Технологические процессы
складской логистики нередко создают «слепые» зоны, недоступные
непосредственному наблюдению. Это открывает определенные возможности для
действий злоумышленников, в частности, по совершению хищений, искажению
данных об отправке, движении и получении груза. Ущерб от кражи может
быть очень велик, и оценить его заранее с целью страхования товара
бывает трудно. Традиционные способы защиты грузов от преступных
посягательств наряду с достоинствами имеют и недостатки, чем спешат
воспользоваться преступники.
В последнее
время все большее распространение получает метод обеспечения
сохранности, базирующийся на понимании так называемого «эффекта
кингстона». Он подразумевает решение комплекса организационных и
правовых вопросов для создания эффективной информационной системы
реагирования на действия похитителей, которая основана на использовании сигнальных устройств – номерных
пломб и индикаторов внешних воздействий. Вопросы безопасности в
каждой компании определяются своим, заведенным в ней порядком,
поддерживать который непременно следует с помощью контроля за
существенной информацией о процессах. Логистические процессы тоже должны
и могут контролироваться, в том числе с помощью определенным образом
изготовленных технических устройств, которые покажут, что происходило с
грузом. Чаще всего думают, что пломба (номерная или иная) – это такой
замочек, который нельзя вскрыть незаметно, или это просто «пугач» для
злоумышленника. Однако пломба – это ни то, ни другое, а информационный
носитель, «сигнальная точка». Когда мы точно знаем, какую информацию
следует с нее снять, пломба становится индикаторным устройством,
техническим носителем информации, которое сигнализирует о двух вещах:
• то, что это оригинал (именно это
устройство начало движение, закончило его и в процессе перемещения не
было заменено на другое, похожее);
• были какие-либо манипуляции с этим
устройством или нет.
Совокупный
учет двух этих сигналов показывает, имело ли место нарушение режима
обращения с грузом на складе или в процессе его транспортировки, а
анализ полученной от них информации позволяет сказать, кто виноват и кто
заплатит за ущерб, произошедший в результате обнаруженных нарушений.
Рассмотрение пломбы как сигнальной точки служит информационной основой
«сигнально-индикаторного метода» обеспечения сохранности грузов.
Сущность и секрет его эффективности отнюдь не в прочности
запорно-пломбировочного устройства – опыт показывает, что вскрыть можно
всё, а в понимании так называемого «эффекта кингстона» и его
последствий, которые берутся на вооружение специалистами по обеспечению
сохранности грузов. Термин «кингстон» взят из морского дела и означает
клапан в обшивке подводной части судна для забора или удаления забортной
воды. «Открытие кингстона», что в нашем случае означает момент, когда
фирму начинает «подтапливать» в результате действий злоумышленника,
может произойти в неизвестный момент, в неизвестном месте и неизвестным
лицом. Использование этого простого понятия позволяет создать
теоретическую модель, включающую многообразие рисков нарушения
целостности и качества транспортируемых грузов по вине людей.
Что
представляет собой «эффект кингстона», можно наглядно увидеть на
рисунке, где на оси x – квалификация злоумышленника, на оси y указаны
сигнальные устройства, различающиеся тем, насколько просто считывать с
них информацию о взломе. По оси x в прилегающем к началу координат
интервале от 0 до точки D располагаются, скажем, «домохозяйки», а
начиная с точки М и далее – профессиональные взломщики, «медвежатники».
По оси y в интервале от 0 до точки Е размещаются устройства, информацию с
которых легко считывает обычный человек, а в промежутке между Е и К –
индикаторы, с которых информацию считать трудно, для этого требуется
эксперт. В худшем случае или эксперт не имеет достаточной квалификации
для считывания информации о действиях злоумышленника, или сама
конструкция пломбы не позволяет это сделать. Начиная с точки К и далее
по оси y мы расположим устройства, с которых считать информацию вообще
не представляется возможным. Это и есть зона «эффекта кингстона». В
качестве примера на графике показаны также профили
сигнально-индикаторных устройств, гарантирующих (Г1, Г2) и не
гарантирующих (НГ1, НГ2) отсутствие «эффекта кингстона».
Источник: http://www.transmap.ru/
|