На рынке международных автомобильных перевозок грузов в новых
условиях хозяйствования конкуренция приобретает качественно новые черты.
С одной стороны, на фоне повышения стоимости топлива, ужесточения
требований, ограничивающих их габаритные размеры, весовые параметры и
токсичность выхлопных газов повысились требования к качеству
перевозочного процесса, условиям доставки грузов и др. а, с другой,
прослеживается тенденция на снижение размера фрахта за перевозку. Это
обусловлено сложившейся ситуацией на рынке международных автомобильных
перевозок в РБ, а также экономическими и политическими причинами. В
таких условиях снижение затратного механизма перевозок, а значит и
повышение их эффективности является жизненно важной задачей.
С точки зрения кибернетического подхода АТП представляет собой
черный ящик, на входе которого поток денежных средств за транспортные
услуги , а на выходе выручка от реализации транспортных услуг.
Передаточная функция АТП, т.е. соотношение выходных и входных
параметров, в конечном счете, и предопределяет его
конкурентоспособность.
Выходные параметры – выручка от реализации транспортных услуг –
в значительной мере детерминированы внешней экономической средой. На
такие показатели, как спрос на продукцию и равновесная цена, АТП может
влиять в весьма ограниченной степени. В большей степени зависит от АТП
эффективность использования ресурсов, снижение издержек.
Последнее является целью внедрения концепции логистики в
управление АТП.
Традиционная концепция организации основного и вспомогательного
производства АТП включает в себя следующие основные положения:
• использовать подвижной состав большой грузоподъемности без
учета партионности груза и величины его отправки;
• иметь максимально большой запас материальных ресурсов;
• выпуск подвижного состава на линию без достаточно полного
учета организации работы поставщика и потребителя груза и других
возможных участников перевозочного процесса.
Содержание концептуальных положений свидетельствует о том, что
традиционная концепция организации производства наиболее приемлема для
условий "рынка продавца”. Когда спрос на транспортные услуги АТП
превышает предложение - провозные возможности данного предприятия, -
можно с достаточной уверенностью полагать, что провозные возможности
независимо от используемого подвижного состава будут реализованы.
Ситуация меняется с приходом на рынок «диктата» покупателя. Задача
реализации провозных возможностей в условиях конкуренции выходит на
первое место. Непостоянство и непредсказуемость рыночного спроса делает
нецелесообразным создание больших потенциальных провозных возможностей
однотипного подвижного состава. В то же время транспортное предприятие
не имеет права упустить ни одного заказа. Отсюда необходимость в гибких
надежных провозных возможностях, способных быстро отреагировать
производством на возникший спрос.
Логистическая концепция организации основного и
вспомогательного производства АТП включает в себя следующие основные
положения:
• оптимизация запасов материальных ресурсов;
• минимизация времени на выполнение перевозочного процесса;
• минимизация времени на обеспечение технической готовности (на
ТО и ремонт) подвижного состава;
• максимальное сокращение простоя технически исправного
подвижного состава;
• устранение и отказ от нерациональных маршрутов перевозок
грузов;
• минимизация пробега подвижного состава без груза;
• превращение заказчиков на перевозку из противостоящей стороны в
доброжелательных партнеров.
Логистика рассматривает материальное снабжение, производство и
сбыт как единый комплекс, призванный обеспечить выпуск
конкурентоспособной продукции. Применительно к транспортному предприятию
необходимо в едином комплексе рассматривать снабжение, перевозку
грузов, организацию и проведение ТО и ремонта подвижного состава и
реализацию транспортных услуг с целью производства конкурентоспособной
продукции.
Заинтересованность транспортных фирм в увеличении
рентабельности вложенного капитала является действенным мотивом поиска
возможностей оптимизации производства, снабжения, организации и
складирования. В этом случае логистика может выявить важные источники
оптимизации на основе сочетания изменений структуры производства с
необходимыми изменениями методов управления.
Понятие о логистике как сфере деятельности и ее содержательной
стороне дает определение логистики. Логистика (Logistics) - наука о
планировании, организации, контроле и управлении движения материальных и
информационных потоков в пространстве и времени от их первичного
источника до конечного потребителя.
АТП отличает от промышленного предприятия прежде всего его
двойственная роль в функционировании логистических систем. С одной
стороны, АТП является элементом макрологистических систем,
обеспечивающим связь между звеньями логистической цепи (продвижение
материальных потоков), а с другой - АТП - потребитель отдельных
материальных потоков, конечное звено соответствующей логистической цепи.
АТП выступает как внутрипроизводственная логистическая система, в
которой преобразуются входящие материальные потоки (топливо, запасные
части, агрегаты, шины и т.д.) в материальные услуги - транспортные.
Одна из трудностей внедрения логистического подхода состоит в
том, что АТП - «живая» система, функционирующая в условиях
неопределенности и риска. Поддержание надежности этой системы требует
больших материальных и трудовых затрат и определяет величину ряда
логистических показателей (расходы на отправленную единицу продукции;
расходы на тонно-километр перевозимых грузов; загрузку парка
транспортных средств и т.д.). .
В литературе можно встретить множество различных определений
термина «логистика». Чаще всего встречаются такие определения:
производственная, коммерческая и сбытовая, транспортная, информационная
логистика.
Источник: www.belfrost.by
|