Укажем на принципиальные различия оценки существующих и потенциальных
поставщиков. Оценка существующих поставщиков сводится к анализу
исполнения ими договорных обязательств на основе регламентированной
(статистической оценки отклонения параметров поставок от условий
договора или рейтинговой оценки) и неформальной (личностной) оценке,
логистического аудита.
Оценка потенциальных поставщиков производится путем выполнения
следующих алгоритмов:
- сравнения коммерческих предложений (котировочных цен);
- размещения пробного (пилотного) заказа;
- обращения к услугам специализированных агентств и государственных
служб;
- неформальной (личностной) оценки;
- регламентированной дистанционной оценки;
- логистического аудита.
Выбор потенциальных поставщиков на основе котировочных цен
практикуется при закупке стандартных материалов и готовности положиться
на их репутацию.
Успешный пробный заказ не обеспечивает достоверности положительного
прогноза в части надежности потенциального поставщика в долгосрочной
перспективе, поэтому рекомендуется обращать внимание:
- на его способность удовлетворительно обеспечить потребности в
закупках, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе;
- на его мотивацию, способствующую обеспечению потребностей в
закупках в соответствии с краткосрочными и долгосрочными ожиданиями
покупателя.
В самом общем случае существует правило «10 «С» эффективной оценки
поставщика»: 1. Competence - компетентность поставщика решать
поставленные задачи. 2. Capacity - мощности поставщика, способные
удовлетворить потребности покупателя. 3. Commitment - обязательство
поставщика перед потребителем относительно качества, цены и
обслуживания. 4. Control systems - системы контроля материальных
запасов, издержек, бюджетов, персонала и информации. 5. Cash resources
and financial stability - ресурсы наличности и финансовая стабильность,
свидетельствующие о финансовой устойчивости поставщика и его способности
продолжать бизнес в обозримом будущем. 6. Cost - цена в соответствии с
качеством и уровнем обслуживания. 7. Consistency - стабильные поставки
(где это возможно), совершенствование качества и услуг. 8. Culture - и
поставщик, и потребитель имеют общие ценности. 9. Clean - поставщики и
поставляемый ими товар должны соответствовать требованиям
законодательства и экологической безопасности. 10. Communication -
возможность общаться с поставщиком с помощью электронных средств.
Технический и производственный потенциал определяют возможности
поставщика выполнить требуемые условия поставки, которые в
агрегированном виде включают цену, количество и качество товара,
сервисные услуги. Оценке, помимо документальных подтверждений пределов
таких возможностей, подлежат опыт осуществления им аналогичных поставок,
объем его производственных мощностей, наличие у него необходимых машин и
оборудования, а также квалифицированных кадров.
Если потенциальный поставщик является дистрибьютором, то объектом
исследования выступают его дистрибьюторские возможности. Наряду с
квалификацией персонала оценке подвергаются: стратегия дистрибьюции,
политика формирования и поддержания запасов, сервисные услуги и
конкурентоспособность.
Обязательные параметры оценки потенциального поставщика: финансы;
производственные мощности и оборудование; человеческие ресурсы; качество
продукции и услуг; результаты деятельности; защита окружающей среды и
этические правила; информационные технологии.
Оценка финансового состояния потенциальных поставщиков существенна,
из-за следующих закономерностей приспособления последних к дефициту
финансовых ресурсов:
- падение объемов производства (возникает риск невыполнения
поставщиком своих договорных обязательств);
- вынужденная замена одних материальных ресурсов на другие или
изменение очередности выполнения заказов (повышается вероятность
снижения качества поставляемой продукции и снижается уровень
логистического обслуживания потребителей);
- адаптация производственного ассортимента к структуре имеющихся в
распоряжении ресурсов (повышается вероятность роста ассортиментных
отклонений поставки от договора).
Видение покупателем финансового состояния потенциальных поставщиков
открывает обширное поле для коммерческих переговоров. Акцент переговоров
при этом может, в частности, сдвигаться в сторону предоставления
поставщиком скидок.
Финансовое состояние предприятия выражается в соотношении структур
его активов и пассивов, т.е. средств предприятия и их источников. Его
анализ проводится на основе исследования динамики абсолютных и
относительных финансовых показателей.
Балансовый отчет за последние 3 - 5 лет, показывая долгосрочную
рентабельность, на практике служит основным доказательством устойчивости
финансового положения потенциального контрагента.
Основными методами анализа финансового состояния поставщика являются:
горизонтальный, вертикальный, трендовый, коэффициентный и факторный. В
ходе горизонтального анализа определяются абсолютные и относительные
изменения величин различных статей баланса за определенный период. Цель
вертикального анализа состоит в вычислении удельного веса отдельных
статей в итоге баланса, то есть в выяснении структуры активов и пассивов
на определенную дату. Трендовый анализ заключается в сопоставлении
величин балансовых статей за ряд лет (или других смежных периодов) для
выявления тенденций, доминирующих в динамике показателей. Коэффициентный
анализ сводится к изучению уровней и динамики относительных показателей
финансового состояния, рассчитываемых как отношения величин балансовых
статей или других абсолютных показателей, получаемых на основе
отчетности или бухгалтерского учета. При анализе финансовых
коэффициентов их значения сравниваются с базисными величинами, а также
изучается их динамика за отчетный период и за ряд смежных отчетных
периодов.
Источник: http://www.transmap.ru/
|