Нахождение критического
минимума, необходимого для
осуществления продаж.
Если дефицит – не редкий случай в вашей компании, то временной ряд
продаж надо очищать и от заниженных значений, которые были обусловлены
недостаточным наличием позиции на остатках. При длительных периодах
дефицита – искажение может быть очень значительным и занижать
потребность в разы. Если мы посмотрим на ситуацию со свободными
утренними остатками на складе S в нашем
примере, то увидим, что с 7 по 12 число и 30 числа товара не было на
складе:
№ дня
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
остатки, штук
|
15
|
13
|
13
|
11
|
9
|
2
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
50
|
46
|
44
|
37
|
35
|
27
|
25
|
23
|
16
|
14
|
14
|
9
|
2
|
1
|
38
|
31
|
27
|
0
|
А значит нулевые продажи, которые мы видим в эти дни – это не
статистика спроса С – он мог быть, просто
продажа не состоялась из-за отсутствия товара. А так как мы делаем
заказ, чтобы удовлетворять будущий спрос, а не прошлые продажи, то
должны считать именно СПРОС. Более того, далее мы будем говорить о
складском спросе – то есть спросе, который мы собираемся удовлетворять
со склада, а не отдельно закупая под заказ клиента. При этом будем
называть «складской спрос», просто, «спросом», так как все наши заказы
на склад будем делать только из расчёта на него. И как нам получить
временной ряд этого складского спроса из имеющегося у нас ряда продаж? –
Всё просто: если остатки на утро были не достаточными для продажи, то
мы не знаем какой был спрос в этот день; а если – нет, то спрос равнялся
продажам, так как продажи – это удовлетворённый спрос – и какой спрос
был, такой мы и удовлетворили. Разумеется, речь идёт не просто об
остатках, а о свободных остатках, то есть таких, которые любой клиент с
улицы сможет прийти и купить. А как понять, какое количество достаточно
для продаж? – При определении этого критического минимума возможны
различные подходы, но всегда анализируются продажи в день, когда хотя бы
одна продажа была. Причём мы будем анализировать только тот спрос,
который мы собираемся удовлетворять со склада – то есть мы отбрасываем
все значения продаж больше 7 единиц:
m – критический минимум
остатков,
необходимых для осуществления продаж по позиции [Единиц];
Ai –
суммарные отгрузки из
документов расхода за i-тую дату по позиции
[Единиц];
M – критический максимум
остатков по
позиции, выше которого хранить на складе убыточно [Единиц].
В этой формуле отсекаются все продажи, которые были выше
вычисленного критического максимума, чтобы не завышать искусственно
критический минимум – вы всё равно не собираетесь обслуживать их со
склада, так как вам это заведомо не выгодно. А затем, просто, считается
медиана продаж в день, когда эта позиция продавалась. Это нужно для
того, чтобы по позициям, продающимся не каждый день, не занижать
необходимый уровень остатков для осуществления продаж. Знание этого
минимума m позволит вам точно определять
периоды дефицита.
№ дня
|
1
|
3
|
4
|
5
|
6
|
13
|
14
|
15
|
16
|
18
|
19
|
20
|
21
|
23
|
25
|
26
|
27
|
28
|
медиана
|
продажи, штук
|
2
|
2
|
2
|
7
|
2
|
4
|
2
|
7
|
2
|
2
|
2
|
7
|
2
|
5
|
2
|
1
|
7
|
4
|
2
|
Мы берём медиану – срединное значение – число, которое оказывается
по середине списка после сортировки числового ряда по убыванию или
возрастанию. То есть в 50% случаев, а обычно и больше, нам хватит
срединного значения, чтобы удовлетворить дневной спрос по позиции.
Расчёт истории спроса.
После того, как вы получили верхнюю и нижнюю границы для очистки
временного ряда продаж, остаётся только применить их обе для расчёта
временного ряда спроса по позиции на каждую дату:
Ci –
спрос по позиции за i-тую дату [Единиц];
Ai –
суммарные отгрузки из
документов расхода за i-тую дату по позиции
[Единиц];
M – критический максимум
остатков по позиции,
выше которого хранить на складе убыточно [Единиц];
Si –
остатки по позиции на утро i-той
даты без учёта оплаченных резервов [Единиц];
m – критический минимум
остатков, необходимых
для осуществления продаж по позиции [Единиц].
Если оба граничных условия выполняются, то спрос равен, просто,
суммарным продажам за эту дату. Если не выполняется хотя бы одно из
условий, то есть остатков вместе с приходами на дату было не достаточно
для осуществления продаж в этот день или вы осуществляли отгрузку
по спец-поставке под заказ клиента, то мы считаем спрос за эту дату –
неизвестным (NULL). Получим теперь числовой
ряд спроса за день – мы будем брать все значения продаж меньше 7 единиц,
когда свободные остатки на утро плюс продажи за день были больше 2
единиц:
№ дня
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
13
|
14
|
15
|
16
|
18
|
19
|
20
|
21
|
23
|
25
|
27
|
28
|
спрос, штук
|
2
|
0
|
2
|
2
|
7
|
2
|
4
|
2
|
7
|
2
|
2
|
2
|
7
|
2
|
5
|
2
|
7
|
4
|
Расчёт точек заказа при
заданных уровнях удовлетворения спроса
остатками.
Ну, наконец-то можно считать среднее значение и неравномерность
полученного спроса? – А зачем, это будет среднее значение и
неравномерность дневного спроса, а мы-то заказываем на четыре дня. Да,
есть формулы перевода одних значений в другие, но они действуют только
для нормально распределённых случайных величин. Поэтому мы будем
оценивать показатели спроса суммированного за столько дней, на сколько
мы делаем анализ – например, за 4 дня. Но для этого нам придётся убрать
все пробелы, в числовом ряду спроса, когда мы не знали, каким он
был:
№ дня
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
13
|
14
|
15
|
16
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
27
|
28
|
спрос, штук
|
2
|
0
|
2
|
2
|
7
|
2
|
4
|
2
|
7
|
2
|
2
|
2
|
7
|
2
|
0
|
5
|
0
|
2
|
7
|
4
|
спрос за 4 дня, штук
|
6
|
11
|
13
|
15
|
15
|
15
|
15
|
13
|
13
|
13
|
13
|
11
|
14
|
7
|
7
|
14
|
13
|
15
|
15
|
10
|
Значения Ci сортируются по
возрастанию даты, а индексы присваиваются по порядку без пропусков,
после чего на основании этого ряда создаётся новый ряд суммированного
спроса за L дней – {С0j}:
C0j – j-тая
сумма спроса по позиции за количество дней, необходимое для её
производства и поставки [Единиц];
Ci –
спрос по позиции за i-тую дату [Единиц];
L – время
реакции, то есть срок от момента
заказа позиции у поставщика и до момента, когда позиция поступает в
свободную продажу [Дней].
Как бы страшно не выглядели условия суммирования в этих формулах, на
практике они означают лишь, что надо сложить Lподряд
идущих значений спроса за день, и сделать это с шагом в день ровно
столько раз, сколько значений спроса имеется. Это нужно для того,
чтобы в последствии оценивать возможные изменения спроса за интересующий
вас период и создавать страховые запасы адекватные именно их
вероятностным характеристикам, не проверяя различных статистических
гипотез.
показатель
|
относительное среднее
отклонение
|
максимум
|
спрос за день, штук
|
61%
|
7
|
спрос за 4 дня, штук
|
13%
|
15
|
Теперь заказывая, мы знаем, под какой норматив это делать – 15 штук.
Причём, как мы видим это значение вовсе не равно максимальному спросу за
один день, умноженному на четыре. Ощутимо снижается и относительное
среднее отклонение.
4. ПОЛУЧЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Использование данного алгоритма позволило у многих наших клиентов
снизить объёмы и неликвидов, и дефицита, а самое главное – сделало всю
их торговую деятельность заведомо выгодной. Кроме снижения
непосредственных издержек, увеличивается и уровень удовлетворения спроса
остатками там, где это, действительно, надо, а через него и оборота
компании. Кроме того, за счёт снижения лишних запасов выросла
оборачиваемость, а за счёт увеличения уровня удовлетворения спроса
остатками по ключевым позициям выросла и лояльность клиентов. В любом
случае такая система закупок уменьшает возможность появления новых
значительных неликвидов – так как каждый раз закупается ровно
токоличество, которое должно быть продано в ближайшее время и только по
тем позициям, которые имеют спрос. Если же продажи не осуществились, то
заказ прекращается. Лояльность клиентов оценке поддаётся с трудом, но
определённо можно сказать, что в любом случае увеличение уровня
удовлетворения спроса остатками по ключевым позициям сказывается
положительно на образе компании, и, соответственно, на лояльности
клиентов. А лояльность клиентов уже можно конвертировать в рост оборотов
и маржи. Дополнительную эффективность можно получить автоматизировав
процесс закупки, как это показано в статье: "Автоматизация
многономенклатурных закупок без фиксирования периода между поставками".
Валерий Разгуляев
www.
upravlenie-zapasami.ru
|