Одной из самых заметных тенденций на мировых рынках последнего десятилетия является необходимость интеграции логистических операций и контролирования всей логистической системы (поставок, производства, распределения). Необходимо было найти такие решения, которые в первую очередь позволили бы не только выжить в условиях жесткого рынка, но и успешно конкурировать. Выбором многих фирм явился отказ от собственного парка автомобилей и складских помещений и перепоручение их специализированным компаниям, что позволило сосредоточить свои усилия на достижение эффективности производимого товара и услуг. Такой подход к реализации логистических функций и бизнес-процессов получил название «логистического аутсорсинга», в основе которого находятся взаимоотношения компании-заказчика с провайдером логистических услуг (3PL провайдером). Как правило, у таких компаний накоплен богатый опыт в логистическом управлении, в них работает квалифицированный персонал и имеется развитая инфраструктура (терминал или терминальная сеть, парк разнообразных автомобилей, а также сеть международных транспортных агентов).
Мировая теория логистики утверждает, что компанию можно признать 3 PL -провайдером, если она соответствует формуле
3 PL = ТЭ + У ДС,
где ТЭ - это транспортно-экспедиторские услуги, У ДС - услуги добавленной стоимости (погрузка/выгрузка, услуги по комплектации ассортимента, складские услуги, управление грузопотоками в цепи, маркетинговые и финансовые услуги).
Современные 3PL-компании образовывались на базе складских и транспортных операторов, фирм-поставщиков программного обеспечения и служб экспресс-доставки отправлений. Происходило взаимопроникновение, слияние специализаций поставщиков отдельных услуг.
Эти процессы активно продолжаются и сегодня: транспортные компании арендуют или строят собственные распределительные центры, складские операторы включают в свою инфраструктуру департаменты перевозок, таможенные брокеры и экспедиторы предлагают услуги по доставке, хранению и комплектации товарных потоков. Службы экспресс-доставки отправлений представляют собой многофункциональные логистические комплексы с едиными информационными потоками.
Таким образом, современные 3PL-провайдеры прошли путь синергетического объединения специфических услуг, ранее предоставлявшихся разрозненными операторами логистического рынка. 3PL-сервис представляет собой многопрофильного консультанта, предлагающего и реализующего решения для управления цепочкой поставок. Для обозначения подобной деятельности применяется термин «контрактная логистика», или «контрактный провайдер». Он отражает ответственность одного 3PL-провайдера за весь комплексный логистический сервис, переданный клиентом на аутсорсинг.
В настоящее время статус логистического оператора как 3PL-провайдера предполагает высокую клиентоориентированность услуги. Новые виды сервиса, заказанные клиентом, должны быть разработаны, обеспечены и предоставлены силами 3PL-компании или ее субподрядчиков. Вслед за рыночным спросом портфель логистических услуг расширяется. Уникальность бизнес-процессов конкретного клиента, специфика его товарных потоков и требования сохранения конфиденциальности коммерческой информации не позволяют тиражировать методики 3PL-провайдеров от клиента к клиенту по целому ряду услуг.
Сейчас в мире насчитывается около 100 3PL-провайдеров, из них, по оценкам РБК, в России работает около полутора десятка.
Развитие рынка российского логистического аутсорсинга идет по тому же пути, что в развитых странах, однако с очень заметным отставанием.
Российская ситуация характеризуется еще и наличием «проблем развития»:
* Непрозрачность рынка логистических услуг; * Отсутствие современной логистической инфраструктуры в России (портовая инфраструктура, склады класса А, неразвитая сеть автодорог и т.п.); * Несовершенная законодательная база, которая не позволяет обеспечить защиту и ответственность экспедитора перед грузовладельцем; * Низкий уровень знаний логистики в транспортно-складской отрасли, в промышленности и розничной торговле.
Источник: http://www.transmap.ru/
|