором является использование квалифицированного персонала, знакомого
со
спецификой обработки подобных товаров. Если это не будет сделано, то
обработка
товара будет дорогой и сложной для самого логистического оператора.
Очень востребована услуга стикеровки, информация о товаре должна быть на
русском
языке, кроме того, зачастую есть потребность в нанесении ценников и
штрихкодов.
Для защиты от воровства продукции, т.е. от вскрытия и проникновения,
грузовые
места должны быть упакованы, оснащены магнитными датчиками и другими
системами
защиты. У некоторых клиентов есть требования зашивать товар в мешковину
или
упаковывать в термоусадочную пленку. Обязательно должны присутствовать
транспортные стикеры и упаковочные листы на каждом коробе или заказе.
Эти меры
помогут ускорить приемку груза в магазинах клиента, чтобы не проверять
поштучно
количество товара.
Многим клиентам потребуется услуга доставки по России сборных грузов,
потому что
торговые точки могут быть расположены в разных городах.
FMCG (на примере пищевой продукции)
Эта товарная группа требует от логистического оператора учета сроков
годности
продукции, кроме того, предъявляет повышенные требования к санитарному
состоянию
склада. Для товаров животного происхождения необходима выписка
ветеринарных
свидетельств. И, конечно же, при хранении определенных групп товаров
нужно
жесткое соблюдение температурного режима, а также соблюдение товарного
соседства. Логистический оператор сможет соответствовать требованиям
клиентов,
если организует ветеринарный пост на территории склада, работающий там
ветеринарный врач сможет подтверждать ветеринарными свидетельствами
качество
продукции, а также организовывать все необходимые мероприятия для
обеспечения
ветеринарного контроля. Обязателен пестицидный контроль: наличие
инсекцицидных
ламп, ловушек для грызунов и т.д.
Для разных конечных получателей используются различные критерии товаров.
Для
каналов отгрузки используются различные принципы подбора (FEFO, LIFO),
партионный учет продукции. При хранении продуктов питания особое
значение
приобретает блокирование товара с критическими сроками годности. Каждый
заказ
должен быть снабжен необходимыми сертификатами и удостоверениями
качества.
Система температурного контроля включает в себя как специально
выделенную зону с
установленными системами обеспечения поддержания заданных температур,
так и
оборудование в виде термогигрометров, которое помогает фиксировать в
помещении
заданную температуру и влажность. Для многих клиентов актуален вопрос
учета
номеров ГТД.
Большинству клиентов, которые работают с розницей, необходим полный
спектр услуг
по предпродажной подготовке, включающий в себя микширование вкусов,
формирование
метро-юнитов, упаковку и переупаковку, стикеровку, маркировку.
Логистический
оператор в этом случае предоставляет клиенту даже не услугу, а
инструменты для
увеличения продаж.
При отправке товаров на экспорт необходимо оформление документов, подбор
самых
свежих дат производства и т.п.
Еще одна услуга – это отбор образцов для исследований, в основном это
касается
кормов для животных.
Рекламная продукция
Это очень интересная группа товаров. Она отличается большим количеством
артикулов. Ассортиментная линейка меняется в зависимости от акций,
частоту
которых определяет отдел маркетинга клиента. В основном это –
разногабаритный
груз, не поддающийся стандартизации: его размеры могут варьироваться от
небольшой листовки до крупногабаритного подиума. Все это создает
определенные
сложности в планировании объемов хранения и обработки на последующие
периоды.
Что же может предложить своим клиентам логистический оператор? Подбор
штучный/коробочный (подбор плакатов, листовок, сувениров и т.п.). Во
время
проведения рекламных кампаний очень актуальны формирование наборов,
составление
комплектов из нескольких артикулов. Упаковка паллет в черную пленку
используется
как для обеспечения безопасности доставки, так и для предотвращения
утечки
информации о маркетинговых акциях. Приходится работать с грузом
повышенного
контроля, когда используются в качестве сувениров достаточно дорогие
ручки типа
Parker, золотые зажигалки и т.д. Особого внимания при упаковке требует
хрупкий
товар.
Садовая техника, оборудование, товары для дома и сада
У этой продукции ярко выражена сезонность с февраля месяца до конца
лета.
Упаковка таких грузов разногабаритная, нестандартная. Несмотря на
большое
количество артикулов, объем хранения товара каждого определенного
артикула
незначительный. Кроме того, в ассортиментную группу входят еще
мототехника и
мини-тракторы, и логистический оператор должен обеспечить их хранение,
погрузку
и разгрузку.
Необходимо оптимизировать затраты на обработку таких грузов, поэтому
предложением логистического оператора может быть хранение до четырех
артикулов
на одной паллете, в том числе и на верхних ярусах, в этом случае подбор
заказа
осуществляется высотными комплектовщиками. Внимание требуется и при
обработке
негабаритных грузов: бухт шлангов, товаров, габариты которых измеряются
погонными метрами.
Логистическому оператору нужно быть готовым к тому, что доставка
садово-огородного ассортимента в торговые сети должна соответствовать
требованиям сетей по упаковке и маркировке. Предпродажная подготовка
обязательна, она включает в себя как стандартные операции, так и
вложение
гарантийных талонов. Работа с возвратами в этой товарной группе –
отдельная
«головная боль» для логистических операторов, потому что по окончании
сезона
продукцию нужно принять на хранение от разных магазинов. Хорошо, когда
товар
возвращается в товарном виде, с сохранением маркировки, упаковки и т.д.,
но чаще
из разных магазинов товар приходит с разными ценниками. Но в любом
случае это
достаточно трудоемкий и хлопотный процесс.
Моторные масла
Специфика работы с этим видом товара заключается в том, что масла
разлиты в
бочки, канистры и другие емкости. Главное отличие при их складской
обработке –
повышенные требования к технике безопасности.
Работники склада должны работать в специальной обуви и касках. Некоторые
компании требуют не только проведения обязательного инструктажа, но и
экзамена
для персонала склада по всем стадиям работы с их продукцией.
Необходимо перестроить часть логистических бизнес-процессов для того,
чтобы
эффективно обрабатывать этот ассортимент. Учетной единицей является
литр.
Для отслеживания распространения товара по каналам дистрибуции
используются
скрытые метки, которые наносятся на товар на складе и видны только в
ультрафиолетовом излучении. При работе с разными категориями брака,
включая
слив, используются спецреагенты.
Предпродажная подготовка канистр заключается в протирании канистры от
потеков и
стикеровку в соответствии с требованиями торговых сетей.
Бытовая техника и электроника
У этого дорогостоящего товара большая номенклатура и различная кубатура:
КБТ,
СБТ, МБТ (крупно-, средне- и мелкобытовая техника). Он требует ручной
разгрузки
и погрузки. Серьезные отличия при обработке КБТ и МБТ.
Логистический оператор может предложить в этом случае различные типы
размещения
товара: стеллажное, мелкоячеистое. Возможно выделение на складе зоны
хранения
ценных товаров и оснащение ее аппаратурой для видеонаблюдения за
процессом
сборки заказов, чтобы минимизировать потери от воровства.
Учет ведется как в штуках, так и в кубических метрах. При приемке
продукции
проводится спецстикеровка. Для доставки в торговые сети необходимо
вложить
гарантийные талоны, сформировать наборы для промоакций.
Еще одна специфическая деталь – необходима работа с серийными номерами
для
обеспечения возврата товара по гарантии и отбракованного, поэтому в
отгрузочных
документах указываются и серийные номера продукции. У торговых сетей,
работающих
с бытовой техникой и электроникой, достаточно подробно прописываются
задачи
логистического оператора по работе с бракованной продукцией.
Запасные части
Специфика этой товарной группы заключается в большом количестве
артикулов (более
20 тыс.). Товар разногабаритный: от аксессуаров до крупных кузовных
частей. В
некоторых группах запчастей отсутствует маркировка.
Логистический оператор организовывает различные способы хранения:
стеллажи,
мелкоячеистое хранение, напольное хранение, зона ценных товаров,
спецоборудование для хранения особо крупных запчастей.
Также необходима упаковка грузовых мест в специальные ящики. Для
обеспечения
безопасной транспортировки также применяется крепление запчастей к
паллете
стреппинг лентой.
Зачастую у ряда компаний, торгующих запасными частями, возникает
необходимость в
замере объемно-весовых характеристик товара, чтобы они могли оптимально
использовать собственный или заказанный транспорт.
Логистический оператор комплектует наборы из разных артикулов по
предварительному заказу от магазинов, формирует транспортные стикеры и в
обязательном порядке – упаковочные листы на каждый короб или заказ.
Косметика и парфюмерия
Это еще одна емкая группа продукции, которая в чем-то
похожа на белье и одежду с точки зрения складской обработки: у этой
товарной
группы большая номенклатура – более 10 тыс. артикулов. Соответственно,
велико и
количество обрабатываемых штук. Отдельно учитываются, а следователь- но,
и
обрабатываются тестеры парфюмерии и косметики. Востребованные складские
услуги –
поштучная приемка, комплектация и стикеровка русскоязычными стикерами и
штрихкодами каждой помады или коробочки с духами, кремами и т.д.
Поскольку для
продвижения этого товара часто используются различные рекламные акции,
то на
складах должны быть организованы хранение и обработка торгового и
рекламного
оборудования, а также комплектация наборов из разных артикулов.
Работа с весовым товаром, таким как крема в тортах и другой упаковке
Товар, доставляемый до магазинов, должен быть упакован для защиты от
проникновения: каждое грузовое место – в термоусадочную пленку. Отгрузка
сопровождается формированием транспортных стикеров и упаковочных листов
на
каждый короб или заказ.
Формирование бизнес-посылок
Это еще одно направление деятельности. В соответствии с требованиями
заказчика
для каждого заказа – транспортный стикер, упаковочный лист, акт для
конечного
клиента.
Принципы работы с торговыми сетями
Специфику этого вида сотрудничества можно показать на примере
торговых сетей
DIY, которые работают с большим количеством артикулов. Упаковка груза –
разногабаритная и нестандартная.
Логистический оператор может организовать различные виды хранения для
различных
групп товаров, хранение и обработку негабарита, в том числе длинномеров
(вагонка,
линолеум и т.п.) с использованием спецтехники и оборудования. Особого
внимания
требует работа с хрупким товаром. Востребованы также различные
кросс-докинговые
схемы: паллетная, с пересчетом, pick-by-line. Перед отгрузкой должны
быть
проверены штрихкоды и проведена внутритарная проверка. Для оптимального
заказа
транспортного средства нужно снять объемно- весовые характеристики
собранных
грузовых мест.
Отдельно хотелось бы остановиться на технологии pick-by-line при работе с
сетями. Применение данной технологии позволяет оптимизировать зону
хранения при
большой ассортиментной линейке. Основная ее идея заключается в замене
заказов на
подбор – разнарядками на распределение приходов между магазинами при
приемке
товара на склад. При этом важными факторами являются:
- унифицированные требования к поставке
продукции для
поставщиков; - хранение по виртуальным зонам,
соответствующим
адресам магазинов; - постепенное формирование смешанных паллет из
входящего потока; - формирование упаковочного листа на каждую
сформированную паллету; - накопление паллет в виртуальной зоне до
количества,
достаточного для заказа транспортного средства
и
доставки до магазина.
По данным сайта http://logist.ru
|