«Давайте посчитаем затраты на логистику в вашей компании», – предложили
организаторы одноименного семинара– конференции всем, кто в нынешней
непростой экономической ситуации заинтересован в оптимизации
логистических расходов. В ходе дискуссии резервы для снижения расходов в
этом сегменте, разумеется, удалось выявить. Но так ли однозначны эти
решения?
Анализ структуры логистических затрат среднестатистических компаний в
промышленно развитых странах, в частности в США, выявил приблизительно
такой расклад. Транспортировка – 60%, складирование и содержание запасов
– 34%, администрирование и управление логистикой – 6%. В России,
заявляет бизнес-консультант, д. т. н., преподаватель МАДИ Валерий
Курганов, первый показатель значительно выше, а причин тому несколько,
главная, несомненно, – значительные расстояния перевозки грузов.
Соответственно, именно транспортные расходы необходимо снижать, причем
существенно.
Если грузовладелец имеет собственный автотранспорт, то с целью
экономии транспортных издержек стоит учесть несколько моментов. В первую
очередь выбирать подвижной состав исходя из его возраста на момент
приобретения, а также стоимости владения на выбранный срок эксплуатации.
Обязательно использовать прицепной парк. Активно внедрять
интенсификацию работы: сокращение простоев при погрузке и выгрузке,
мониторинг рабочего времени, маршрутизация. Проводить постоянный анализ
статей затрат, который в среднем выглядит так: расходы на топливо – 26%,
зарплата водителей – 21%, техническое обслуживание – 9%,
общехозяйственные расходы – 29%.
Особенно спорным оказалось предложение спикера приобретать подвижной
состав новый, но «по пять», а не старый, но «по три». Не всегда
начинающая компания обладает достаточным первоначальным капиталом, чтобы
сразу нести такие расходы, да и бывший в употреблении транспорт также
необходимо тестировать: зачастую при хозяйственном подходе бывших
владельцев он вполне может еще долго прослужить. Тем более кризис внес
свои коррективы: на вторичный рынок поступают основные фонды компаний,
сокращающих или закрывающих свое производство, и эти предложения бывают
очень выгодными.
Минимизация затрат на владение складом также является немаловажным
фактором при оптимизации расходов на логистику. Риски при принятии
решения – арендовать или строить собственный склад – сегодня существенно
сместились. С одной стороны, нестабильность и невозможность
прогнозировать бизнес на несколько лет вперед – это очевидный фактор
против владения собственным складом. А снижение арендной платы на
складскую недвижимость, достигающее на сегодняшний день 40%, несомненно,
способно повысить ее популярность. При любом варианте подтверждается
актуальность и эффективность решения бизнес-задач производственных и
дистрибьюторских компаний за счет применения современных логистических
технологий управления товарными потоками.
Генеральный директор консалтинговой компании «Концепт Лоджик» Кирилл
Толмачев считает, что минимизировать расходы на хранение запасов можно
следующими способами: необходимо формализовать процедуры,
регламентирующие образование запасов и хранение, что позволит рассчитать
затраты компании на формирование и поддержание товарного запаса. Далее –
проанализировать технологии хранения и рассмотреть альтернативные
варианты. Например, переход от собственного склада к аутсорсингу
логоператора, или наоборот; уплотнение хранения за счет перехода на
высотные и узкопроходные системы стеллажного хранения. Использование
автоматизированных складов позволяет существенно снизить операционные
издержки на хранение и складскую обработку запасов.
Коммерческий директор ФМ «Лоджистик» (Франция) Юг Лоран вообще вынес
постулат о передаче логистики компании – логистическому оператору для
сокращения расходов, заявив, что в Европе это – распространенная
практика (в отличие от России), которая дает высокие результаты.
Кризис, свидетельствуют эксперты отдела маркетинга института ИТКОР
(Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка),
вызвал некоторые перекосы при попытках оптимизировать логистику.
Например, сокращая затраты на маркетинг и рекламу, некоторые компании
вообще ликвидировали эти статьи расходов, в чем сейчас раскаиваются:
теперь они вынуждены обращаться за помощью к сторонним специалистам, что
оказывается значительно дороже, чем докризисное содержание собственных
маркетологов. Начальник вышеуказанного отдела Юлия Кислова считает, что
при отказе от некоторых видов рекламы компании стоит оставлять не менее
двух наиболее эффективно работающих медианосителей.
О том, что скупой платит дважды, напомнил и директор департамента
страхования грузоперевозок СК «Пари» Сергей Лопашин. Реальность снижения
затрат на страхование имущества, грузов и ответственности перевозчика
заключается вовсе не в более дешевом полисе, а в оптимально подобранном
виде страхования.
Резервы сокращения логистических издержек, по мнению участников
конференции, сегодня скрываются также в качественном подборе
информационного сопровождения, оптимизации цепочки поставок, оправданном
выборе стратегии хранения товара.
Источник: http://www.rzd-partner.ru
|