Объемы контейнерных перевозок по всчему миру растут год от года.
Подобный вид транспортировки незаменим для больших партий груза, а также
когда пункты отправки и назначения значительно удалены друг от друга.
Без контейнерных перевозок в скором времени не сможет обойтись ни один
крупный импортер или экспортер. Однако для многих логистов, особенно без
большого опыта, переход на работу с контейнерами очень сложен из-за
недостатка самой необходимой информации по этому вопросу. Разберем
характеристики и принципы загрузки контейнеров.
Сначала разберем, что вообще можно, а что нельзя перевозить в
контейнерах. С этой точки зрения грузы подразделяются на три группы:
1. контейнеропригодные (бытовая техника, текстиль, упакованная
химическая продукция, детали и запчасти и др.);
2. в принципе контейнеропригодные (продукция деревообработки, цветные
металлы и т. д.);
3. неконтейнезируемые (как правило, это тяжелые и негабаритные грузы).
При морских и смешанных перевозках грузы, размещаемые в контейнерах,
подразделяются на семь категорий (по условиям их перевозки):
I – негигроскопические;
II – гигроскопические в непроницаемой для влаги упаковке;
III – гигроскопические кристаллические без непроницаемой для влаги
упаковки;
IV – гигроскопические с незначительным содержанием влаги;
V – растительные грузы, содержащие большое количество влаги;
VI – охлаждаемые грузы;
VII – выделяющие токсичные или горючие газы (опасные грузы).
Перевозка грузов I и II категорий не требует особой подготовки
контейнеров. Размещение и перевозка грузов III, IV, V и VI категорий
должны производиться с учетом требований, предъявляемых правилами
безопасности перевозки соответствующих грузов. Размещение и перевозка
грузов VII категории требует выполнения правил перевозки опасных грузов.
Таким образом, контейнерный вид перевозок имеет свои ограничения.
Однако в первую очередь следует отметить его плюсы. Во-первых,
однородный груз сгруппирован в одном месте, не распыляется, хорошо
сохраняется. Во-вторых, резко облегчается технологический процесс
погрузки/разгрузки: используются только машины, высвобождается
значительная часть людских ресурсов. В-третьих, контейнер довольно
просто перегрузить с одного транспортного средства на другое.
Контейнер: определение
Согласно терминологии, принятой Международной организацией по
стандартизации (ISO), контейнер – это элемент транспортного
оборудования, который: 1) многократно используется на одном или
нескольких видах транспорта; 2) предназначен для перевозки или
временного хранения грузов; 3) оборудован приспособлениями для
механизированной установки и снятия его с транспортных средств; 4) имеет
постоянную техническую характеристику и объем не менее 1 м3.
ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНТЕЙНЕРОВ
Контейнеры, используемые для перевозки различной продукции, называются
универсальными, а для перевозки одного вида продукции (стекло, цемент и
т. д.) или группы однородной продукции (наливной, например) –
специальными. Подробнее о том, на какие группы они подразделяются, см.
врезку «Основные типы контейнеров», а характеристики специальных
контейнеров приведены в таблице 1. Как правило, универсальные контейнеры
принадлежат крупным транспортным организациям (железным дорогам,
пароходствам), а специальные – отправителям и получателям. Вместе с тем в
связи с развитием контейнерных перевозок компании-перевозчики
постепенно стали приобретать в собственность различные контейнеры,
однако о масштабных действиях в этом направлении говорить пока рано.
Таблица 1. Характеристики специальных контейнеров
Тип контейнера
|
Назначение
|
Характеристики
|
Длина, мм
|
Ширина, мм
|
Высота, мм
|
Масса брутто, кг
|
К3-1,25И
|
Для перевозки оконного раскроенного стекла
|
1552
|
950
|
1605
|
1250
|
К3-2,5И
|
Для временного хранения и порционной выдачи порошковых вяжущих
материалов (цемент, гипс и др.)
|
2000
|
1800
|
2040
|
2500
|
К3-5И
(СК-1-5ТС)
|
Для перевозки цемента
|
2100
|
1325
|
2400
|
5200
|
КО-3,2И
|
Для временного хранения теплоизоляционных материалов (керамзитовый
гравий, вспученный перлит, аглопоритовый щебень)
|
2065
|
2000
|
1730
|
3200
|
Контейнер-
цистерна
|
Контейнер для перевозки сульфитно-дрожжевой бражки
|
2991
|
2438
|
2438
|
15 000
|
КСММ (А x В)
|
Для транспортирования металлорежущих станков и других машин
|
Наибольшая
14 200,00
наименьшая 1400
|
Наибольшая 3250
наименьшая 1300
|
Наибольшая 4000
наименьшая 1400
|
67 000
|
КЦМ-5
|
Для перевозки и временного хранения сыпучих материалов (цемента,
глинопорошка и др.)
|
1400
|
1360
|
1450
|
5000
|
МК-0,5Л
|
Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов
|
|
Диаметр
980
|
800
|
1500
|
МК-1,0Л
|
Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов
|
|
Диаметр
980
|
1200
|
2000
|
МК-1,5 Л
|
Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов
|
|
Диаметр
1450
|
1200
|
2000
|
МК-3,5Л
|
Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов
|
|
Диаметр
1450
|
1400
|
5000
|
МКО-0,50-1,0
|
Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов
|
|
Диаметр
950
|
800
|
1000
|
МКО-1,0С-1,0
|
Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов
|
|
Диаметр
950
|
1200
|
1000
|
МКР-0,5С-1,5
|
Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов
|
|
Диаметр
900
|
1250
|
1500
|
МКР-1,0М-0,8
|
Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов
|
|
Диаметр
960
|
1200
|
800
|
МКР-1,0С-1,0
|
Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов
|
|
Диаметр
980
|
1200
|
1000
|
МКР-1,0С-1,5
|
Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов
|
|
Диаметр
980
|
1200
|
1500
|
МКР-1,0М-1,0
|
Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов
|
|
Диаметр
960
|
1200
|
1000
|
ПКС 2М-2,85
|
Для перевозки листового оконного стекла
|
1810
|
900
|
1560
|
2850
|
ПКС-2,85
|
Для перевозки листового оконного стекла
|
1810
|
900
|
1536
|
2850
|
СК-1-3,4
|
Для перевозки неслеживающихся сыпучих грузов
|
1380
|
1300
|
1250 (1700)
|
3400
|
СК-1-3-6 (7)
|
Для перевозки и хранения как сыпучих, так и штучных индустриальных
грузов
|
2100
|
1325
|
2400
|
6000 (7000)
|
СК-1-4У
|
Для перевозки гранулированного технического углерода (сажи)
|
2100
|
1325
|
2200
|
2000
|
СК-1-5 (7)
|
Для перевозки сыпучих грузов (цемента, кальцинированной соды и др.)
|
2100
|
1325
|
2400
|
5000 (7000)
|
СК-2-10 (12,5)
|
Для перевозки концентратов руд цветных металлов
|
Диаметр
верхнего основания 2362
|
Диаметр нижнего основания 1882
|
Высота с крышкой 1871
|
12 500
|
СК-2-5
|
Для перевозки и кратковременного хранения концентратов руд цветных
металлов
|
Диаметр верхний 1494
|
Диаметр нижний 1080
|
1905
|
5000
|
СК-3-1,5 и
СК-3-1,5 М
|
Для перевозки индустриальных штучных грузов, мелкокусковых и
сыпучих материалов
|
1356
|
1320
|
1242
|
5000
|
СК-3-2,5Д
|
Для перевозки двигателей внутреннего сгорания типа В2, Д6, Д12,
«Воля»
|
1325
|
2100
|
1420
|
2500
|
СК-3-20М
|
Для перевозки отвержденных низко- и среднеактивных радиационных
отходов АЭС
|
6058
|
2438
|
2438
|
24 000
|
СК-3-3,4ВН
|
Для перевозки и временного хранения втулок буровых насосов У8-6М
|
1460
|
1276
|
874
|
3400
|
СК-3ВМ-1Д (1ДД)
|
Контейнер закрытый для взрывчатых материалов и штучных грузов
|
2991
|
2438
|
2438 (2591)
|
12 500
|
СК-3-30Д
|
Контейнер открытый сверху для перевозки слитков файнштейна
|
2991
|
2438
|
2438
|
30 000
|
СК-3-5М
|
Контейнер закрытый для перевозки и временного хранения
индустриальных штучных грузов, в т. ч. промышленных взрывчатых веществ
(в таре и упаковке)
|
2100
|
1325
|
2400
|
6000
|
СК-5-5
|
Для перевозки и кратковременного хранения свежих овощей
|
2650
|
2100
|
2400
|
5000
|
СК-6-10А
|
Для перевозки нефтебитума
|
2650
|
2100
|
1920
|
10 000
|
СК-6-1ДХ-12
|
Для перевозки нефтебитума
|
2991
|
2438
|
1890
|
12 000
|
СК-8-3
|
Для перевозки листового стекла
|
2100
|
894
|
2004
|
3000
|
СК-8-3 ЗС
|
Для перевозки закаленного стекла
|
1800
|
840
|
1600
|
3000
|
СК-8-5
|
Для перевозки листового стекла
|
2640
|
984
|
2192
|
5000
|
СКД-5,0-2,6-2 (К12, К19, К20)
|
Для перевозки и временного хранения труб, цветного проката и других
длинномерных грузов длиной до 12 м
|
9400
|
1300
|
695
|
5000
|
СКО-3-1 АХ
|
Контейнер со съемной крышей (или съемным тентом) для перевозки
тяжеловесных крупногабаритных и пакетированных грузов
|
6058
|
2438
|
1295
|
24 000
|
СКО-3-1Д
|
Контейнер-платформа со складывающимися торцевыми стенками для
перевозки преимущественно тяжеловесных крупногабаритных, в т. ч.
пакетированных, грузов
|
2991
|
2438
|
2438
|
30 000
|
СКО-3-1 СС
|
Контейнер со съемной крышей для перевозки тяжеловесных
крупногабаритных и пакетированных грузов
|
6058
|
2438
|
2591
|
24 000
|
СКП-1-СС
|
Контейнер-платформа со складывающимися торцевыми стенками для
перевозки преимущественно тяжеловесных, крупногабаритных, в т. ч.
пакетированных, грузов
|
6058
|
2438
|
2591
|
24 000
|
СКЦ-1-20
|
Контейнер-цистерна для бестарной перевозки (насыпью) цемента
|
6058
|
2438
|
2438
|
20 320
|
СПЦ-4-1,25
|
Контейнер-цистерна для перевозки хладагентов 113 и 114 В2 и других
мелкопартионных жидких грузов
|
1200
|
970
|
1040
|
1250
|
СКЦ-4-1,25 (1,5)
|
Контейнер-цистерна для перевозки агрессивных жидкостей (кроме
соляной и азотной концентриро-ванной кислот)
|
1250 (1500)
|
1040
|
1605 диаметр цистерны 1020
|
1250 (1500)
|
СКЦ-6-5Т
|
Контейнер-цистерна для кратковременного хранения нефтемасел
|
2100
|
1325
|
2400
|
5000
|
|