Особенно часто такая проблема возникает, когда совершено хищение из
вагона или контейнера без повреждения пломбы. В таком случае
приемосдатчик РЖД, вызванный на выгрузку вагона, не принимает в ней
участия и не подписывает коммерческий акт - необходимый документ для
предъявления претензии!
Наличие "подводных камней" в договорах страхования так же, как и
употребление обобщенных понятий (например, "и другие документы"),
позволяет страховым компаниям уходить от ответственности и выплаты
страховых возмещений.
Примеры из жизни. Логистическая компания осуществляла
железнодорожную контейнерную доставку продукции одной из фирм. В
процессегрузопревозки со
склада грузовладельца до железнодорожной станции водитель
контейнеровоза совершил хищение, причем пломба на контейнере осталась
неповрежденной. Факт хищения документально подтвержден следственными
органами, возбуждено уголовное дело, виновные задержаны и преданы суду.
Тем не менее страховая компания не возместила ущерб, мотивируя отказ
тем, что пломба на контейнере осталась ненарушенной. Казалось бы, факт
кражи доказан, оговорен условиями страхового договора. Однако для
страховщика он оказался неубедительным.
Другой пример. Мошенническим путем по поддельным документам угнан
трак при доставке груза из Санкт-Петербурга в Москву. Естественно, что
ни о каких провозных документах, оригиналы которых следовало представить
в страховую компанию, и речи быть не могло. К тому же факт возбуждения
уголовного дела - что и было сделано - не является для страховой
компании доказательством того, что совершена кража. При этом названные
организации обычно пеняют на то, что документы оформлены ненадлежащим
образом. А как надо оформить бумаги надлежащим образом, то есть так,
чтобы они удовлетворяли требованиям страховой компании, - остается
тайной. Более того, факт совершения кражи вправе подтвердить только суд,
а следовательно, и вопрос о страховом возмещении рассматривают только
после решения суда.
Приведем еще один пример "неправильного оформления документов". В
случае брака необходимо оформить акт приемки груза в соответствии с
"действующим законодательством". Никто не отменял инструкции по приемке
грузов по количеству и качеству (формы П-6 и П-7). Так, из них следует,
что на упомянутых актах должны стоять подписи представителей
грузополучателя, транспортной компании и "народного представителя" с
удостоверением его полномочий, выданным не позднее двух месяцев с
момента принятия груза. Тем самым две подписи на акте приемки вместо
трех - это неправильно оформленный документ! Таким образом, чтобы в
дальнейшем избегать конфликтных ситуаций с той или иной страховой
компанией, при заключении договоров необходимо требовать от страховщика
образцы документов (их содержание и форму), которые удовлетворяли бы
требованиям страховой компании.
Часто страховые компании закладывают "мины замедленного действия"
в свои договора, вследствие чего невозможно выполнить обозначенные в
них условия. К примеру, в одном из пунктов договора страхования
экспедиторской ответственности логистической компании написано: "Договор
вступает в силу с момента подписания и получения страховщиком первого
платежа". Другой пункт данного документа фиксировал положение: "Первый
платеж необходимо перечислить в течение пяти календарных суток с момента
подписания". После подписания договора счет на первый платеж отправили в
логистическую компанию на седьмые сутки, и договор якобы вступил в
силу. Затем в течение полугода логистическая компания регулярно вносила
ежемесячные страховые платежи. Когда же наступило событие, объективно
являющееся по всем параметрам страховым случаем, страховщики прислали
уведомление о том, что договор в силу не вступил по причине позднего
перечисления первого платежа!
Как видно из приведенных выше примеров сотрудничества со
страховыми компаниями, основная цель некоторых из них - не оказание
помощи своему договорному партнеру, а получение страховой премии и
стремление всеми способами избежать страхового возмещения. Конечно же, в
договоре страхования в статье о разрешении споров указано, что в
различных конфликтных ситуациях следует обращаться в арбитражный суд.
Это, безусловно, надо делать, но необходимо помнить следующее.
Первое. Зачем экспедиторской производственной компании иметь
партнера, с которым априори придется судиться? Ведь смысл деятельности
логистической компании - оказание качественных услуг клиенту, а не
выяснение отношений со страховщиком.
Второе. Современное ведение бизнеса, особенно с дистрибьюторами
крупных иностранных компаний и с частными предпринимателями, не
позволяет идеально выполнять требования всех инструкций и различных
подзаконных актов в оформлении документации, сопровождающей процесс
экспедирования. Однако это не служит аргументом для объективного решения
арбитражным судом спорных вопросов, возникающих между страховщиком и
страхователем. Суд строго следует статье закона, и если нет надлежаще
оформленного документа, то и страхового события нет.
Таким образом, практика
показывает, что:
- при наступлении страхового случая по факту страхования
экспедиторской ответственности, связанного с хищением груза на сумму
порядка нескольких миллионов рублей и более либо мошенническим путем,
либо путем разбойного нападения, отдельные страховые компании стремятся
ущерб не возмещать;
- договор страхования вступает в силу только после зачисления
страховой премии, выплаченной страхователем на счет страховщика
независимо от того, что обещают страховые агенты;
- рассмотрение спора в арбитражном суде не означает, что он
вынесет положительное решение в пользу логистической компании даже при
очевидности и обоснованности факта хищения груза, но влечет за собой
судебные издержки.
Как показывает практика сотрудничества с отдельными страховыми
компаниями, если наступил страховой случай, связанный с хищением груза,
логистическая компания полностью становится заложником обстоятельств,
поскольку:
- обязана компенсировать клиенту ущерб на сумму похищенного;
- заплатит страховую премию страховой компании и не получит
страхового возмещения;
- в случае передачи спора на рассмотрение арбитражного суда
должна оплатить судебные издержки без каких?либо предпосылок на их
компенсацию.
Закономерно возникает вопрос: а нужно ли вообще страховать
экспедиторскую ответственность в страховых компаниях? Ответить
однозначно отрицательно, имея в виду все случаи экспедиторской
деятельности, наверное, было бы неверно. Однако при осуществлении
автомобильных и железнодорожных перевозок по территории России (за
исключением горячих точек), вероятно, и целесообразно отказаться от их
услуг. Практика показывает, что, как только вопрос касается конкретики,
агенты страховых компаний, агрессивно предлагающие страховать
экспедиторскую ответственность, исчезают.
В то же время, учитывая современную криминальную
действительность, не страховать экспедиторскую ответственность нельзя. И
здесь весьма полезны, на наш взгляд, некоммерческие общества взаимного
страхования. Их деятельность и условия организации регламентированы ГК
РФ. Группы экспедиторских, транспортных или холдинговых структур могли
бы объединить свои финансовые усилия для создания сообщества, целью
деятельности которого стала бы компенсация ущерба клиентам
грузоперевозчиков, являющихся его учредителями.
Общества взаимного страхования осуществляют страхование
ответственности своих членов. Страховые премии собирают среди
ограниченного круга лиц - членов общества и расходуют на страховые
выплаты им же, что обычно оговорено в уставе данной организации.
Основанием возникновения обязательства по страхованию выступает сам факт
членства в названном обществе. В таком случае отпадает необходимость
необоснованно выплачивать страховые премии страховым компаниям, а
судебные и моральные издержки, само собой, исключены.