После принятия решения о производстве определенной продукции/услуг
следует обеспечить производство сырьем, полуфабрикатами, комплектующими
изделиями. Возникает проблема закупки нужного количества требуемых
материалов по приемлемым ценам, которую и призвана решать закупочная
логистика.
Основной целью закупочной логистики является
удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально
возможной экономической эффективностью. При этом следует помнить, что
новая система хозяйствования характеризуется: свободой выбора
партнера/контрагента по закупке товаров; множественностью источников
закупки (поставщиков); равноправием партнеров; возросшей ролью
договоров, контрактов на поставку товаров; саморегулированием процессов
поставки товаров; свободой ценообразования; конкуренцией поставщиков и
покупателей; экономической ответственностью сторон; инициативой,
самостоятельностью и предприимчивостью продавца и покупателя.
Различают следующие функции закупочной логистики:
- определение потребности в материальных ресурсах;
- получение и оценка предложений;
- выбор поставщиков;
- согласование цены и заключение договоров;
- формирование заказов;
- контроль количества и сроков поставок;
- входной контроль и размещение материальных ресурсов на складе;
- управление запасами и контроль.
Схемы организации материально-технического обеспечения предприятий
делятся укрупненно на следующие группы:
- традиционная — с организацией системы складов
предприятий-поставщиков, центральных складов и складов снабжаемых
предприятий. Их основной недостаток состоит в значительных капитальных
затратах, административных издержках и затратах труда;
- промежуточная, основанная на системе договоров
с фирмами-посредниками. Главное достоинство — это возможность
отказаться от собственной системы складов с высвобождением капитала,
замороженного в собственных запасах. К числу достоинств следует также
отнести возможность организации срочных поставок;
- ориентированная на конкретную потребность производства.
Группа представлена рядом методов снабжения, таких как:
- метод «Канбан» (разработан в Японии с целью управления
поставками в условиях поточного производства; учитывает конечную
потребность в деталях),
- система MRP с модификациями, охватывающая планирование
на трех уровнях — программного планирования, распределения материалов и
управления закупками,
- метод «Точно в срок», с помощью которого в результате
дробных поставок резко сокращаются накопленные запасы,
- система запросов, в соответствии с которой с
поставщиками заключаются типовые контракты на длительный период, а
данные по фактической потребности запрашиваются на основе поэтапного
уточнения.
Для эффективного функционирования логистики закупок необходимо
составить план закупок, решающий следующие задачи:
- определение потребности в материалах;
- определение метода закупок;
- согласование цены и заключение договора;
- установление мониторинга и контроля за количеством, качеством и
сроками поставок;
- организация размещения товаров на складе.
Последовательность процедур поставки обычно следующая:
- установление потребности;
- подготовка заказной спецификации;
- выбор и определение поставщика;
- оценка поставщика;
- проведение переговоров;
- подготовка и подписание необходимых соглашений;
- организация и управление взаимодействием;
- контроль за поставками.
Наиболее распространенными и эффективными схемами выбора
поставщика являются:
- конкурсные торги;
- письменные переговоры между поставщиком и потребителем.
В качестве критериев оценки поставщика принимают:
- приемлемость цены;
- качество поставляемой продукции;
- качество обслуживания потребителей;
- гибкость поставок;
- наличие ограничений по размеру заказа;
- дороги;
- удаленность от потребителя;
- кредитная история;
- текущее финансовое положение;
- психологический климат в коллективе.
Для сравнения вариантов поставщиков используют:
- Балльный метод. Выбирают систему баллов и шкалу наиболее
значимых критериев оценки поставщиков (в долях единицы). Предпочтение
отдается поставщику, набравшему наибольшую сумму баллов.
- Систему «Идеального поставщика». Определяют
характеристики т.н. идеального поставщика и затем каждого реального
претендента сравнивают с «идеалом».
- Систему «Расстановки приоритетов». По результатам
прошлой деятельности поставщиков выбирают наиболее важные критерии
оценки, метод измерения показателей деятельности, определяют
относительную важность каждого параметра, определяют частные итоги (по
каждому показателю), а затем суммируют, например, в баллах или очках.
Ведение закупочных операций требует знания основ хозяйственного
права, касающихся заключения контракта как основы закупок, поставки
товаров и их оплаты.
Основной показатель для принятия решения — надежность
поставок (Р), оцениваемая по формуле:
Р = 1 - Ротказа
где Ротказа — вероятность отказа в удовлетворении заявки.
В общем случае надежность поставок определяют, используя следующий
алгоритм:
- сопоставление плановой и фактической дат поставки;
- определение времени опоздания;
- сопоставление планового и фактического объема поставок.
Фиксация случаев недопоставок;
- определение объема недопоставок продукции ∆Q = Qфакт
— Qплан;
- определение удельной величины опоздания tоп = ∆Q/q,
где ∆Q — величина недопоставки; q — средний дневной расход;
- определение общей величины опозданий Топ = tоп1
+ tоп;
- определение количества случаев отказа;
- определение наработки на отказ Т0 = (Т — ∑Топ)/
n, где Т — общее число дней в периоде;
- определение интенсивности отказов π = 1 / Топ;
- определение коэффициента готовности поставок Кгп =
(Т — ∑Топ) / Т;
- определение надежности поставок Р = Кгп х е, где е —
коэффициент надежности поставок (чем коэффициент выше, тем поставки
надежнее).
http://www.iteam.ru/
|