Приветствую Вас Гость | RSS

Сегодня Воскресенье, 05.05.2024, 05:11

МЕНЮ САЙТА
Форма входа
Категории раздела
Общие темы по логистике [136]
Транспорт. Экспедирование [168]
ВЭД. Таможня [75]
Склад и закупки [145]
Советы, услуги, сервис [16]
Логисты шутят [10]
О работе (законы, советы) [54]
Друзья сайта
  • Lardi-Trans
  • DELLA
  • MD Office
  • Перевозки
  • Клуб логистов
  • Лобанов-логист
  • Склад законов

  • Либратранс
  • Портал о логистике
  • TradeMaster
  • Новости логистики
  • Новости грузоперевозок




  • Поиск


    Каталог статей


    Главная » Статьи » Транспорт. Экспедирование

    Логистическая цепь крепка настолько, насколько крепко ее слабое звено

    Автомобильные перевозки контейнеров в чистом виде на сегодняшний день встречаются крайне редко. Это объясняется тем, что по скорости, безопасности и сохранности груза контейнер практически ничем не уступает тентовому или изотермическому полуприцепу, а вот по стоимости - дороже на порядок.

    Проводя анализ основных экономических показателей эффективности работы крупнейших игроков рынка контейнерных перевозок, необходимо отметить один очень немаловажный факт: несмотря на достаточно неблагоприятную экономическую ситуацию в мире, динамика роста объемов контейнерных перевозок в общем объеме международных перевозок впечатляющая. Примером может служить порт Клайпеда, который уже в ноябре 2011 года сумел побить рекорд по грузообороту, достигнув показателя в 31,28 млн. тонн, и стать лидером среди портов стран Балтии по уровню контейнерооборота (рост - 30,9% к 2010 году). Говоря о таких достижениях, нельзя забывать, что огромную роль в процессе мультимодальных перевозок играет автомобильный и железнодорожный транспорт, являющийся неотъемлемым звеном логистической цепи поставок.


    Автомобильные перевозки контейнеров в чистом виде на сегодняшний день встречаются крайне редко. Это объясняется тем, что по скорости, безопасности и сохранности груза контейнер практически ничем не уступает тентовому или изотермическому полуприцепу, а вот по стоимости - дороже на порядок.  Поэтому о целесообразности применения контейнеров стоит говорить в основном при организации мультимодальных перевозок. Исходя из практики логистической компании Apply Logistic, можно сказать, что большинство поставок импортной продукции осуществляется из стран Юго-Восточной Азии на условиях FOB (доставка контейнера в порт и погрузочно-разгрузочные работы организовываются за счет поставщика), поэтому речь в статье пойдет о нюансах автомобильных контейнерных перевозок именно на территории Европейской части континента.


    Итак, морская перевозка окончена, контейнер в порту, каковы дальнейшие действия? Естественно, возникает часто сопровождающийся длительными раздумьями вопрос: «Чем довозить?». Цена железнодорожной перевозки очень заманчива, ниже практически в 1,5-2 раза, но стоит ли на этом экономить? Давайте разберемся.


    Начнем со скорости доставки. Ни для кого не секрет, что автомобильный транспорт быстрее, чем железнодорожный, во многом благодаря отсутствию продолжительных промежуточных операций: формирование состава, сортировка вагонов и т.д. Если, к примеру, автомобильная перевозка контейнера из Клайпеды в Минск осуществляется в течение 1-2 дней, то по железной дороге контейнер доставят по такому же маршруту за 4-5 дней.


    Временами возникают ситуации, когда в ходе мультимодальной перевозки суда, перевозящие контейнеры, задерживаются. Так, в одном из портов Германии фидерное судно долго не выпускали из-за плохих метеорологических условий, в результате чего фактический срок прибытия судна в порт Клайпеды оказался на 4 дня выше, чем планировали. Контейнерный поезд «Викинг», место на котором было заранее забронировано, вышел согласно расписанию, а контейнер после выгрузки с судна остался на терминале. По словам перевозчиков, в связи с ситуацией резкого повышения контейнерооборота (период июньского «автомобильного бума», который сопровождался ажиотажным спросом на ж/д платформы со стороны покупателей легковых автомобилей и был вызван стремлением ввезти автомобили до момента повышения таможенных пошлин), в течение двух недель свободных ж/д платформ не предвиделось. В конечном итоге было принято решение осуществлять перевозку автомобильным транспортом, что обошлось на 600 долларов дороже, но планируемые сроки доставки груза в производственные цеха были сохранены.
    Необходимо заметить, что вышеописанные случаи в реальной практике не часты, но не исключены. Поэтому если важны сроки доставки (например, для обеспечения непрерывного производства, когда частота поставок превалирует над объемом по ряду объективных причин: высокие таможенные пошлины, размер склада и т.д.), то, безусловно, авто – лучший вариант.


    Вторым плюсом автомобильной контейнерной перевозки является гибкость при составлении маршрута и возможность доставки груза прямо на склад получателя. Схема проста и очень удобна: привезли контейнер на ПТО, произвели таможенную очистку «с колес», перевезли на склад, разгрузили, и автомобиль с порожним контейнером отправили в порт. Вся вышеописанная процедура в комплексе при автоперевозке занимает, как правило, не более 48 часов, в то время как при железнодорожной перевозке она может длиться более недели и в отдельных случаях приводит к необходимости уплаты штрафов за превышение сроков бесплатного пользования контейнером. Кроме того, стоит отметить еще один важный момент: при автоперевозке грузополучатель никак не привязан к определенному пункту таможенного оформления и волен производить «таможенную очистку» груза в любом пункте на свое усмотрение, а это зачастую экономит не только драгоценное время, но и нервы. Будем объективными - далеко не всегда документы, необходимые для таможенного оформления, бывают в полном порядке, и далеко не каждый представитель таможенных органов соглашается помочь исправить ситуацию и предложить варианты решения проблемы.
    Осуществляя перевозку контейнера на автомобильном транспорте, экспедитор или непосредственно грузовладелец может контролировать местонахождение груза в любой момент времени – средства GPS-навигации либо мобильной связи присутствуют сегодня практически у каждого, даже самого небогатого перевозчика. Такая возможность позволяет с высокой степенью оперативности решать многие вопросы, возникающие в процессе перевозки, обеспечивая при этом непрерывность самого процесса.


    Рассмотрим ситуацию из практики. В ходе одной из поставок на пограничном переходе у контролирующих лиц возникли вопросы к оформлению товаросопроводительной документации, в которой необходимо было всего на всего произвести допустимое исправление: в инвойсе сумму 13535,40 EUR прописью указали как «thirteen  thousands five hundred thirty five euro and four cent». Контейнер, доставляемый по железной дороге, незамедлительно сняли с поезда, предупредив об этом постфактум. Решение проблемы оказалось банально простым – потребовалось официальное письмо от заказчика с просьбой о внесении изменений в инвойс. К такому решению пришли быстро, однако сама процедура прохождения пограничного перехода, в целях обеспечения максимально быстрой доставки контейнеров, не предполагает отведение времени на стоянку поезда до выяснения всех вопросов по каждому контейнеру. В результате письмо предоставили, но «Викинг» к тому времени был уже в пути, а следующий попутный поезд пришлось ожидать еще около 3 дней.


    При автомобильной перевозке проблема решалась бы гораздо проще – один телефонный звонок и четкие инструкции водителю, который фактически является представителем перевозчика, – и автомобиль снова в пути.


    Одним из наиболее важных показателей качества перевозки является сохранность груза. Этот показатель во многом зависит от погодных условий, дорожной обстановки и  профессионального мастерства водителя, что теоретически делает риск порчи или утери груза более высоким по сравнению с железнодорожным транспортом. Вместе с тем, Apply Logistic рекомендует при перевозке ценных либо хрупких грузов (музыкальные инструменты, электробытовая техника, аудио и видеоаппаратура, посуда, фарфор и т.д.) отдавать предпочтение автомобильному транспорту, обращая при этом особое внимание на наличие действительного страхового полиса ответственности перевозчика и сумму страхования. Объясняется это тем, что вероятность повредить груз при выполнении сравнительно большого количества погрузочно-разгрузочных операций, а также при сортировке вагонов и формировании железнодорожных составов намного больше, чем утратить товар при автоперевозке.
    Однако, отмечая достоинства автотранспорта, не стоит забывать и о недостатках.


    Существующие на сегодняшний день ограничения максимальной массы и нагрузки на ось не позволяют в ряде случаев использовать для перевозки контейнера автомобильный транспорт. К примеру, 20’ht (heavy tested) контейнеры или стандартные 40-футовые контейнеры обладают грузоподъемностью до 27-28 тонн, а при перевозке тяжелых необъемных грузов (металлы, горные породы, строительные материалы и др.) экономически целесообразно стремиться к максимально высокому коэффициенту использования грузоподъемности контейнера и производить перевозку на железнодорожных платформах. Конечно, следует сказать, что возможность перевозки тяжеловесных грузов автотранспортом существует, но для этого необходимы специальные транспортные средства (трехосные седельные тягачи с небольшой снаряженной массой, которые в парках транспортных компаний встречаются нечасто) и (или) специальное разрешение, на получение которого зачастую уходит намного больше времени, чем на саму перевозку.


    Рассмотрим этот момент в цифрах. Осуществляя поставки гранитного камня, в 20-футовый контейнер загружают до 27 тонн брутто. Масса самого контейнера составляет порядка 2,5 т., массы двухосного тягача и контейнерной площадки – около 10 и 6 т. соответственно. Итого полная масса автопоезда с грузом составляет 45,5 т., что значительно превышает допустимую общую массу транспортного средства, равную 40 т. (согласно Указу Президента Республики Беларусь от 26.11.2010 № 613). В этом случае перевозка автомобильным транспортом совершенно нецелесообразна, т.к. возникают не только дополнительные платежи (высокая стоимость фрахта тягача из-за повышенных нагрузок и износа протекторов шин, плата за превышение допустимой массы), но и волокита с получением специального разрешения на проезд тяжеловесного транспортного средства по дорогам общего пользования.


    Нагрузка на ось часто является ограничителем при перевозке технологического оборудования, когда большая часть массы сконцентрирована в одной части контейнера и не позволяет использовать стандартный автотранспорт.


    В заключении специалисты Apply Logistic дают несколько рекомендаций по организации перевозки контейнеров автомобильным транспортом:
    - во избежание простоев контейнера в порту и штрафов за сверхнормативное хранение позаботьтесь о предварительном фрахтовании транспортного средства;
    - тщательно проверяйте на предмет соответствия данные, указанные в товаросопроводительных документах (коносамент, CMR-накладная, инвойс, упаковочный лист), что в свою очередь поможет исключить ряд вопросов и сэкономить время при прохождении границы и таможенном оформлении груза;
    - при перевозке двух 20-футовых контейнеров общей массой до 21 т., используйте один автопоезд, что позволит сохранить вам никогда не лишние 150 евро.


    Это лишь несколько из большого множества нюансов, которые нужно учитывать при организации перевозки контейнеров. Стоит ли говорить о том, что перед осуществлением поставок необходимо обозначить и тщательно проанализировать все потенциально возможные проблемы при перевозке, наметить пути и способы их решения, а с момента начала перевозки и до полного завершения - постоянно контролировать процесс ее выполнения. В противном случае, стоимость транспортировки может оказаться намного выше стоимости самого груза. Конечно, при решении всех проблем и нюансов в ходе перевозки можно положиться на собственные возможности, знания и умения, получая при этом минимальный экономический эффект и затрачивая кучу времени и нервов. Но как показывает опыт крупнейших игроков рынка товаров и услуг, более целесообразным является передача функций построения и контроля логистической схемы поставок на аутсорсинг надежному 3PL-оператору, что дает возможность не только получить оптимизированную, высокоэффективную систему, но и минимизировать вплоть до полного исключения сбои, которые могут возникнуть при организации перевозочного процесса.

    Автор: Евгений Седой, специалист по мультимодальным контейнерным перевозкам Apply Logistic Operations

    Категория: Транспорт. Экспедирование | Добавил: Greencar (26.01.2012)
    Просмотров: 1053
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Goon Каталог сайтов webgari.com Рейтинг сайтов