Термин «логистика» в русском языке появился
сравнительно недавно, но за несколько лет своего существования уже
успел обрасти десятками разнообразных определений. Нет единого
определения для логистики и у западных экспертов. Причина разного
толкований термина «логистика» кроется не столько в разном его понимании
специалистами, сколько в разнообразии возможностей применения этого
направления оптимизации бизнес – процессов.
В общем смысле логистику можно
рассматривать как инструмент бизнеса, позволяющий оптимизировать
движение материальных и информационных ресурсов в пространстве и во
времени.
Для дистрибьютора особенно актуален вопрос
построения такой системы движения товаров, которая обеспечит постоянное
присутствие товара в торговых точках и наличие у продавца необходимых
запасов продукции. Это необходимое условие не только эффективного
продвижения товаров на рынке, но и сохранении ранее завоеванных рыночных
позиций в борьбе с более активными конкурентами.
Таким образом, одной из приоритетных задач
дистрибутора является четкое планирование закупок продукции на основе
системного подхода к прогнозированию спроса со стороны потребителей,
такое планирование позволит оптимизировать товарные запасы, сократить
расходы на хранение продукции и избежать ситуации неудовлетворенного
спроса.
В контексте товародвижения логистике можно
дать следующие определения.
Логистика - деятельность
по оптимизации товародвижения, направленная на получение с минимальными
затратами необходимого количества определенного товара соответствующего
качества в нужном месте в нужное время.
Логистика - комплекс
мероприятий по организации товародвижения с минимальными материальными и
временными затратами и достижению максимально быстрого удовлетворения
потребительского спроса.
Ключевым понятием логистики является логистическая
цепь – множество всех юридических и физических лиц
(производителей, дистрибуторов, перевозчиков и т.д.), осуществляющих, в
том числе и с добавочной стоимостью, логистические операции. Примером
простейшей логистической цепи может быть сбытовая цепь, состоящая из
производителя продукции, логистического посредника (компании –
перевозчика) и потребителя.
Взаимодействие процессов поставок и
реализации продукции.
Оптовая торговая компания при разработке
собственной системы логистики должна выстроить наиболее эффективные
логистические цепи со своими поставщиками и со своими клиентами, и
оптимизировать процессы хранения и учета товарных запасов. Главная
проблема заключается в том, что интересы отделов поставок и продаж в
отношении товарных запасов не совпадают.
Для отдела продаж предпочтительны
значительные товарные запасы максимально широкого ассортимента по каждой
товарной группе для удовлетворения всех заявок покупателей; в то время
как для снижения затрат на приобретение продукции закупку желательно
производить максимально крупными партиями у ограниченного числа
поставщиков.
Для организации взаимодействия процессов
поставок и реализации продукции обычно используется следующая система:
Отделы поставок и продаж совместно составляют долгосрочные планы по
закупке товаров и составляют график поставок на основании плана
реализации и остатков продукции на складе, а также учитывая возможности
поставщиков и условия работы с ними (размер минимальных партий и т.д.)
В дальнейшем при превышении фактических объемов реализации продукции
над плановыми, а также при уменьшении запасов до нижнего предела
производится закупка минимальной партии товара для поддержания
согласованного с отделом продаж ассортимента.
Одним из методов решения проблемы
противоречия интересов отделов поставок и продаж может быть подчинение
функций закупки продукции отделу продаж. В этом случае происходит
переориентация материального стимулирования менеджеров по продажам от
валовой прибыли к чистой прибыли, таким образом отдел продаж отвечает не
только за объем реализованной продукции и разницу между закупочными
ценами и ценами реализации, но и за товарные запасы,
«зависание»определенных видов продукции. Эффективная
система взаимосвязи процессов поставок и продаж также может быть
построена на использовании технологии «планирования ликвидности
закупок». При внедрении этой технологии закупки осуществляются с учетом
прогнозируемой динамики ликвидности ассортимента, которая зависит от
конъюнктуры рынка, тенденций в отрасли и возможностей стимулирования
потребителей на уровне отдельных торговых марок (товаров).
Оптимизация работы склада.
Для эффективной работы склада необходимы
следующие условия:
организация сплошной маркировки продукции с помощью указателей с
возможностью быстрой смены показателей количества и текущего порядка
отпуска;
удобная система полок или контейнеров наиболее подходящая для
продукции предприятия;
хранение маркированной малоликвидной/неликвидной продукции недалеко
от входа/выхода в складское помещение;
хранение крупногабаритной и тяжелой продукции недалеко от
входа/выхода в складское помещение;
простота визуального контроля количества, движения и остатков товара
для проведения ревизий и текущих сверок.
Перспективным методом маркировки товаров
может стать использование технологий радиочастотной идентификации RFID
(Radio Frequency IDentification), по мнению ряда специалистов,
радиочастотные метки в скором времени полностью вытеснят привычное
штриховое кодирование.
Применение технологии RFID при управлении
складом позволяет снизить влияние человеческого фактора, повысить
производительность, оптимизировать такие традиционно проблемные процессы
складской логистики как прием и отгрузка товара.
Лежащий в основе RFID принцип
радиочастотного распознавания с помощью закрепленных за объектом
специальных меток, несущих идентификационную и любую другую
пользовательскую информацию, обеспечивает технологии целый ряд
неоспоримых преимуществ по отношению к другим системам идентификации:
отсутствие необходимости в контакте или прямой видимости;
Высокая скорость и точность распознавания информации;
Способность RFID-меток нести большой объем информации;
Способность RFID использоваться в агрессивных средах;
Защищенность информации (данные могут быть засекречены, а сами метки
практически невозможно подделать);
Практически неограниченный срок службы пассивных меток.
Системы логистики предприятия.
Построение системы логистики
предприятия с использование современных технологий
строится на применении методов MRP - управления (Material
Requirements Planning), подразумевающего автоматизированное
управление заказами, поставками, контроль, как внутреннего
перемещения товаров, так и всего торгового процесса.
MRP – система может быть сфокусирована на
транспортной логистике, либо на складском учете и управлении запасами.
Выбор приоритета зависит от предпочитаемой предприятием маркетинговой
логистики.
Существует два типа маркетинговой
логистики:
стратегия «вытягивания» («Pull –
стратегия») товарных потоков из каналов дистрибуции (каналов
товародвижения и распределения);
стратегия «выталкивания» («Push –
стратегия») товарных потоков в дистрибутивные каналы.
Реализация предприятием «Pull
– стратегии» заключается в проведении активных рекламных
кампаний для конечных потребителей, которые создают высокий уровень
спроса на определенные категории товаров, это побуждает ритейлеров
делать срочные заказы оптовикам, которые в свою очередь обращаются к
более крупным торговым компаниям, либо производителям, таким образом,
происходит вытягивание товаров из дистрибуторского канала.
Таким образом, для «Pull – стратегии» MRP –
система фокусируется на транспортной логистике, так как для данного
стратегии характерен более низкий уровень товарных запасов во всех
звеньях товародвижения, что является причиной жестких требований к
срокам поставки, от которых, в конечном счете, зависит уровень
товарооборота в конкретных магазина и промежуточных звеньях
логистической цепи.
«Push – стратегия»
строиться на стимулировании производителями оптовиков, которые в свою
очередь активно предлагают продукцию более мелким компаниям и
ритейлерам, которые стараются заинтересовать товаром потребителей; для
ускорения товародвижения во всех звеньях логистической цепи происходит
наращивание рекламы, в основном за счет производителя, что и ведет к
росту продаж.
При использовании этой стратегии товарные
запасы велики как у производителей, так и у дистрибуторов, поэтому на
первый план выходит проблема сокращения издержек по хранению и
управлению товарными запасами. Эта проблема и будет приоритетным
направлением MRP – системы для «Push – стратегии».
Источник: http://www.transmap.ru/
|