Приветствую Вас Гость | RSS

Сегодня Воскресенье, 28.04.2024, 16:58

МЕНЮ САЙТА
Форма входа
Категории раздела
Общие темы по логистике [136]
Транспорт. Экспедирование [168]
ВЭД. Таможня [75]
Склад и закупки [145]
Советы, услуги, сервис [16]
Логисты шутят [10]
О работе (законы, советы) [54]
Друзья сайта
  • Lardi-Trans
  • DELLA
  • MD Office
  • Перевозки
  • Клуб логистов
  • Лобанов-логист
  • Склад законов

  • Либратранс
  • Портал о логистике
  • TradeMaster
  • Новости логистики
  • Новости грузоперевозок




  • Поиск


    Каталог статей


    Главная » Статьи » Склад и закупки

    О проблеме потребности в складских площадях

    Россия развивается! Развивается не по дням, а по часам! За год страна проходит этапы, на которые Запад потратил десятилетия. Такой бурный наступательный рост впечатляет. Торговый оборот лидеров бизнеса растёт ежегодно более, чем на 100%, но уже наметилось его снижение – «тылы не успевают» и начинают существенно сдерживать развитие бизнеса.
    Такими «тылами», прежде всего, являются склады, без которых практически не может обойтись никакой вид бизнеса. Пока фабрики и заводы стояли, их пустующие цеха повсеместно использовали в качестве складов. Но времена меняются, торговые холдинги открывают производства своей продукции, кто на принципе «давальческого сырья» для полумёртвых цехов, а кто, покупая и перестраивая целые заводы. Это обнадёживающий факт - в производство из торговли пошли деньги, многие производственные предприятия начинают реанимироваться, естественно вытесняя со своей территории складских арендаторов.
    И вдруг всем стало понятно, что достаточного количества складов у нас в России нет, а те «советские» склады, что есть, совершенно не удовлетворяют современным условиям с высоким темпом развития грузооборота. Такие современные склады получили новые названия такие как - распределительный центр, логистический комплекс, складской терминал. Существенными отличиями новых складов от привычного «центрального склада» в том, что они стали многофункциональными. Основной функцией склада стало не хранение товара, а его внутрискладская переработка. По сути, склад превратился в производственный цех со всеми особенностями управления производственными предприятиями.
    Склады, став дефицитом, поставили перед владельцами бизнесов новые вопросы:
    Какова потребность в складских площадях в условиях бурного роста меняющегося бизнеса?!
    Какие должны быть склады по своей функциональности и производительности, чтобы удовлетворить потребности клиентов?!
    Как всем этим сложным складским хозяйством управлять?

    Как всегда это у нас бывает, решать эти вопросы надо было «вчера», то есть полный цейтнот!
    Но решать то проблему надо!
    Первая мысль – это «Запад нам поможет»! Они всё это прошли, давайте возьмём их «лучшие бизнес практики». В общем-то, мысль логичная. Но на Западе уж что-что, а бизнес делать умеют – почему же не поживиться за счёт «новых русских»!
    И как результат, вокруг Москвы начали строиться типовые панельные коробки складов класса «А», управляемые крутыми западными WMS – системами управления складом. Внутри, естественно, по идеальному полу по узким улицам-проходам бегают чудо-машины - ричтраки, штабелёры, и комиссионеры, идеально выстроились высоченные стеллажи. В общем, всё - как на картинке было нарисовано. Всё это удовольствие конечно не из дешёвых. Цена вопроса - несколько десятков миллионов долларов.
    Но вот беда, смотреть на такие склады приятно, а вот работать сможет далеко не каждая компания. Далеко не все виды бизнеса по товарной номенклатуре могут вписаться в это «прокрустово ложе».
    Сейчас далеко не редкость увидеть пустыми эти шедевры складского западного зодчества с применением методов математического моделирования складских бизнес-процессов.
    В чём же проблемы?
    Вроде наблюдается явный дефицит складских площадей, а в тоже время складские площади по последнему слову науки и техники недостаточно востребованы?!
    Первая проблема в том, что наш бизнес пока не готов платить столь высокую цену на складские издержки. По западным меркам цена аренды такого склада (от $160-180 за м2 в год) - вполне нормальная, но наш бизнес пока не столь эффективен, наблюдается серьёзное отставание по производительности труда, квалификации кадров. Очень немногие российские компании считают оборачиваемость товара и управляют складскими запасами. Большинство компаний по своей организации пока не доросли до требуемого уровня рентабельности вложений в склад!

    Вторая проблема в том, что построили не то, что нужно!
    Построили типовые складские коробки с типовыми паллетными фронтальными многоярусными стеллажами под узкопроходную технику.
    Такие склады хороши для хранения товара, упакованного в виде «грузовых единиц» на стандартных поддонах и соответственно приспособлены для работы с целыми паллетами, то есть под крупный опт. А что делать с нестандартным, например, негабаритным товаром, товаром, требующим особых условий хранения?
    Так, к примеру, крупный холдинг, торгующий отделочными строительными материалами и сантехникой, имеет в своём ассортименте только 15-20% товаров, которые можно разместить на таком складе. А что делать с рулонами линолеума, длинной до 4-5 метров, с ваннами с нежной эмалью на не стандартном хлипком поддоне, с шестиметровыми пластиковыми подоконниками, негабаритными и хрупкими листами гипсокартона?
    Но даже, если вам повезло, и ваш товар можно упаковать на европоддоне, возникает следующая проблема – штучная комплектация сотен мелких заказов с большим количеством номенклатуры. Сейчас практически во всех компаниях на складах бизнес требует проведения серьёзной грузопереработки, такой как маркировка, упаковка, штучная комплектация заказов и др.
    Нерентабельно и долго оказывается ездить на высотном ричтраке-штабелёре по такому складу за куском мыла. А это уже логистика, о которой никто не задумался перед началом строительства.
    Построенные склады оказались не приспособлены для проведения внутрискладской переработки товара.

    Третья проблема - это управление таким складом! Надежды на лучшие бизнес практики, заложенные в западном программном обеспечении, часто оказываются тщетными. Жёсткие алгоритмы, заложенные в этих системах, вступают в конфликт со сложившимися традициями российского бизнеса, поэтому не могут быть исполнены. Поэтому многие российские компании, потратив не одну сотню тысяч долларов, столкнулись с неэффективностью WMS и ERP на российской почве и при нашем менталитете и пытаются управлять «по старинке» - палкой, в виде штрафных санкций.
    Что ж, людская психология не может меняться так быстро, как меняется бизнес.

    В чём же причины первого этапа такого складского строительства? Почему «первый блин комом»?
    Причины достаточно глубоки, так первая причина – это решение вопроса о земле под строительство. Вы пробовали вот так придти «с улицы» к чиновникам и купить или арендовать землю? Наверно, все понятливые и наивных людей по этому вопросу у нас не осталось.
    Даже крупнейшие торговые Сети, обладающие огромными финансовыми и административными ресурсами, испытывают большие проблемы в покупке земли под распределительный центр около МКАД. Им приходится довольствоваться значительно менее удобными участками, например под Подольском.
    Земля у МКАД достаётся «избранным», а затем находится «своя» строительная компания, которая может даже стать соинвестором по строительству склада, тем более, что для строителей работа по возведению коробки из сэндвич панелей - проще некуда! Ну, вот и вторая причина проблем: ответ на вопросы "какой склад? под какой логистический процесс? под какой товар?" - никто не знает, да и знать не может!
    Поэтому и строят типовой общетоварный склад.
    Так как Заказчик, как правило, испытывает большие трудности с разработкой технического задания на логистический проект склада, то пользуется в этом деле почти бесплатными услугами других компаний, таких как, разработчики ПО – программного обеспечения для склада, поставщиками стеллажей и оборудования для складов. Часто сами строительные компании предоставляют консалтинг по логистическому проектированию склада, подтверждённый солидным списком построенных объектов. Логистические проекты «строителей» почему-то приводят Заказчика к одному из их типовых проектов.
    Если логистический проект такого склада делает компания, продающая программное обеспечение, то бизнес-процессы в таком проекте удивительным образом совпадают с «лучшими бизнес практиками», заложенными в предлагаемом ПО.
    Если логистический проект такого склада делает компания, продающая стеллажи и другое складское оборудование -  то, как результат, на таком складе уже не остаётся места для зон приёмки, отгрузки, контроля и комплектации товара, всё будет заставлено стеллажами и техникой.
    Таким образом, отсутствие адекватного логистического проекта перед строительством склада является ещё одной причиной, почему склад потом не может эффективно работать.
    Понимая всё это, инвесторы складских проектов нашли выход из ситуации, являющийся «новацией» в мировой практике. Тем более этот выход опробован в жилищном строительстве. Да! Это строительство склада «без отделки»!
    В этом случае, логистический проект склада становится задачей компании – арендатора, которую находят ещё на этапе начала нулевого цикла. Договор аренды сроком лет на десять оставляет все стороны удовлетворёнными гарантированным результатом.
    Стоимость такого складского проекта для инвесторов получается существенно ниже, а срок окупаемости снижается почти вдвое. И арендатору хорошо - получает льготный тариф и склад, адаптированный под свой бизнес.
    В общем-то, наверное, оптимальный выход!

    Компания-арендатор, при этом, должна чётко понять свои потребности в складских площадях с прицелом лет на десять вперёд.Задача не из лёгких!
    Из чего исходить при решении этой задачи, хотя бы для приближённого её решения? Конечно, лучше переложить решение этой задачи на плечи специалистов консалтинговой компании, отдав им несколько десятков тысяч долларов. Но консультанты ни за что не отвечают, среди них много людей только делающих вид, что смыслят в деле.
    Поэтому на этапе поиска склада лучше не самоустраняться, а его общие параметры посчитать самим.
    Кто лучше вас знает ваш бизнес?

    Прежде чем делать расчёт потребности компании в складских площадях, нужно понять, какой склад вам нужен с точки зрения функциональности и производительности.
    Критерием здесь может служить потребность ваших клиентов в качестве сервиса.
    Можно сделать «дёшево и сердито», а можно «дорого и качественно». Дёшево и качественно не бывает, поэтому фантазии в этом направлении не уместны!
    Необходимо определить, что и в каком виде будет храниться, как быстро перерабатываться на складе. Иными словами, нужно определить товарный запас и оборачиваемость по каждой группе товарной номенклатуры. Основой такого расчёта может служить, как статистические данные по грузообороту предыдущих периодов, так и данные прогнозных планов, полученные в результате маркетинговых исследований, например, бенч-маркетинга ведущих мировых лидеров в вашем сегменте бизнеса. Безусловно, ценным дополнением будет аналитическая информация КИС – корпоративной информационной системы, если в ней есть адекватные алгоритмы автоматического расчёта уровня текущего и страхового запасов. Но такие системы редко встречаются в российских компаниях.
    Можно использовать методы АВС и XYZ анализа, чтобы выявить товары, от которых лучше отказаться в будущем и нарастить продажи высоколиквидных товаров.
    Затем следует проанализировать способы хранения для каждой группы товара, а также методику комплектации заказов клиентов.
    В результате такого анализа будет понятно, что и в каком количестве должно храниться в паллетах на фронтальных паллетных стеллажах, что, например, длинномерный товар должен храниться в специальных кассетах и (или) на консольных стеллажах, что мелкий штучный товар, разумнее хранить и комплектовать на полочных стеллажах.
    При этом нужно обращать внимание не только на габаритные, но и весовые характеристики товара. Некоторые группы товаров могут храниться только на первом ярусе пола, а некоторые эффективнее хранить в штабельных линиях без каких либо стеллажей.
    Сезонный и редко востребованный товар логичнее убрать на хранение подальше наверх, там он мешать не будет и "целее останется".
    Вполне возможно что, если на вашем распределительном центре большая доля мелкой штучной комплектации, то необходимо будет построить мезонины/антресоли с высотой не более 2-2.5 м и разместить там полочные стеллажи для ручной комплектации товара.
    Кстати, это существенно лучше, чем потом ставить, так называемые мезонинные стеллажи, которые имеют ряд конструктивных недостатков и немалую стоимость. Возможно, выгодно использовать вертикальные автоматизированные конвейерные системы.
    При этом лучше воспользоваться элементарным хронометражом операций. Не стоит доверять западным программам по математическому моделированию складских операций, так как, не смотря на дороговизну таких программ и специалистов, эффективность их работы оставляет желать лучшего из-за большого количества допущений и ограничений, оказывающихся на практике существенными.

    После такого условного размещения товарных групп на складе встаёт вопрос о методике внутри складской работы с этим товаром. Там где выгодно использовать технику - конечно лучше её использовать, при этом необходимо понять, какая с какими параметрами техника нужна. Чтобы снять, поставить, переместить, скомплектовать товар важными характеристиками являются грузоподъёмность и высота подъёма. Скоростные характеристики имеют значение, но не столь существенное. При этом складская техника имеет габариты и радиусы разворота, которые определяют требуемую ширину складских проходов.
    Таким образом «вырисовывается» конфигурация зоны хранения товара на складе.
    Необходимым условием работы на таком складе является адресная система хранения и партионный управленческий учёт. Так как группа ячеек стеллажей закрепляется за товарной группой, то этот способ адресного хранения можно отнести к статической модели. Но в то же время для более эффективного использования объёма склада рекомендуется использовать динамическую модель хранения, не «привязывая» каждый артикул товара к «своей» ячейке хранения.
    Управление товарооборотом на таком складе при номенклатуре несколько тысяч артикулов «вручную» практически невозможно, поэтому необходимо заранее подобрать хорошее программное обеспечение. Это может быть не обязательно ПО класса WMS, возможно вполне достаточно использовать хорошую складскую учётную программу с модулем топологии склада, поддерживающим адресное хранение.
    Слишком сложное дорогое ПО с множеством не используемых вами функций и полей часто оказывается вредным, так как не приживается и не используется в должной мере сотрудниками склада.
    На большинстве наших складов используется ПО 1С, которое на начальном этапе справляется со складскими задачами, но в дальнейшем необходимо ставить, что то более совершенное, так как попытки реализовать в 1С адресное хранение и интенсивное внутри складское товародвижение ни к чему хорошему не приводят.
    Но для оценки потребности вашей компании в складских площадях можно использовать информацию из 1С и посчитать склад по упрощённому алгоритму.
    В качестве приближённого метода такой алгоритм оказывается вполне работоспособным.
    Это позволит вам лучше определиться с техническим заданием и принять предварительные управленческие и финансовые решения.



    Источник:  http://www.ukrlogist.com/

    Категория: Склад и закупки | Добавил: Greencar (30.08.2012)
    Просмотров: 594
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Goon Каталог сайтов webgari.com Рейтинг сайтов