В последнее время большинство европейских фабрик перенесло
производство в Китай, а сами стали выполнять функции продаж,
складирования и распределения, при этом адрес производства не
афишируется, и клиент может считать товар европейским и платить за него
соответственно, до тех пор, пока не встретит своего поставщика из Италии
где-нибудь на выставке Canton Fair в Гуанчжоу. И тогда у заказчика
обычно встает вопрос: а чем я хуже, я ведь тоже могу заказать напрямую у
китайцев и сэкономить?
В случае, если Вы закупаете товары относительно известных европейских
брендов, то в общем-то никак, конечно, фабрики расположены в Китае, но у
них обязательства и строгое соблюдение контракта, поставки на сторону
будут считать контрафактом, который даже вывезти будет затруднительно.
Периодически ходят мифические слухи о товарах так называемой третьей
смены, когда фабрика днем работает на основного заказчика, а ночью
делает тоже самое, только реализует напрямую. Все это досужие суждения,
ведь, во-первых за производителями установлен контроль, во-вторых, как
уже писалось выше – вывезти такой товар практически невозможно. Гораздо
проще случай, когда Вам нужно заказать что-то со своей торговой маркой,
товар собственной разработки, например одежду, обувь, мопеды или посуду.
В этом варианте предложений в Китае море, надо только их найти и
обработать….
Задача по поиску поставщика не является чем-то из ряда вон выходящим,
ресурсов достаточно много, сразу хочется предупредить – не нужно даже
смотреть в сторону бумажных каталогов со списком поставщиков, т.к.
обычно это скорее рекламная площадка, нежели что-то полезное, тем более
актуальность сомнительна – данные быстро устаревают, а фабрики имеют
свойство перепрофилировать свою деятельность под запросы рынка. Итак,
список источников:
Известный китайский сайт алибаба (www.alibaba.com) Чуть менее
известный ресурс http://www.madeinchina.com/ Также можно взглянуть на
http://www.globalsources.com/
Существует еще небольшое количество русскоязычных ресурсов, но они
намного скуднее в плане размера базы поставщиков, а также менее удобны
для работы, да и в свете скорого перевода на русский язык alibaba.com не
выглядят интересными.
Как видим, ресурсов достаточно много, но, если попробовать запросить
поставщиков из каталога, то как правило обнаружится, что многие из них
являются посредниками, которые работают сразу с несколькими фабриками.
Если Вы закупаете в небольших объемах и что-то распространенное, то
вариант с посредниками будет для Вас идеальный. Если же нет, то
необходимо искать в других местах, благо таковые имеются, правда при
этом не нужно отказываться от вышеозначенных ресурсов, так как на них
можно успешно выяснить уровень цен, получить прайс-листы на аналогичные
изделия, а также каталоги не вставая со стула.
Следующим этапом в поиске нужного производителя станет поездка в
Китай на самую большую в мире выставку товаров народного потребления –
Canton Fair, которая проходит дважды в год - весной и осенью. В этой
выставке участвуют около 55000 производителей и поставщиков различных
товаров, проводится она в 3 этапа, на каждом из которых выставляются
производители из разных отраслей.
Вот что пишет официальный сайт кантонской ярмарки: "Среди китайских
выставок Гуанчжоуская ярмарка дает наиболее лучший эффект сделок, Объем
сделок с экспортными товарами на двух выставка, которые проходят каждый
год, превышает 69 млрд долларов США, недаром люди по праву называют ее
«барометром и флюгаркой внешней торговли Китая”. Ну как тут после такого
анонса отказаться от поездки?
Правда стоит отметить, что посещение выставки – это далеко еще не
конец работы, придется ездить на фабрики, смотреть производство,
закупать образцы. Даже при достаточно распространенных позициях выбор
затягивается на месяц, а если Вам нужно что-то узкоспециализированное,
то и на более долгий срок. Попытаемся сделать расчеты затрат на поиск
2-3 фабрик, включая перелет, гостиницу и услуги гида-переводчика.
Перелет туда и обратно– 30000 рублей до Шанхая + дополнительно перелет
до Гуанчжоу – 10000 рублей. Проживание в гостинице в Гуанчжоу 2
недели(включая питание) – 75000 рублей. Гид переводчик на 10 дней -
30000 рублей.
Итого затраты составят около 145000 рублей (5000$), без учета такси и
других представительских расходов. Для дешевых товаров такая сумма
является весьма критичной, поэтому имеет смысл попробовать
альтернативные варианты. Первое, что приходит на ум – обратиться в
компанию, которая занимается поиском поставщиков. В среднем оплата за
поиск поставщика составляет 2-10% от стоимости первой закупки, но ставки
не фиксированы и если у Вас дорогой товар, то можно договориться на
фиксированную ставку за результат. С большой охотой Вам пойдут на
уступки, если Вы и доставлять товар доверите компании, которая нашла
поставщика.
Совет 1: является ли для компании поиск поставщиков основным
бизнесом? Если нет, то стоит поискать другую фирму.
Совет 2: выясните, есть ли у компании представитель в Китае – без
него поиск будет произведен через интернет, что можно сделать и самому.
Совет 3: определитесь с оплатой заранее, как правило за сам поиск
денег не берут, но Вам не предоставят контакты фабрик, чтобы
впоследствии взять комиссию в 2-10% от стоимости первой поставки. При
стоимости товара в 15000 долларов затраты составят в среднем 750
долларов, что намного меньше приведенных выше цифр в варианте, когда Вы
сами ищете производителя с поездкой на выставку.
Совет 4: запланируйте расходы на доставку образцов. Достаточно будет 1
отправки для оценки качества продукции. Стоимость доставки небольшой
посылки составляет в среднем 250 долларов.
Совет 5: при заказе образцов, если качество Вам понравилось, все
равно необходимо проверять поставки и присутствовать при первой отгрузке
или приемке. Такие детали обязательно нужно вписать в контракт, т.к.
китайцы склонны к оптимизации процессов производства и могут считать это
за особенности товара, а не за брак. Например, для внутреннего рынка
они могут выпускать колготки в 2000 ден, или носки из 100% хлопка, при
этом такой товар проблематично будет импортировать, т.к. носки не делают
только из хлопка, на таможне просят точный состав, а Вам китайцы на
упаковке уже честно написали 100% хлопок. Или же какой-то этап
производства может быть просто забыт, особенно это касается различных
изделий из стекла и керамики. Такой брак непросто обнаружить, ведь
внешне выглядят стеклянные изделия абсолютно нормально, вот только в
руках рассыпаются иногда. При этом даже часто практикующийся при работе с
китайскими фабриками перезаказ на 5-10% больше товара для компенсации
брака ничего не даст.
Совет 6: Если выставка в ближайшее время крупных выставок в Китае не
проходит, то лучше не посещать мелкие, т.к. там вряд ли найдется
что-либо полезное, кроме посредников. а воспользоваться услугами
компании или, в крайнем случае, Интернет-ресурсами.
Совет 7: При поиске поставщика своими силами обязательно необходимо
посетить производство, особенно если Вы нашли фабрику на выставке или по
каталогу. Очень часто этим визитом можно прояснить вопросы
ассортимента, а заодно и оценить уровень производства.
Резюмируя, можно отметить, что сейчас предлагается очень много услуг
по подбору поставщиков, при это важно изначально посчитать все затраты, а
если что-то непонятно, то всегда можно обратиться в специализированную
компанию и получить бесплатно уровень цен на рынке, а при желании и
полный пакет услуг по поиску, заказу, оплате и доставке товара. Если же у
Вас планируется крупный заказ с регулярными закупками, то стоит
подумать о поездке самим, а в дальнейшем и командировке штатного
технолога в Китай для контроля качества выпускаемой продукции.
По данным сайта http://www.cargo.ru