Приветствую Вас Гость | RSS

Сегодня Воскресенье, 22.12.2024, 12:59

МЕНЮ САЙТА
Форма входа
Категории раздела
Общие темы по логистике [136]
Транспорт. Экспедирование [168]
ВЭД. Таможня [75]
Склад и закупки [145]
Советы, услуги, сервис [16]
Логисты шутят [10]
О работе (законы, советы) [54]
Друзья сайта
  • Lardi-Trans
  • DELLA
  • MD Office
  • Перевозки
  • Клуб логистов
  • Лобанов-логист
  • Склад законов

  • Либратранс
  • Портал о логистике
  • TradeMaster
  • Новости логистики
  • Новости грузоперевозок




  • Поиск


    Каталог статей


    Главная » Статьи » Транспорт. Экспедирование

    Методология решения транспортных задач на практике
    Если Вы экспор­теры, импортеры товаров, производители либо дистрибюторы товаров, то рано или поздно возникает вопрос, как доставка товаров: как нужный товар необходимого каче­ство в нужном количестве доставить на склад покупателя с минимальными затратами? На сегодняшний день существует множест­во способов решения данной (либо аналогич­ной задачи) на практике.
    Например вопрос доставки товаров можно решить так :
    1)    открою справочник и обзвоню несколь­ко транспортных компаний, чтобы выбрать приемлемый вариант (по цене и срокам дос­тавки);       
    2)вспомню, как я решал эту проблему в прошлый раз и позвоню «старому» партнеру
    3)     мой сосед дядя Ваня (или близкий Дале­кий родственник) купил (одолжил, взял в арен­ду в лизинг) недавно новый (старый не очень старый «Камаз» «Газ» «Иномарку») и навер­няка меня выручит;
    4)  заключу договор на условиях CIP (DDU) — пусть у отправителя болит голова, как доставить товар и т.д.
    В результате может получиться, что:
    1) уйдет масса времени на применения «метода тыка», а ожидаемого результата так и не достигнем, так как необходимо обладать определенными профессиональ­ными навыками для поиска оптимального решения вопроса доставки товаров;
    2)бывший партнер может не работать по необходимому Вам направлению по причине субъективных трудностей (нет визы у водителя,нет «дозволов», нет экспорта импорта на тре­буемом маршруте, нет возможности доставки товаров по Вашим критериям — автомобиль занят гру­зами другого клиента или предлагают более высокий фрахт и т.д.);
    3)  дядя Ваня, в принципе, хороший парень,но не имеет страхового полиса договора арен­ды на автомобиль разрешительных документов. Хорошо, что Вы это сразу обнаружили, а если нет? Товар загружен, транспортное сред­ство арестовано...
    4)  транспортная составляющая так или иначе все равно войдет в цену товара и отра­зиться на стоимости партии.
    При этом, в целомдоставка товаров обойдется дороже, чем если бы Вы нанимали отечественного перевозчика. Что же делать? В реалиях современного бизнеса не для ко­го не секрет, что эффективность процессов доставки товаров  во многом зависит от их органи­зации. Продвижение грузов — процесс слож­ный, многоступенчатый и связан не только с транспортировкой товаров. Само понятие «пе­ревозочный процесс» многолико. Оно во мно­гом определяется тем, о каком виде транспор­та идет речь. Несмотря на объединяющий тер­мин «транспорт», условия функционирования  его отдельных видов достаточно специфичны. Это предопределяет  узкую специализацию в области знаний и практических навыков для каждого из перевозчиков. Профессиональный автомобилист, как правило, недостаточно зна­ком с особенностями перевозок грузов морем, а даже хорошо подготовленный авиатор чаще всего не владеет полностью знаниями в сфере железнодорожного транспорта. Кроме того профессиональные перевозчики отдельных ви­дов транспорта предпочитают не брать на себя исполнение не свойственных им функций. Многочисленная группа фирм — экспорте­ры и импортеры товаров во всех станах ми­ра— также заинтересованы в скорейшем фи­зическом продвижении своей продукции. При этом участник внешнеторговой сделки, на ко­тором лежат обязанности  доставки товаров, должен владеть знаниями о коммерческой эксплуатации отдельных видов транспорта. Продавец или покупатель должен уметь оцени­вать многие факторы: состояние внутренних и международных транспортных и инфраструк­турных рынков, транспортную политику отдель­ных государств и международных союзов, меж­дународное законодательство и национальные нормы отдельных стран, характеристики транс­портных средств, условия и технику транспортных операций и пр. И, кроме того, он должен сам работать с грузом. Как поступить в такой ситу­ации? Создать отдел логистики? Но это требу­ет определенных затрат. Практика успешных мировых брендов до­казывает, что эффективность и качество про­цесса товародвижения от грузоотправителя в одной стране до грузополучателя в другой все в большей степени зависят не только от произ­водителя(в т.ч.экспор­теры, импортеры товаров, дистрибюторы товаров) и перевозчика товара, но и от раз­личного рода хозяйствующих субъектов, со­действующих в осуществлении международ­ных перевозок. Такими посредниками в между­народных транспортных операциях могут быть отдельные лица, специализированные предп­риятия, фирмы, объединения, корпорации, осу­ществляющие разнообразные функции по по­ручению владельца груза при его перемещении с момента подготовки товара к перевозке до момента доставки товаров и сдачи его конкретному потреби­телю. И здесь главное не растеряться в «джунглях» транспортного рынка. Для этого нужно ра­зобраться, кто что делает и за что отвечает. Потому как зачастую сами представители транспортной отрасли не знают кто они, что и зачем делают. На сегодняшний день в структуре постсо­ветского транспортного рынка можно выделить следующие основные группы компаний, пре­доставляющих транспортный сервис;
    1) перевозчики— владельцы транспортных средств;
    2) экспедиционные (транспортно-экспедиционные) компании;
    3) смешанная форма — перевозчики, пы­тающиеся предоставлять экспедиционные услуги;
    4) «случайные» субъекты рынка — компа­нии, для которых транспортный бизнесе не яв­ляется основным, и они могут заниматься им время от времени (чтобы не простаивал собственный автопарк в ожидании собствен­ной загрузки) или в качестве диверсификации основной сферы деятельности компании.
    Деятельность транспортной компании — перевозчика  (которая владеет транспортными средствами) связана с выполнением транспо­ртной работы, т.е. линейного перемещения грузов в пространстве и во времени по задан­ной траектории {т.е. маршруту). Транспортно-экспедиционная компания (ТЭП) (у которой нет на балансе транспортных средств) предостав­ляет именно экспедиционные услуги, т.е. услу­ги, дополнительные к транспортному процессу, но при этом неразрывно с ним связанные. Остановимся подробнее на второй груп­пе. Современный клиент выдвигает новые требования к содержанию понятия «транспортно-экспедиционная деятельность», к каче­ству транспортно-экспедиционной услуги. Сегодня недостаточно просто «найти» авто­мобиль и подтвердить клиенту номера. Смысл деятельности транспортно-экспеди­ционной компании состоит в создании пакета услуг и предоставления клиенту транспортно-экспедиционного сервиса по принципу «чего изволите?» Спрос на исполнение услуг, связанных с транспортным обеспечением внешнеэконо­мической деятельности, породил предложе­ние со стороны фирм, профессионально под­готовленных в указанных выше сферах и го­товых оказывать необходимые услуги. Таким образом, сложились рынки транспортных посреднических услуг как одного из видов международной коммерческой деятельности. Фирмы — транспортные посредники являют­ся профессиональными участниками этих рынков. Такие транспортные фирмы именуются посредниками не только, потому, что свои отношения с грузовладельцами, пере­возчиками, пред приятиями транспортной инфраструктуры и другими они строят на ос­нове договоров поручения и комиссии. Глав­ное заключается в том, что они опосредован­но связывают рынки товарных и транспорт­ных услуг, профессионально владея опытом работы и на тех, и на других. В процессе развития и углубления между­народного разделения труда посреднические функции в товародвижении перестали играть вспомогательный характер и заняли соответ­ствующее их роли и значимое место в повы­шении эффективности и качества доставки товаров, транспорт­ного обеспечения ВЭД и экспорта транспорт­ных услуг. В настоящее время начать и закон­чить товародвижение в международной тор­говле без посредника практически невозмож­но. Формы и методы посреднических услуг постоянно расширяются, постоянно увеличи­вается их объем, меняется их география. Все больше и больше посредничество в области международных   перевозок   приобретает  комплексный интегрированный характер. Та­ким образом, главной причиной появления посреднической деятельности на рынке транспортных услуг является процесс специа­лизации предприятий и одновременная интег­рация субъектов рынка в макроэкономичес­кую систему. Поэтому транспортные посред­ники являются интеграторами макроэкономи­ческих систем, архитекторами хозяйственно-экономических связей между предприятиями. Они являются партнерами, а не конкурентами как грузовладельцев, так и перевозчиков. К сожалению, последняя истина все еще оста­ется теоретической. Экономическая область осуществления ос­новных посреднических операций образуется на стыках между грузовладельцами и перевоз­чиками, грузовладельцами и предприятия не транспортной инфраструктуры, между предп­риятиями транспортной инфраструктуры и пе­ревозчиками. Обычно транспортные посредники не за­нимаются только одним каким-то видом дея­тельности. Принято совмещать агентирова­ние транспортных средств с фрахтовым аген­тированием, хранение — с погрузочно-разгрузочными и стивидорными работами, броке­рскую деятельность — с лизинговыми опера­циями и пр. Однако с учетом возможных последствий результатов совмещения функций для грузов­ладельцев наибольший практический интерес представляет одновременная экспедиторская и агентская деятельность посреднических фирм. Транспортное экспедирование — вид предпринимательской деятельности, которая выполняется в интересах грузовладельца (отп­равителя или получателя, продавца или поку -пателя и др.) и связано с надлежащим исполнением Договора перевозки и сопутствующих эму операций (погрузки, выгрузки, хранения, /паковки, маркировки, транспортного страхо­вания, таможенного оформления и пр.).
    Таким образом, экспедитор должен действовать только в интересах клиента. Наряду с экспедиторским обслуживанием посредники, именуемые экспедиторами, часто берут на себя функции выполнения услуг в ин­тересах перевозчиков. В процессе осущес­твления своей деятельности перевозчики (судоходные компании, железные дороги, автомо­бильные предприятия, авиакомпании, операторы смешанных перевозок) сталкиваются с проблемами, аналогичными которые возника­ют у грузовладельцев. Любые перевозчики хотят иметь посредни­ка, который бы представлял его интересы на территории других стран, на автомобильных гранпереходах, в морских и речных портах, речных и воздушных портах, на пограничных станциях, терминалах и товарных складах. Пе­ревозчики, как правило, сами не имеют возмож­ности обслуживать и следить за состоянием своих транспортных средств в тех местах, где начинаются и заканчиваются маршруты транс­портировки внешнеторговых грузов. Главное для них — обеспечение объемами работ и ус­луг, т.е. поиск клиентов, котировка фрахтовых ставок, обслуживание транспортных средств, заключение договоров перевозок, взимание и прохождение провозных платежей, осущес­твление таможенных формальностей. Транс­портных посредников перевозчики называют агентами. Иногда агентские функции принима­ют на себя экспедиторы. Чаще всего в этих случаях агенты действуют в интересах пере­возчиков, что не мешает им оставаться экспе­диторами и представлять также интересы гру­зовладельцев. Основные условия такого двой­ного сотрудничества -полный нейтралитет «экс­педиторов-агентов» ко всем физическим и юридическим лицам, с которыми они вступают в договорные отношения, и неразглашение коммерческих тайн всех своих клиентов. В системе транспортного посредничества -экспедиторы-агенты» занимают особое место вследствие их специфического положения на рынке транспортных услуг. Это предопределя­ется традиционной для внешнеэкономической деятельности проблемой поиска партнеров -продавцы и покупатели не знают, где им найти надежных перевозчиков, а последние нужда­ются в гарантированных объемах перевозоч­ной работы, т.е. ищут грузовладельцев. Поэто­му обе заинтересованные группы вынуждены обращаться к профессиональным посредни­кам рынка транспортных услуг, чтобы найти друг друга.
    Принципалом экспедитора по договору транспортного экспедирования является грузовладелец (грузоотправитель, грузопо­лучатель), а принципалом агента по догово­ру транспортного агентирования является перевозчик. Главное, что поручает грузовладелец (экспор­теры, импортеры товаров, производители, дистрибюторы товаров) экс­педитору, — найти перевозчика, который бы его устраивал по заданным требованиям, усло­виям и характеристикам для исполнения дого­вора перевозки. Кроме поиска надлежащего перевозчика на экспедитора возлагаются ис­полнение услуг договорного характера и, как правило, иные функции по работе с грузами. Агент же является как бы «экспедитором пере­возчика», основные усилия направляя на рабо­ту по обслуживанию транспортного средства и поиску клиентов. На практике разделение фирм на экспедиторов и агентов весьма услов­но. Экспедиторы- так называют транспортного посредника, который действует в интересах грузовладельца. Однако его же перевозчик будет считать своим транспортным агентом. Таким образом, независимый транспортный посредник «экспедитор-агент» по сути своей является «слугой двух господ»- Фактически он представляет интересы и выполняет требова­ния, связанные с заключением и исполнением договора перевозки груза, как для грузовла­дельца (в рамках договора экспедирования),так и для перевозчика (под юрисдикцией договора агентирования). Двойственное положение «экспедитора-агента» на рынке транспортных услуг может быть устойчивым в том случае, если проявляет нейтралитет по отношению ко всем грузовла­дельцам, перевозчикам и иным транспортным посредникам. Транспортно-экспедиторское обслужива­ние (ТЭО) начинается с момента принятия ре­шения о необходимости или возможности пе­ревозки и заканчивается в момент, когда груз доставлен его конечному потребителю.
    Транспортно-экспедиторское обслужива­ние включает в себя несколько групп ос­новных операций.
    1. Консалтинговые услуги. Операции этой группы предшествуют не только договорным отношениям по перевозке грузов, но и договор­ным отношениям между участниками внешне­торгового контракта купли-продажи. Основные функции транспортно-экспедиторских фирм:
    •   проведение маркетинговых исследова­ний по конъюнктуре транспортных рынков;
    •   консультирование стороны (или сторон)предстоящей внешне торговой сделки с целью разработки транспортных условий до говора купли-продажи, в том числе выбор базисного условия поставки;
    •   определение маршрута перевозки груза, способов доставки товаров, видов транспорта, пунктов перевалки и перегрузки груза;
    •   выбор перевозчиков;
    •   определение стоимости доставки груза и транспортной составляющей в контрактной цене товара;
    •   определение сроков доставки товаров.
    2. Организация и оформление перевозки. Операции этой группы имеют непременным ус­ловием подбор, поиск и нахождение отве­чающих условиям клиента транспортных фирм, а также установление с ними делового контакта.
    Если это условие выполнено, то ос­новные функции транспортно-экспедиторской фирмы:
    •   заключение договоров с участниками пе­ревозочного процесса;
    •   оперативное планирование перевозок(подача заявок на железнодорожные перевозки, согласование дат подачи автотранспортных средств, бронирование мест на морских и воз­душных судах согласование сроков поступле­ния грузов в порт и пр.);
    подготовка транспо­ртных, товаросопроводительных и иных не об­ходимых для перевозочного процесса доку­ментов; заключение со страховой компанией дого­вора транспортного страхования груза и получе­ние от нее необходимых страховых документов
    •   ведение расчетов со всеми участника­ми перевозочного процесса и страховой ком­панией;
    •   заключение договоров по лизингу кон­тейнеров и их практическое получение.
    3.  Подготовка груза к перевозке. Приве­дение груза в транспортабельный вид вклю­чает в себя практические работы по упаковке товара, его затариванию, маркировке, а так­же по укладке товара в контейнеры, укрупне­нию (консолидации) и разукрупнению контей­нерных партий и формированию транспорт­ных пакетов. Требования к указанным oпeра­циям определяются условиями договоров пе­ревозки, перевалки и купли-продажи.
    4.  Таможенное оформление. Оно связано с прохождением внешне торговых грузов че­рез таможенные органы. Таможенная дея­тельность посреднических фирм подлежит лицензированию со стороны таможенных ор­ганов государства. Основная функция транс-портно-экспедиторской фирмы — оформле­ние необходимых таможенных документов, которыми являются:
    - грузовые таможенные декларации;
    -  экспортные и импортные лицензии;
    - сертификаты качества и происхожде­ния товаров;    
    - консульские фактуры (официальное засвидетельствование консулом подлин­ности подписей местных властей на доку­ментах);
    - санитарные, ветеринарные и карантин­ные свидетельства. В ряде стран мира транспортно-экспедиторские фирмы, осуществляющие операции по таможенной очистке товаров для экспорта и импорта, производят и оплату таможен­ных пошлин, налогов и сборов.
    5.  Прием и выдача груза. Транспортно-экспедиторские фирмы взаимодействуют с перевозчиками и предприятиями транспорт­ной инфраструктуры, принимая грузы от од­них и передавая их другим. Забота посредни­ческой фирмы — поддержание внешнего ви­да груза, а в случае необходимости — вызов представителей независимой товарной экс­пертизы и участие в ней с представлением интересов грузовладельца.
    6.  Погрузочно-разгрузочные и стивидорс­кие работы, складские операции. Транспортно-экспедиторская фирма может сама произ­водить погрузочные и перегрузочные работы или привлекать для их  исполнения любые другие профессионально подготовленные компании. Складские операции, такие как складское хранение непосред­ственно связано с транспортировкой груза (в ожидании погрузочных, перегрузочных ра­бот, а также для таможенных целей).
    7.Исково-претензионная работа. Выполняется в случае недоставки груза в пункт наз­начения или его доставки в коммерчески не­исправном состоянии или при нарушении сроков доставки.
    8. Сопровождение и охрана груза и др.
    9. Страхование груза.
    10.  Мониторинг движения грузопотока.
    Естественно,   приведенный   перечень функций транспортно-экспедиторских фирм не является исчерпывающим и может быть дополнен по желанию сторон другими рабо­тами и услугами. Источники доходов транспортно-экспеди­торских фирм - получение оплаты за пре­доставление экспедиторских услуг грузовла­дельцам и получение агентской комиссии от перевозчиков. С грузовладельцем транспортно-экспедиторская фирма обычно строит свои расчетные отношения на основе согла­сованных тарифов. Они могут быть фиксированными за каждую работу или услугу (например, ставка за оформление перево­зочных документов или за сопровождение груза) или выражаться в процентах стоимос­ти работ и услуг, выполняемых другими фир­мами, с которыми грузовладелец попросил установить договорные отношения (напри­мер, 2% величины тарифа хранения груза на городском терминале). Однако основной источник доходов транспортно-экспедиторской фирмы — скид­ка с тарифа, которую предоставляет перевоз­чик за при влечение ему определенного объ­ема груза (так называемая объемная скидка экспедитору). Транспортно-экспедиторские фирмы обладают, конечно, своим набором квалификационных признаков. Если прода­вец товара заключил договор купли-продажи на условиях «CIF Гамбург (с выгрузкой)» с поставкой товара через порт Санкт-Петер­бурга, то ему было бы идеально, чтобы суще­ствовала такая транспортно-экспедиторская фирма, которая бы смогла выполнить полный комплекс работ и услуг, связанных с достав­кой конкретного груза в контейнере, напри­мер железнодорожным транспортом, в порт; с обработкой груза в порту; с доставкой кон­тейнера регулярной линией в Гамбург и с выгрузкой его в этом порту. Фирма должна иметь право осуществлять посредническую деятельность в России и Германии и иметь соответствующий опыт работы. Кроме того, фирма должна взять на себя оформление до­говора транспортного страхования груза. Ми­ровой опыт ведущих западных фирм до­казывает преимущества сотрудничества с ТЭП. По данным опроса трёхсот пятидеся­ти американских фирм разных отраслей с целью изучения участия ТЭП в логистической деятельности грузовладельцев и перс­пектив такого сотрудничества, экспедиторы предоставляют грузовладельцам следую­щие основные виды услуг:
    •   исполнение расчётов с грузополучате­лем (эту функцию передают экспедиторам 70% проанализированных фирм);
    •  Складские операции -складирование  продукции  и сырья (22%);
    •   выбор   самого выгодного   варианта поставки (22%);
    •   согласование с перевозчиком сущест­вующих тарифов (21%);
    •   контроль продвижения грузов (15%);
    •   создание    информационных    систем для хранения и обработки данных (13%);
    •   эксплуатация    подвижного    состава, принадлежащего фирме (11%);
    •   мониторинг       движения       товаропотока (7%);
    •   контроль уровня материальных за­пасов (7%).
    Однако по прогнозам специалистов спрос на услуги ТЭП на Украине будет не­уклонно возрастать, так как в основе дея­тельности ТЭП заложены основные логисти­ческие принципы: максимальное удовлетво­рение требований клиента (будь то экспор­теры, импортеры товаров, производители либо дистрибюторы товаров) путем предостав­ления комплекса необходимых услуг при ми­нимизации общих товаропроизводственных затрат. Именно этот факт является осново­полагающим для отечественных промыш­ленных предприятий, большинство которых, не располагая достаточными материально-финансовыми ресурсами, находятся в кри­зисном состоянии и не могут конкурировать не только на мировом, но и на внутреннем ук­раинском рынке с иностранными фирмами. Поэтому на данном этапе экономического развития рациональным решением данной задачи является дальнейшее развитие рынка транспортно-экспедиционных услуг. Именно ТЭП благодаря комплексному подходу к удовлетворению требований клиента предос­тавляет ему систему услуг, которая позволя­ет предприятию осуществлять экономически эффективное планирование, реализацию и контроль товародвижения по всей логисти­ческой цепи с минимизацией общих издер­жек в отдельных логистических звеньях.

    Источник: http://trademaster.ua/
    Категория: Транспорт. Экспедирование | Добавил: Greencar (19.09.2012)
    Просмотров: 1083
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Goon Каталог сайтов webgari.com Рейтинг сайтов