У
складов выстроилась очередь. Бурный рост розничной торговли и
строительства, а также развитие малого и среднего бизнеса, наблюдавшиеся
в минувшем году, повысили спрос на перевозки сборных грузов. По мнению
экспертов, рынок этих услуг стоит на пороге качественных перемен.
Рынок сборных межгородских
грузоперевозок начал развиваться в России в середине 1990-х гг.
Интересно, что пионером в оказании этой услуги стала не Москва, а
регионы. Тон на первых порах задавали компании из Владивостока,
Иркутска, Новосибирска. Например, один из лидеров рынка — «Автотрейдинг»
начал свой бизнес с челябинской автобазы. Затем компания выросла и
«переехала» с Южного Урала в Москву. Сейчас российский рынок, по
признанию его игроков, находится в зачаточном состоянии и построен по
принципу пирамиды.
Черное и белое
В ее основании — несколько десятков
тысяч малых компаний и индивидуальных предпринимателей с парком от 4 до
10 машин, находящихся в собственности или приобретенных по лизингу.
Большая часть их грузов — товары народного потребления, которые они
возят по заказу постоянных клиентов. «Самостоятельная доставка посылок и
грузов весом менее, чем грузоподъемность машины, для грузовладельцев
просто нерентабельна. Ведь им придется отправить груз отдельным
автомобилем, оплатив его полную стоимость и скорее всего — кругорейс», —
объясняет Сергей Круглов, гендиректор группы компаний Armadillo (DPD в
России. DPD — бренд большинства компаний холдинга GeoPost, в состав
которого входит ГК Armadillo). Проще обратиться к профессиональным
перевозчикам. Например, так поступила афганская диаспора, основной
заказчик перевозок ширпотреба и компьютеров из столицы в Самару.
Мелкие компании работают с
фирмами-диспетчерами, которые являются второй ступенью пирамиды.
Диспетчеры обычно имеют собственный парк от 10 до 40 машин, но могут
обходиться и без собственного парка. Самые прибыльные заказы
фирма-диспетчер перевозит своими машинами, а что попроще отдает мелким
компаниям и получает комиссионные как посредник. Мелкие фирмы, в свою
очередь, могут нанимать частников с машинами. Напрямую диспетчеры с
частниками работают неохотно.
Периодически на рынке происходят
скандалы с криминальным оттенком. Последняя громкая история произошла
три года назад в Московской области. Тогда в течение недели пропали
вместе с грузом 15 машин. Как выяснили потом оперативники, все
автомобили исчезли после первых платежей по лизингу. С той поры
диспетчеры стали строже проверять благонадежность подрядчиков.
Подсчитать точное количество
участников рынка не представляется возможным, поскольку более половины
игроков рынка автомобильных перевозок находится в теневом секторе
экономики и работает, как правило, только за черный нал: по системе
«отвез — получил». Иначе мелкие компании не выживут. Клиенты также
довольны — перевозки обходятся им дешевле и без бюрократии. Пока
основными потребителями и заказчиками являются частные лица. Объем
перевозок по заказу ритейлеров невысок.
Последней ступенью пирамиды являются
крупные операторы, которые работают по серым и белым схемам. Они
стремятся совершенствовать свой сервис, работают с НДС и формируют тем
самым цивилизованный транспортно-логистический рынок. «Сейчас все
обеляются. Вести бизнес по серым схемам стало невыгодно», — говорит
директор по маркетингу Первой экспедиционной компании (ПЭК) Сергей
Тарасенко.
Зачастую операторы не ограничивается
только перевозками, а стремятся предоставить клиенту полный набор услуг —
«от таможни до магазина». DPD в России, к примеру, оказывает услуги по
технологии экспресс-экспедирования: организует сбор, сортировку,
группировку и совместную доставку грузов различных весовых категорий и
габаритов со всеми основными атрибутами экспресс-доставки и
дополнительным сервисом (возможность отслеживания статуса доставки,
доставка от двери до двери). Прямые перевозчики соперничают между собой
на тендерах, организуемых крупными заказчиками. В случае победы часть
работы они могут отдать фирмам-диспетчерам.
Наиболее крупными компаниями
считаются DHL, UPS, TNT, СПСР, «ГарантПост», «СитиЭкспресс», «Пони
Экспресс», «Грузовозофф», «Автотрейдинг», «Байкал-Сервис», DPD
(Armadillo), ПЭК, «Доставкин» и STS Logistics. Качественная работа в
этом секторе бизнеса требует от них широкой географии охвата, свободных
столичных и региональных складских площадей для консолидации и
расконсолидации грузов и значительных капиталовложений. «Входной билет в
настоящее время обойдется в десятки миллионов долларов», — считает
Сергей Тарасенко. Однако игра стоит свеч.
Как объяснил один из игроков на
условиях анонимности, три года назад, например, себестоимость перевозки
20-футового контейнера (24 куб. м, вес — до 18 т) из Йокогамы через порт
Находка в Москву составляла около $3000. Клиенту перевозка обходилась в
$3800, т. е. оператор получал чистую прибыль в $800. Совокупная цена за
перевозку сборных грузов этим же маршрутом в этом же контейнере
составляла уже $12 000. Таким образом, работать с консолидированными
грузами гораздо выгоднее. Тем более что на современном этапе развития
логистического сервиса эта услуга особенно востребована клиентами.
Все больше компаний отдают свои
логистические функции на аутсорсинг крупным транспортно-логистическим
компаниям, которые сотрудничают на основе открытых финансовых схем. Это,
в свою очередь, побуждает клиентов отказываться от использования
черного нала при организации логистики в компании.
Российская специфика
На российском рынке присутствует
огромное количество небольших нишевых игроков, которые предлагают
простейший сервис доставки из пункта А в пункт B c минимумом или полным
отсутствием дополнительных сервисов. Специфика рынка сборных грузов
заключается в том, что доставка используется не для всех видов товаров.
Компании могут специализироваться на перевозке компьютеров, офисной
техники, электронных компонентов, автозапчастей, телекоммуникационных
товаров, промышленного и медицинского оборудования, бытовой
электротехники, аудио- и видеотехники, обуви, одежды и т. п.
Компании делятся не только по видам
перевозимых сборных грузов, но и по грузовым единицам. Например, UPS и
DHL специализируются на экспресс- доставках (до 31,5 кг), а FML — на
крупных сборных грузах (паллетах). Отличаются и тактика ведения бизнеса.
Кто-то работает со всеми заказчиками, а есть компании, которые идут
строго за интересами глобальных ритейлеров. Например, за Metro всегда
следует Schenker, за Auchan — FM Lоgistic.
Источник: http://www.transmap.ru/
|