Материальные потоки невозможны без концентрации товаров в
специально создаваемых элементах инфраструктуры. Такие запасы нужны для
своевременного снабжения производства необходимыми материалами и
комплектующими, а потребителя – готовой товарной продукцией. Места для
хранения материалов или товаров обычно называют складами, реже – базами,
хранилищами, терминалами. С необходимостью создания складских помещений
сталкиваются все производственные и торговые структуры, а также и
предприятия сферы обслуживания. Чем больше развита структура
предприятия, тем больше становится значимость склада в общехозяйственном
комплексе.
Современный склад – это весьма сложный объект, как с технической, так и с
управленческой точки зрения. Потребность в складах существует на всех
этапах движения материальных потоков, начиная от источника сырья и
заканчивая конечным потребителем готовой товарной продукцией. Это
обстоятельство и объясняет факт большого разнообразия складов различного
назначения.
Классификация складов
Чтобы сделать оптимальный выбор складов, нужно знать основные их типы и
то, для чего они предназначены. Склады можно классифицировать по
различным признакам:
– по отношению к областям логистики – снабженческие, производственные и
распределительные;
– по отношению к участникам логистической системы – склады
производителей, торговых, транспортных, экспедиторских и логистических
компаний;
– по форме собственности – собственные и арендуемые;
– по принадлежности – склады одного предприятия (сети) и коллективной
собственности;
– по функциональному назначению – длительного хранения, перевалочные,
распределительные, специальные;
– по ассортиментной специализации – специализированные, универсальные,
смешанные;
– по режиму хранения – неотапливаемые, отапливаемые,
склады-холодильники, склады с фиксированным климатическим режимом;
– по технической оснащенности – не механизированные, механизированные,
автоматизированные, автоматические;
– по виду складских зданий и сооружений – открытые, площадки под
навесом, закрытые;
– по виду складирования – с напольным, стеллажным или смешанным
хранением;
– по наличию внешних транспортных связей – с причалами, железнодорожным и
автодорожным подъездом, комплексные склады;
– по масштабу деятельности – центральные, региональные, местные.
Различаются склады и по площади хранения: cклад с большой площадью
хранения (от 5 тыс. м2) обычно называют терминалом. Тем, кто имеет дело с
экспортом или импортом продукции, важно знать о существовании
таможенных складов – специально оборудованных помещений, в которых могут
храниться товары, ввезенные на территорию РФ или подлежащие вывозу из
России. На таможенном складе товары хранятся под таможенным контролем, а
затем согласно Таможенному кодексу РФ их помещают под определенный
таможенный режим. Таможенные склады подразделяются на склады временного
хранения и непосредственно таможенные склады. Склад временного хранения
(СВХ) – это специально оборудованное помещение, куда под таможенным
контролем помещают товары и транспортные средства, предназначенные и для
экспорта, и для импорта, с момента предоставления таможенному органу РФ
и до их выпуска в свободное обращение в соответствии с избранным
таможенным режимом, кроме режима «таможенный склад».
На таможенный склад помещают только импортируемые товары под режим
«таможенный склад», который подразумевает, что ввезенные товары хранятся
под таможенным контролем без взимания в период хранения таможенных
пошлин и налогов, без применения к товарам мер экономической политики.
Товары, предназначенные для вывоза в соответствии с таможенным режимом
экспорта, хранятся под таможенным контролем с предоставлением
предусмотренных льгот.
Интересную систему классификации складских помещений разработала
компания «PMC», имеющая 7-летний опыт работы на рынке складской
коммерческой недвижимости. Эта классификация составлена с учетом
особенностей московского региона, а также с учетом наиболее критичных
требований, предъявляемых арендаторами и покупателями к техническим
характеристикам объектов складской недвижимости, и позволяет оценить
склад по самым важным потребительским критериям.
Класс А:
– современное складское здание;
– одноэтажное (однообъемное) здание, построенное по современным
технологиям с использованием высококачественных материалов;
– высокие потолки не менее 8 м, позволяющие установку многоуровневого
стеллажного оборудования;
– ровный пол с антипылевым покрытием;
– система пожарной сигнализации и автоматической системы пожаротушения
(спринклерная или порошковая);
– полностью регулируемый температурный режим;
– тепловые завесы на воротах;
– автоматические ворота докового типа с гидравлическим пандусом,
регулируемым по высоте;
– система центрального кондиционирования и/ или система
приточно-вытяжной вентиляции;
– система охранной сигнализации и система видеонаблюдения;
– офисные площади при складе;
– оптико-волоконные телекоммуникации;
– достаточная территория для отстоя и маневрирования большегрузных
автопоездов;
– удобное расположение на центральных магистралях или МКАД,
обеспечивающее хороший подъезд.
Класс B:
– капитальное, как правило, многоэтажное здание;
– высота потолков от 4,5 до 8 м;
– пол – асфальт или бетон без покрытия;
– температурный режим от +10 до +18 °С;
– пожарная сигнализации и гидрантная система пожаротушения;
– пандус для разгрузки автотранспорта;
– офисные помещения при складе;
– телекоммуникации – МГТС;
– охрана по периметру территории.
Класс C:
– капитальное производственное помещение или утепленный ангар;
– высота потолков от 3,5 до 18 м;
– отапливаемое помещение (температура зимой +8:+14 °С).
– пол – асфальт, бетонная плитка или бетон без покрытия;
– ворота на нулевой отметке, автомашина заходит внутрь помещения.
Класс D:
– подвальные помещения или объекты Гражданской обороны, не отапливаемые
производственные помещения или ангары.
Внутренняя структура склада и оборудование
Следует отметить, что склад – это не только то помещение, где
непосредственно хранятся грузы. У него есть собственная внутренняя,
порой достаточно развитая структура, и состоит он из многочисленных зон,
где используется самое разнообразное оборудование. Для оптимальной
работы важно рационально расположить складские подразделения. Обычно
применяют общепринятое деление склада на зоны.
Зона погрузки/ выгрузки может быть либо единой, либо разделенной на две
отдельные зоны – погрузочную и разгрузочную. Место производства работ
должно иметь основание, обеспечивающее устойчивость оборудования,
складируемых грузов и транспортных средств, а также способное
выдерживать соответствующие нагрузки. Площадки для перевалки должны
соответствовать размерам фронта выполняемых работ.
Зона приемки отделена от других помещений. Главная функция этой зоны –
прием груза по качеству, количеству и комплектности, а также
распределение грузов по местам хранения в соответствии с используемыми
способами и условиями. Этот участок хорошо оснащен средствами
автоматизации и механизации, на него могут возлагаться функции
пакетирования и маркировки товаров, комплектования укрупненных единиц
для хранения, а также разукомплектования последних с той же целью. Здесь
же осуществляется временное хранение (накопление) груза для
последующего распределения на основных складских площадях.
Зона хранения представляет собой площадь, занимаемую оборудованием,
которое предназначено непосредственно для хранения грузов. Грузовая
вместимость зоны зависит не только от размеров складируемых здесь
грузов, но и от выбранного способа хранения – на стеллажах, поддонах, в
контейнерах и т. д. Правильный подбор подъемно-транспортного
оборудования для обработки грузов и способа хранения позволяет
оптимально использовать пространство этой зоны.
Зона сортировки и комплектации призвана обеспечить прием заявок на грузы
и отбор грузов с мест хранения, а также сортировку, комплектование,
подготовку и перемещение грузов в зону погрузки.
Зона экспедирования. В этом отдельном, как правило, помещении
осуществляется учет отправляемых (получаемых) грузов, временное
складирование подготовленных грузов, составляют сопроводительную
документацию и проводят погрузочно-разгрузочные работы. На экспедицию
также часто возлагается задача сопровождения груза в пути и доставки его
конечному потребителю.
На любом складе кроме упомянутых зон должны быть административные и
бытовые помещения. Для обработки грузов требуется соответствующее
оборудование, которое в зависимости от назначения подразделяют на
технологическое и подъемно-транспортное (для погрузки-разгрузки,
перемещения и укладки грузов). В свою очередь технологическое
оборудование можно разделить на предназначенное для хранения,
поддерживающее необходимые режимы хранения и оборудование для обработки
грузов.
В рамках одной публикации невозможно перечислить всю технику, которая
используется на складе. Приведем лишь краткий перечень основного
подъемно-транспортного оборудования:
– стеллажи;
– вилочные погрузчики;
– ручные и электрические штабелёры;
– ричтраки (высотные штабелёры с выдвижными вилами);
– штабелёры для трехсторонней обработки груза;
– специальные машины для работы с нестандартными грузами (бочками,
бобинами, рулонами, длинномерными изделиями);
– краны-штабелёры;
– роботы-автоматы, оборудованные специальными захватами и платформами
для размещения груза;
– кран-балки;
– тельферы;
– лебедки;
– гидравлические и аккумуляторные тележки;
– электротележки для подбора заказов;
– колесные платформенные тележки;
– подъемные столы;
– подъемники и подъемные платформы
– конвейеры и транспортеры;
– грузовые лифты.
После того как в вашем представлении окончательно сформировалась модель
нужного склада, встает другой немаловажный вопрос – где и по какой
стоимости арендовать необходимые помещения? Возможно, ответить на этот
вопрос в какой-то мере поможет обзор о состоянии рынка складских
площадей в Москве и Московской области, подготовленный отделом
исследований компании «РМС». Его читайте на следующей странице.
Источник: sitmag.ru
|