После принятия решения о производстве определенной продукции/услуг
следует обеспечить производство сырьем, полуфабрикатами, комплектующими
изделиями.
Возникает проблема закупки нужного количества
требуемых материалов по приемлемым ценам, которую и призвана решать
закупочная логистика.
Основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей
производства в материалах с максимально возможной экономической
эффективностью. При этом следует помнить, что новая система
хозяйствования характеризуется:
* свободой выбора
партнера/контрагента по закупке товаров; * множественностью
источников закупки (поставщиков); * равноправием партнеров;
возросшей ролью договоров, контрактов на поставку товаров; *
саморегулированием процессов поставки товаров; * свободой
ценообразования; * конкуренцией поставщиков и покупателей; *
экономической ответственностью сторон; * инициативой,
самостоятельностью и предприимчивостью продавца и покупателя.
Различают следующие функции закупочной логистики:
* определение
потребности в материальных ресурсах; * получение и оценка
предложений; * выбор поставщиков; * согласование цены и
заключение договоров; * формирование заказов; * контроль
количества и сроков поставок; * входной контроль и размещение
материальных ресурсов на складе; * управление запасами и контроль.
Схемы организации материально-технического обеспечения предприятий
делятся укрупненно на следующие группы:
1. традиционная — с
организацией системы складов предприятий-поставщиков, центральных
складов и складов снабжаемых предприятий. Их основной недостаток состоит
в значительных капитальных затратах, административных издержках и
затратах труда; 2. промежуточная, основанная на системе договоров с
фирмами-посредниками. Главное достоинство — это возможность отказаться
от собственной системы складов с высвобождением капитала, замороженного в
собственных запасах. К числу достоинств следует также отнести
возможность организации срочных поставок; 3. ориентированная на
конкретную потребность производства. Группа представлена рядом методов
снабжения, таких как:
* o метод «Канбан» (разработан в
Японии с целью управления поставками в условиях поточного производства;
учитывает конечную потребность в деталях), o система MRP с
модификациями, охватывающая планирование на трех уровнях — программного
планирования, распределения материалов и управления закупками, o
метод «Точно в срок», с помощью которого в результате дробных поставок
резко сокращаются накопленные запасы, o система запросов, в
соответствии с которой с поставщиками заключаются типовые контракты на
длительный период, а данные по фактической потребности запрашиваются на
основе поэтапного уточнения.
Для эффективного функционирования логистики закупок необходимо составить
план закупок, решающий следующие задачи:
* определение
потребности в материалах; * определение метода закупок; *
согласование цены и заключение договора; * установление мониторинга
и контроля за количеством, качеством и сроками поставок; *
организация размещения товаров на складе.
Последовательность
процедур поставки обычно следующая:
* установление потребности;
* подготовка заказной спецификации; * выбор и определение
поставщика; * оценка поставщика; * проведение переговоров;
* подготовка и подписание необходимых соглашений; * организация и
управление взаимодействием; * контроль за поставками.
Наиболее распространенными и эффективными схемами выбора поставщика
являются:
* конкурсные торги; * письменные переговоры
между поставщиком и потребителем.
В качестве критериев оценки
поставщика принимают:
* приемлемость цены; * качество
поставляемой продукции; * качество обслуживания потребителей; *
гибкость поставок; * наличие ограничений по размеру заказа; *
дороги; * удаленность от потребителя; * кредитная история;
* текущее финансовое положение; * психологический климат в
коллективе.
Для сравнения вариантов поставщиков используют:
1. Балльный
метод. Выбирают систему баллов и шкалу наиболее значимых критериев
оценки поставщиков (в долях единицы). Предпочтение отдается поставщику,
набравшему наибольшую сумму баллов. 2. Систему «Идеального
поставщика». Определяют характеристики т.н. идеального поставщика и
затем каждого реального претендента сравнивают с «идеалом». 3.
Систему «Расстановки приоритетов». По результатам прошлой деятельности
поставщиков выбирают наиболее важные критерии оценки, метод измерения
показателей деятельности, определяют относительную важность каждого
параметра, определяют частные итоги (по каждому показателю), а затем
суммируют, например, в баллах или очках.
Ведение закупочных
операций требует знания основ хозяйственного права, касающихся
заключения контракта как основы закупок, поставки товаров и их оплаты.
Основной показатель для принятия решения — надежность поставок (Р),
оцениваемая по формуле:
Р = 1 — Ротказа,
где Ротказа —
вероятность отказа в удовлетворении заявки. В общем случае
надежность поставок определяют, используя следующий алгоритм:
1. Сопоставление плановой и фактической дат поставки; 2.
Определение времени опоздания; 3. Сопоставление планового и
фактического объема поставок. Фиксация случаев недопоставок; 4.
Определение объема недопоставок продукции ∆Q = Qфакт — Qплан; 5.
Определение удельной величины опоздания tоп = ∆Q/q, где ∆Q — величина
недопоставки; q — средний дневной расход; 6. Определение общей
величины опозданий Топ = tоп1 + tоп; 7. Определение количества
случаев отказа; 8. Определение наработки на отказ Т0 = (Т — ∑Топ)/
n, где Т — общее число дней в периоде; 9. Определение интенсивности
отказов π = 1 / Топ; 10. Определение коэффициента готовности
поставок Кгп = (Т — ∑Топ) / Т; 11. Определение надежности поставок Р
= Кгп х е, где е — коэффициент надежности поставок (чем коэффициент
выше, тем поставки надежнее).
|