В данной статье речь пойдет о грузовом обмене и грузовом потоке. Это
именно то, на чем держится бизнес любого логистического провайдера. Что
предтавляет собой иходящий и входящий грузовой обмен? Что такое грузовой
поток и как им управлять?Как организовать производственный процесс с
учетом неравномерности поступления грузовых отправлений?
Грузовой обмен: направление, объем, структура
Одним из основных показателей, характеризующих деятельность
логистического провайдера или транспортно-экспедиционную компанию (далее
просто ТЭК), является грузовой обмен. Это число
грузовых отправлений, принятых, обработанных и переданных по назначению
за определенный интервал времени. В зависимости от источника
поступления, направления и перемещения различают исходящий, входящий и
транзитный грузовой обмен. Каждый из них требует специфической
технологии обработки.
Исходящий грузовой обмен составляют грузовые
отправления, принятые от клиентуры и подготовленные к перевозке по
назначению. Если объем исходящего обмена растет, то, с одной стороны,
это говорит о повышении спроса клиентов на оказываемые услуги ТЭК, а с
другой — о необходимости увеличения складских площадей и
грузообрабатывающих механизмов, а также интенсивного развития филиальной
сети и ее оснащения.
Во входящий грузовой обмен включаются грузовые
отправления, поступающие в филиалы. В целом для ТЭК входящий обмен равен
исходящему, однако для отдельного филиала величина и структура их могут
быть различными.
Транзитным грузовым обменом называют грузовые
отправления, поступающие в филиалы и проходящие транзитом. Какой обмен — такой поток
Итак, каждый вид грузового обмена определяет грузовой поток — число
грузовых отправлений, которые следуют в определенном направлении.
Структура, свойства и количественные характеристики грузовых потоков
имеют первостепенное значение для рационального построения всей вашей
системы доставки в городе, районе, области и во всех ваших филиалах в
целом.
Особое место отводится грузовым потокам, возникающим внутри ваших
крупных филиалов, которые осуществляют обработку больших объемов
грузовых отправлений. Полная информация об этих потоках позволит вам
сделать наилучший выбор и оптимально разместить грузообрабатывающее
оборудование, что значительно повысит эффективность функционирования
вашего филиала, а также даст возможность постоянно совершенствовать
технологический процесс обработки.
Характерным свойством грузовых потоков является их неравномерность по
времени и направлениям. Неравномерность по времени возникает под
действием следующих факторов:
* неравномерность в движении магистрального и местного
транспорта;
* неравномерность приема грузов от клиентов по часам в сутки;
* сезонность колебания спроса на услуги (различные товары и
продукты, праздничные потоки и т.д.).
При этом чем меньше интервал времени, в течение которого грузовой
поток изучается в вашей компании, тем сильнее неравномерность
поступления грузовых отправлений. Другими словами, динамика грузового
обмена будет более ярко выраженной по часам в сутки, чем по дням недели и
по месяцам. Сила есть — и нужен ум: как важно рассчитать нагрузку
Для количественной оценки стохастического процесса поступлений
грузовых отправлений вводится, как правило, понятие величины нагрузки
(стохастический — случайный). Нагрузка — это число грузовых отправлений,
поступающих на обработку для его дальнейшей транспортировки в ваш
филиал в течение определенного интервала времени. Для нормального
функционирования филиала обмен в течение суток должен быть равен
нагрузке (если считать, что работа организована круглосуточно). Разрыв
между обменом и нагрузкой из-за неравномерности ее поступления может
наблюдаться лишь в отдельные часы суток. Величина нагрузки определяет
объем деятельности филиала/компании, обеспечивающей требуемую пропускную
способность всех ваших технологических цепочек.
Для эффективной организации технологического процесса необходимо
изучение колебаний нагрузки по часам суток. Для этого нужно определить
коэффициент концентрации i-гo часа суток:
Kчасi = Qчасi / Qсут,
Где Qчасi – нагрузка i-гo часа суток (i = 1, 2, … 24); Qсут –
нагрузка за сутки.
Получаем, что Σ (24 при i = 1) Kчасi = 1.
Кроме этого, практическое значение для расчетов имеет коэффициент
концентрации часа наибольшей нагрузки:
Кчнн = Qчнн / Qсут,
Где Qчнн – нагрузка в час наибольшей нагрузки.
Исходя из величины Qчнн осуществляется набор технических средств
обработки грузовых отправлений и персонала. При проектировании
технологических процессов для новых филиалов необходимо использовать
коэффициент Кчнн по отдельным технологическим операциям и видам грузовых
отправлений. При расчете количества рабочих мест и технологического оборудования
следует принимать во внимание суточные колебания нагрузки, т.е.
рассчитывать коэффициент суточной неравномерности по дням недели:
Ксутi = Qсутi / Qсут,
Где Qсутi – суточная нагрузка i-гo дня недели; Qсут – среднесуточная
нагрузка за неделю.
Очевидно, что Σ (i = 1) Ксутi = 7.
Более точное значение коэффициента суточной неравномерности можно
получить для более длительного интервала, например за год:
Ксутi = Qсутi / Qсутг,
Где Qсутi – величина суточной нагрузки i-гo дня года; Qсутг –
среднесуточная нагрузка за год.
Но для этого потребуются длительные наблюдения и трудоемкая обработка
значительного статистического материала. Вследствие этого можно пойти
по менее сложному пути, рассчитывая коэффициенты месячной
неравномерности нагрузки:
Kмi = Qмi / Qм,
Где Qмi – нагрузка i-гo дня месяца, Qм – среднемесячная нагрузка за
год.
Очевидно, что Σ (12 при i = 1) Kмi = 12. Поскольку число дней в месяце колеблется от 28 до 31, то
целесообразно исчислять Kмi по среднестатическим величинам:
Kмi = Qсутмi / Qсутмг,
Где Qсутмi – среднесуточная нагрузка за год; Qсутмг – среднесуточная
нагрузка i-гo месяца
Для того чтобы коэффициенты концентрации и неравномерности имели
высокий уровень точности, следует иметь достаточный объем
статистического материала. Вполне приемлемы следующие интервалы
наблюдений:
для Kчасi — не менее 7 суток;
для Ксутi — не менее 4 недель;
для Кмесi — не менее 3 лет.
Идем на компромисс! Нагрузку можно сгладить
Совершенно очевидно, что неравномерность нагрузки значительно
усложняет производственный процесс компании: требуется привлечение
дополнительной рабочей силы и грузообрабатывающей техники, что в целом
увеличивает себестоимость обработки грузовых отправлений. Поэтому нужны
мероприятия по сглаживанию нагрузки, например разъяснительная работа
среди клиентов о досрочной отправке грузов в предпраздничные периоды. И
такие мероприятия должны занимать не последнее место в деятельности
компании.
Существуют два варианта организации производственного
процесса с учетом неравномерности поступления грузовых отправлений. В
первом главенствует принцип жесткого выполнения контрольных сроков
обработки грузов, т.е. количество сотрудников и количество
грузообрабатывающих механизмов необходимо исчислять исходя из величины
наибольшей нагрузки. В этом случае даже при оптимальном планировании
графиков рабочих бригад и очередных отпусков имеет место низкая степень
использования оборудования и живого труда.
Второй подход допускает некоторое увеличение контрольных сроков
обработки грузовых отправлений в период максимальной нагрузки в
определенные дни при обязательном их выполнении в другие дни. Здесь
имеет место вполне обоснованный компромисс между устойчивостью и
эффективностью производственного процесса.
Для сокращения времени задержки грузовых отправлений в периоды
праздничных и сезонных потоков компания может привлекать значительное
число неквалифицированных работников — студентов, учащихся колледжей, а
также использовать для сверхурочной работы штатных сотрудников.
Валерий Соколов, главный специалист ДОГП, ОАО «Международный аэропорт
Шереметьево» Источник: http://www.milman-logistics.com/
|