Если Вы экспортеры, импортеры товаров, производители либо дистрибюторы
товаров, то рано или поздно возникает вопрос, как доставка товаров: как
нужный товар необходимого качество в нужном количестве доставить на
склад покупателя с минимальными затратами?
На сегодняшний день существует множество способов решения данной (либо
аналогичной задачи) на практике. Например вопрос доставки товаров можно
решить так :
1) открою справочник и обзвоню несколько транспортных компаний,
чтобы выбрать приемлемый вариант (по цене и срокам доставки);
2)вспомню, как я решал эту проблему в прошлый раз и позвоню
«старому» партнеру
3) мой сосед дядя Ваня (или близкий Далекий родственник) купил
(одолжил, взял в аренду в лизинг) недавно новый (старый не очень
старый «Камаз» «Газ» «Иномарку») и наверняка меня выручит;
4) заключу договор на условиях CIP (DDU) — пусть у отправителя болит
голова, как доставить товар и т.д.
В результате может получиться, что:
1) уйдет масса времени на применения «метода тыка», а ожидаемого
результата так и не достигнем, так как необходимо обладать определенными
профессиональными навыками для поиска оптимального решения вопроса
доставки товаров;
2)бывший партнер может не работать по необходимому Вам направлению по
причине субъективных трудностей (нет визы у водителя,нет «дозволов», нет
экспорта импорта на требуемом маршруте, нет возможности доставки
товаров по Вашим критериям — автомобиль занят грузами другого клиента
или предлагают более высокий фрахт и т.д.);
3) дядя Ваня, в принципе, хороший парень,но не имеет страхового
полиса договора аренды на автомобиль разрешительных документов.
Хорошо, что Вы это сразу обнаружили, а если нет? Товар загружен,
транспортное средство арестовано...
4) транспортная составляющая так или иначе все равно войдет в цену
товара и отразиться на стоимости партии. При этом, в целомдоставка
товаров обойдется дороже, чем если бы Вы нанимали отечественного
перевозчика.
Что же делать?
В реалиях современного бизнеса не для кого не секрет, что эффективность
процессов доставки товаров во многом зависит от их организации.
Продвижение грузов — процесс сложный, многоступенчатый и связан не
только с транспортировкой товаров. Само понятие «перевозочный процесс»
многолико. Оно во многом определяется тем, о каком виде транспорта
идет речь. Несмотря на объединяющий термин «транспорт», условия
функционирования его отдельных видов достаточно специфичны. Это
предопределяет узкую специализацию в области знаний и практических
навыков для каждого из перевозчиков. Профессиональный автомобилист, как
правило, недостаточно знаком с особенностями перевозок грузов морем, а
даже хорошо подготовленный авиатор чаще всего не владеет полностью
знаниями в сфере железнодорожного транспорта. Кроме того
профессиональные перевозчики отдельных видов транспорта предпочитают не
брать на себя исполнение не свойственных им функций.
Многочисленная группа фирм — экспортеры и импортеры товаров во всех
станах мира— также заинтересованы в скорейшем физическом продвижении
своей продукции. При этом участник внешнеторговой сделки, на котором
лежат обязанности доставки товаров, должен владеть знаниями о
коммерческой эксплуатации отдельных видов транспорта. Продавец или
покупатель должен уметь оценивать многие факторы: состояние внутренних и
международных транспортных и инфраструктурных рынков, транспортную
политику отдельных государств и международных союзов, международное
законодательство и национальные нормы отдельных стран, характеристики
транспортных средств, условия и технику транспортных операций и пр. И,
кроме того, он должен сам работать с грузом. Как поступить в такой
ситуации? Создать отдел логистики? Но это требует определенных затрат.
Практика успешных мировых брендов доказывает, что эффективность и
качество процесса товародвижения от грузоотправителя в одной стране до
грузополучателя в другой все в большей степени зависят не только от
производителя(в т.ч.экспортеры, импортеры товаров, дистрибюторы
товаров) и перевозчика товара, но и от различного рода хозяйствующих
субъектов, содействующих в осуществлении международных перевозок.
Такими посредниками в международных транспортных операциях могут быть
отдельные лица, специализированные предприятия, фирмы, объединения,
корпорации, осуществляющие разнообразные функции по поручению
владельца груза при его перемещении с момента подготовки товара к
перевозке до момента доставки товаров и сдачи его конкретному
потребителю.
И здесь главное не растеряться в «джунглях» транспортного рынка. Для
этого нужно разобраться, кто что делает и за что отвечает. Потому как
зачастую сами представители транспортной отрасли не знают кто они, что и
зачем делают.
На сегодняшний день в структуре постсоветского транспортного рынка
можно выделить следующие основные группы компаний, предоставляющих
транспортный сервис;
1) перевозчики— владельцы транспортных средств;
2) экспедиционные (транспортно-экспедиционные) компании;
3) смешанная форма — перевозчики, пытающиеся предоставлять
экспедиционные услуги;
4) «случайные» субъекты рынка — компании, для которых транспортный
бизнесе не является основным, и они могут заниматься им время от
времени (чтобы не простаивал собственный автопарк в ожидании
собственной загрузки) или в качестве диверсификации основной сферы
деятельности компании.
Деятельность транспортной компании — перевозчика (которая владеет
транспортными средствами) связана с выполнением транспортной работы,
т.е. линейного перемещения грузов в пространстве и во времени по
заданной траектории {т.е. маршруту). Транспортно-экспедиционная
компания (ТЭП) (у которой нет на балансе транспортных средств)
предоставляет именно экспедиционные услуги, т.е. услуги,
дополнительные к транспортному процессу, но при этом неразрывно с ним
связанные.
Остановимся подробнее на второй группе. Современный клиент выдвигает
новые требования к содержанию понятия «транспортно-экспедиционная
деятельность», к качеству транспортно-экспедиционной услуги. Сегодня
недостаточно просто «найти» автомобиль и подтвердить клиенту номера.
Смысл деятельности транспортно-экспедиционной компании состоит в
создании пакета услуг и предоставления клиенту
транспортно-экспедиционного сервиса по принципу «чего изволите?»
Спрос на исполнение услуг, связанных с транспортным обеспечением
внешнеэкономической деятельности, породил предложение со стороны фирм,
профессионально подготовленных в указанных выше сферах и готовых
оказывать необходимые услуги. Таким образом, сложились рынки
транспортных посреднических услуг как одного из видов международной
коммерческой деятельности. Фирмы — транспортные посредники являются
профессиональными участниками этих рынков. Такие транспортные фирмы
именуются посредниками не только, потому, что свои отношения с
грузовладельцами, перевозчиками, пред приятиями транспортной
инфраструктуры и другими они строят на основе договоров поручения и
комиссии. Главное заключается в том, что они опосредованно связывают
рынки товарных и транспортных услуг, профессионально владея опытом
работы и на тех, и на других.
В процессе развития и углубления международного разделения труда
посреднические функции в товародвижении перестали играть вспомогательный
характер и заняли соответствующее их роли и значимое место в
повышении эффективности и качества доставки товаров, транспортного
обеспечения ВЭД и экспорта транспортных услуг. В настоящее время начать
и закончить товародвижение в международной торговле без посредника
практически невозможно. Формы и методы посреднических услуг постоянно
расширяются, постоянно увеличивается их объем, меняется их география.
Все больше и больше посредничество в области международных перевозок
приобретает комплексный интегрированный характер. Таким образом,
главной причиной появления посреднической деятельности на рынке
транспортных услуг является процесс специализации предприятий и
одновременная интеграция субъектов рынка в макроэкономическую систему.
Поэтому транспортные посредники являются интеграторами
макроэкономических систем, архитекторами хозяйственно-экономических
связей между предприятиями. Они являются партнерами, а не конкурентами
как грузовладельцев, так и перевозчиков. К сожалению, последняя истина
все еще остается теоретической.
Экономическая область осуществления основных посреднических операций
образуется на стыках между грузовладельцами и перевозчиками,
грузовладельцами и предприятия не транспортной инфраструктуры, между
предприятиями транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Обычно транспортные посредники не занимаются только одним каким-то
видом деятельности. Принято совмещать агентирование транспортных
средств с фрахтовым агентированием, хранение — с
погрузочно-разгрузочными и стивидорными работами, брокерскую
деятельность — с лизинговыми операциями и пр.
Однако с учетом возможных последствий результатов совмещения функций для
грузовладельцев наибольший практический интерес представляет
одновременная экспедиторская и агентская деятельность посреднических
фирм. Транспортное экспедирование — вид предпринимательской
деятельности, которая выполняется в интересах грузовладельца
(отправителя или получателя, продавца или поку -пателя и др.) и связано
с надлежащим исполнением Договора перевозки и сопутствующих эму
операций (погрузки, выгрузки, хранения, /паковки, маркировки,
транспортного страхования, таможенного оформления и пр.). Таким
образом, экспедитор должен действовать только в интересах клиента.
Наряду с экспедиторским обслуживанием посредники, именуемые
экспедиторами, часто берут на себя функции выполнения услуг в интересах
перевозчиков. В процессе осуществления своей деятельности перевозчики
(судоходные компании, железные дороги, автомобильные предприятия,
авиакомпании, операторы смешанных перевозок) сталкиваются с проблемами,
аналогичными которые возникают у грузовладельцев.
Любые перевозчики хотят иметь посредника, который бы представлял его
интересы на территории других стран, на автомобильных гранпереходах, в
морских и речных портах, речных и воздушных портах, на пограничных
станциях, терминалах и товарных складах. Перевозчики, как правило, сами
не имеют возможности обслуживать и следить за состоянием своих
транспортных средств в тех местах, где начинаются и заканчиваются
маршруты транспортировки внешнеторговых грузов. Главное для них —
обеспечение объемами работ и услуг, т.е. поиск клиентов, котировка
фрахтовых ставок, обслуживание транспортных средств, заключение
договоров перевозок, взимание и прохождение провозных платежей,
осуществление таможенных формальностей. Транспортных посредников
перевозчики называют агентами. Иногда агентские функции принимают на
себя экспедиторы. Чаще всего в этих случаях агенты действуют в интересах
перевозчиков, что не мешает им оставаться экспедиторами и
представлять также интересы грузовладельцев. Основные условия такого
двойного сотрудничества -полный нейтралитет «экспедиторов-агентов» ко
всем физическим и юридическим лицам, с которыми они вступают в
договорные отношения, и неразглашение коммерческих тайн всех своих
клиентов.
В системе транспортного посредничества -экспедиторы-агенты» занимают
особое место вследствие их специфического положения на рынке
транспортных услуг. Это предопределяется традиционной для
внешнеэкономической деятельности проблемой поиска партнеров -продавцы и
покупатели не знают, где им найти надежных перевозчиков, а последние
нуждаются в гарантированных объемах перевозочной работы, т.е. ищут
грузовладельцев. Поэтому обе заинтересованные группы вынуждены
обращаться к профессиональным посредникам рынка транспортных услуг,
чтобы найти друг друга.
Принципалом экспедитора по договору транспортного экспедирования
является грузовладелец (грузоотправитель, грузополучатель), а
принципалом агента по договору транспортного агентирования является
перевозчик.
Главное, что поручает грузовладелец (экспортеры, импортеры товаров,
производители, дистрибюторы товаров) экспедитору, — найти перевозчика,
который бы его устраивал по заданным требованиям, условиям и
характеристикам для исполнения договора перевозки. Кроме поиска
надлежащего перевозчика на экспедитора возлагаются исполнение услуг
договорного характера и, как правило, иные функции по работе с грузами.
Агент же является как бы «экспедитором перевозчика», основные усилия
направляя на работу по обслуживанию транспортного средства и поиску
клиентов. На практике разделение фирм на экспедиторов и агентов весьма
условно. Экспедиторы- так называют транспортного посредника, который
действует в интересах грузовладельца. Однако его же перевозчик будет
считать своим транспортным агентом. Таким образом, независимый
транспортный посредник «экспедитор-агент» по сути своей является «слугой
двух господ»- Фактически он представляет интересы и выполняет
требования, связанные с заключением и исполнением договора перевозки
груза, как для грузовладельца (в рамках договора экспедирования),так и
для перевозчика (под юрисдикцией договора агентирования).
Двойственное положение «экспедитора-агента» на рынке транспортных услуг
может быть устойчивым в том случае, если проявляет нейтралитет по
отношению ко всем грузовладельцам, перевозчикам и иным транспортным
посредникам.
Транспортно-экспедиторское обслуживание (ТЭО) начинается с момента
принятия решения о необходимости или возможности перевозки и
заканчивается в момент, когда груз доставлен его конечному потребителю. Транспортно-экспедиторское обслуживание включает в себя несколько групп
основных операций.
1. Консалтинговые услуги. Операции этой группы предшествуют не только
договорным отношениям по перевозке грузов, но и договорным отношениям
между участниками внешнеторгового контракта купли-продажи. Основные
функции транспортно-экспедиторских фирм:
• проведение маркетинговых исследований по конъюнктуре транспортных
рынков;
• консультирование стороны (или сторон)предстоящей внешне торговой
сделки с целью разработки транспортных условий до говора купли-продажи, в
том числе выбор базисного условия поставки;
• определение маршрута перевозки груза, способов доставки товаров,
видов транспорта, пунктов перевалки и перегрузки груза;
• выбор перевозчиков;
• определение стоимости доставки груза и транспортной составляющей в
контрактной цене товара;
• определение сроков доставки товаров.
2. Организация и оформление перевозки. Операции этой группы имеют
непременным условием подбор, поиск и нахождение отвечающих условиям
клиента транспортных фирм, а также установление с ними делового
контакта. Если это условие выполнено, то основные функции
транспортно-экспедиторской фирмы:
• заключение договоров с участниками перевозочного процесса;
• оперативное планирование перевозок(подача заявок на железнодорожные
перевозки, согласование дат подачи автотранспортных средств,
бронирование мест на морских и воздушных судах согласование сроков
поступления грузов в порт и пр.); • подготовка транспортных,
товаросопроводительных и иных не обходимых для перевозочного процесса
документов;
заключение со страховой компанией договора транспортного страхования
груза и получение от нее необходимых страховых документов
• ведение расчетов со всеми участниками перевозочного процесса и
страховой компанией;
• заключение договоров по лизингу контейнеров и их практическое
получение.
3. Подготовка груза к перевозке. Приведение груза в транспортабельный
вид включает в себя практические работы по упаковке товара, его
затариванию, маркировке, а также по укладке товара в контейнеры,
укрупнению (консолидации) и разукрупнению контейнерных партий и
формированию транспортных пакетов. Требования к указанным oпeрациям
определяются условиями договоров перевозки, перевалки и купли-продажи.
4. Таможенное оформление. Оно связано с прохождением внешне торговых
грузов через таможенные органы. Таможенная деятельность посреднических
фирм подлежит лицензированию со стороны таможенных органов
государства. Основная функция транс-портно-экспедиторской фирмы —
оформление необходимых таможенных документов, которыми являются:
- грузовые таможенные декларации;
- экспортные и импортные лицензии;
- сертификаты качества и происхождения товаров;
- консульские фактуры (официальное засвидетельствование консулом
подлинности подписей местных властей на документах);
- санитарные, ветеринарные и карантинные свидетельства.
В ряде стран мира транспортно-экспедиторские фирмы, осуществляющие
операции по таможенной очистке товаров для экспорта и импорта,
производят и оплату таможенных пошлин, налогов и сборов.
5. Прием и выдача груза. Транспортно-экспедиторские фирмы
взаимодействуют с перевозчиками и предприятиями транспортной
инфраструктуры, принимая грузы от одних и передавая их другим. Забота
посреднической фирмы — поддержание внешнего вида груза, а в случае
необходимости — вызов представителей независимой товарной экспертизы и
участие в ней с представлением интересов грузовладельца.
6. Погрузочно-разгрузочные и стивидорские работы, складские операции.
Транспортно-экспедиторская фирма может сама производить погрузочные и
перегрузочные работы или привлекать для их исполнения любые другие
профессионально подготовленные компании. Складские операции, такие как
складское хранение непосредственно связано с транспортировкой груза (в
ожидании погрузочных, перегрузочных работ, а также для таможенных
целей). 7.Исково-претензионная работа. Выполняется в случае недоставки груза в
пункт назначения или его доставки в коммерчески неисправном состоянии
или при нарушении сроков доставки.
8. Сопровождение и охрана груза и др. 9. Страхование груза.
10. Мониторинг движения грузопотока. Естественно, приведенный
перечень функций транспортно-экспедиторских фирм не является
исчерпывающим и может быть дополнен по желанию сторон другими работами и
услугами.
Источники доходов транспортно-экспедиторских фирм - получение оплаты за
предоставление экспедиторских услуг грузовладельцам и получение
агентской комиссии от перевозчиков. С грузовладельцем
транспортно-экспедиторская фирма обычно строит свои расчетные
отношения на основе согласованных тарифов. Они могут быть
фиксированными за каждую работу или услугу (например, ставка за
оформление перевозочных документов или за сопровождение груза) или
выражаться в процентах стоимости работ и услуг, выполняемых другими
фирмами, с которыми грузовладелец попросил установить договорные
отношения (например, 2% величины тарифа хранения груза на городском
терминале).
Однако основной источник доходов транспортно-экспедиторской фирмы —
скидка с тарифа, которую предоставляет перевозчик за при влечение ему
определенного объема груза (так называемая объемная скидка
экспедитору).
Транспортно-экспедиторские фирмы обладают, конечно, своим набором
квалификационных признаков. Если продавец товара заключил договор
купли-продажи на условиях «CIF Гамбург (с выгрузкой)» с поставкой товара
через порт Санкт-Петербурга, то ему было бы идеально, чтобы
существовала такая транспортно-экспедиторская фирма, которая бы смогла
выполнить полный комплекс работ и услуг, связанных с доставкой
конкретного груза в контейнере, например железнодорожным транспортом, в
порт; с обработкой груза в порту; с доставкой контейнера регулярной
линией в Гамбург и с выгрузкой его в этом порту. Фирма должна иметь
право осуществлять посредническую деятельность в России и Германии и
иметь соответствующий опыт работы. Кроме того, фирма должна взять на
себя оформление договора транспортного страхования груза. Мировой опыт
ведущих западных фирм доказывает преимущества сотрудничества с ТЭП. По
данным опроса трёхсот пятидесяти американских фирм разных отраслей с
целью изучения участия ТЭП в логистической деятельности грузовладельцев и
перспектив такого сотрудничества, экспедиторы предоставляют
грузовладельцам следующие основные виды услуг:
• исполнение расчётов с грузополучателем (эту функцию передают
экспедиторам 70% проанализированных фирм);
• Складские операции -складирование продукции и сырья (22%);
• выбор самого выгодного варианта поставки (22%);
• согласование с перевозчиком существующих тарифов (21%);
• контроль продвижения грузов (15%);
• создание информационных систем для хранения и обработки данных
(13%); • эксплуатация подвижного состава, принадлежащего фирме (11%);
• мониторинг движения товаропотока (7%);
• контроль уровня материальных запасов (7%).
Однако по прогнозам специалистов спрос на услуги ТЭП на Украине будет
неуклонно возрастать, так как в основе деятельности ТЭП заложены
основные логистические принципы: максимальное удовлетворение
требований клиента (будь то экспортеры, импортеры товаров,
производители либо дистрибюторы товаров) путем предоставления комплекса
необходимых услуг при минимизации общих товаропроизводственных затрат.
Именно этот факт является основополагающим для отечественных
промышленных предприятий, большинство которых, не располагая
достаточными материально-финансовыми ресурсами, находятся в кризисном
состоянии и не могут конкурировать не только на мировом, но и на
внутреннем украинском рынке с иностранными фирмами. Поэтому на данном
этапе экономического развития рациональным решением данной задачи
является дальнейшее развитие рынка транспортно-экспедиционных услуг.
Именно ТЭП благодаря комплексному подходу к удовлетворению требований
клиента предоставляет ему систему услуг, которая позволяет предприятию
осуществлять экономически эффективное планирование, реализацию и
контроль товародвижения по всей логистической цепи с минимизацией общих
издержек в отдельных логистических звеньях.
Источник: http://trademaster.ua/
|