Правила перевозки крупногабаритных и негабаритных грузов
Перевозка негабаритных грузов автомобильным транспортом регулируется
Правилами дорожного движения, являющимися обязательными для всех - и для
перевозчиков негабарита, и для водителей любых других транспортных
средств. И только уже потом негабаритные перевозки регулируются особыми
правилами перевозки тяжеловесных и опасных грузов. Перевозка
тяжеловесных грузов требует повышенного внимания в распределению
нагрузок на оси транспортного средства. Нагрузки на оси при перевозке
негабаритного груза должны распределяться таким образом, чтобы не
превышать установленные изготовителем транспортного средства предельные
величины. При перевозке тяжеловесных грузов, масса полуприцепа должна
соответствовать техническим нормативам, установленным заводом –
изготовителем. Но и этого недостаточно, так как во время начала
перевозки, и в ходе самой перевозки негабаритных грузов, водитель должен
постоянно контролировать расположение, качество крепления, фиксации
негабаритного груза, а также его общее состояние. Водитель обязан
проявлять бдительность во избежание падения перевозимого негабаритного
груза, а также следить за тем, чтобы не создать помех движению
собственного транспортного средства, а также прочим участникам дорожного
движения. Особенности перевозки крупногабаритных и
негабаритных грузов Перевозка негабаритных грузов
допускается если: а) негабаритный груз никак не ограничивает
водителю обзор б) негабарит не понижает устойчивости транспортного
средства и не препятствует управлению им в) перевозимый
негабаритный груз не закрывает наружные осветительные устройства, прочие
световые приборы и светоотражатели, опознавательные знаки, знаки
регистрации ТС в ГИБДД, не мешает восприятию и пониманию сигналов,
подаваемых водителю рукой г) негабаритный груз не создает шум, не
поднимает пыль, не оказывает загрязняющего эффекта на окружающую среду в
целом и проезжую часть в частности Если состояние при перевозке
крупногабаритных грузов не соответствует приведенным требованиям, то
водитель обязан принять меры к устранению нарушений перечисленных
правил, либо прекратить движение. Груз, выступающий за габариты
транспортного средства спереди и сзади более чем на 1 м или сбоку более
чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен
опознавательными знаками такими как «Крупногабаритный груз». При
перевозке негабаритных грузов в темное время суток и в условиях
недостаточной видимости, кроме того, груз должен быть обозначен спереди -
фонарем или светоотражателем белого цвета, сзади - фонарем или
светоотражателем красного цвета. Перевозка крупногабаритных грузов и
движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом
или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и
изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по
длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с
грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства
более чем на 2 м осуществляется в соответствии со специальными
правилами.
Безопасность Безопасные негабаритные перевозки могут
обеспечиваться наличием в штате транспортной компании опытных
водителей-профессионалов с большим стажем работы, а также использованием
спецтехники для перевозки негабаритных грузов, тяжеловесных,
крупногабаритных и опасных грузов. Особенность перевозки
негабаритных грузов заключается в особом скоростном режиме. Скорость
движения транспортного средства во время перевозки негабаритного груза
не должна превышать 60 км/ч (по дорогам) и 15 км/ч (при движении по
мостам). Для соблюдения безопасности движения во время перевозки
негабаритных грузов водителю запрещается отклоняться от заданного
маршрута, превышать разрешенную (обозначенную в разрешении на перевозку
негабаритного груза) скорость движения, осуществлять движение в условиях
гололеда или при плохой видимости, обусловленной метеоусловиями (менее
100 м). В ходе перевозки негабаритных грузов запрещается
двигаться по обочине дороги, осуществлять остановку вне специально
обозначенных автостоянок, находящихся вне дороги. Перевозку
негабаритного груза следует немедленно прекратить, если возникла
неисправность автотранспортного средства или плохое крепление
перевозимого негабаритного груза, которое может являться угрозой
безопасности дорожного движения. Особенностью перевозки негабаритных
грузов также является техническое требование того, чтобы тормозная
система автопоезда управлялась педалью тормоза автомобиля-тягача. Кроме
того, полуприцеп ТС следует оборудовать исправным стояночным тормозом.
Также необходимо наличие специального устройства, гарантирующего
автоматическую остановку при разрыве магистралей, связывающих
автомобиль-тягач с полуприцепом. Автопоезд, предназначенный для
перевозки негабаритных грузов, должен быть оборудован как минимум
четырьмя противооткатными упорами. На кабине должно быть установлено как
минимум 2 внешних зеркала заднего вида (по обе стороны кабины).
На каждый автопоезд обязаны быть установлены специальные
опознавательные знаки «Автопоезд», «Длинномерное транспортное средство» и
«Крупногабаритный груз». Все автопоезда должны быть оснащены также и
проблесковыми маячками (цвета: оранжевый или желтый).
Перевозка лесоматериалов. Перевозимый с лесозаготови тельных
пунктов лес подразделяется на коротье (длина до 3 м) и длинномер (длина
3… 12 м и более) При этом длинномер может быть в виде деревьев с
кронами, хлыста (ствол, очищенный от сучьев) и бревен. Перевозка коротья
может осуществляться автомобилями с бортовой платформой. Для длинномера
при меняют автомобили-лесовозы и агрегатные лесовозные автомо били с
прицепным составом. На шасси агрегатных лесовозных автомобилей
устанавливаются различные механизмы и уст ройства с приводом от
двигателя автомобиля, предназначен ные для выполнения комплекса
лесозаготовительных работ (трелевки, погрузки, вывозки, разгрузки) или
части этих ра бот. Прицеп-роспуск агрегатных лесовозных автомобилей при
движении без груза перевозится на раме автомобиля. Укладка леса
производится на специальные лесовозные коники с верх ними увязочными
цепями. Соединение прицепа-роспуска с тя гачом осуществляется
посредством металлического дышла, а также крестообразной сцепки при
перевозке грузов длиной более 8,5 м. Крестообразная сцепка включает два
стальных каната (троса), которые одним концом соединяются с попереч ной
тяговой балкой тягача, другим — с тяговой балкой прице па-роспуска.
Степень натяжения тросов регулируется с помощью специальных муфт. При
движении на повороте тяго вые тросы заставляют двигаться тележку
прицепа-роспуска след в след с тягачом, улучшая таким образом
маневренность автопоезда. Рекомендации при перевозке леса
кругляка Лес кругляк, являющийся основной статьей доходов
лесного хозяйства, заготавливается и доставляется потребителю
разнообразным парком спецтехники, основой которой является лесовоз.
Отечественные лесовозы изготавливаются на базе полно приводных шасси
КамАз, Урал, КрАз, в небольшом количестве имеются лесовозы западного
производства. Современные лесовозы зачастую снабжаются гидравлическими
кранами манипуляторами, позволяющими облегчить погрузочно-разгрузочные
работы лесоматериала. При перевозке круглого леса лесозаготовитель
производит предварительную сортировку по сортименту. Лес кругляк и
пиловочник, как правило, более высокого качества, если на
заготовительном участке работает харвестер в связке с форвардером. За
рубежом в последнее время внедряется комбинированный агрегат харвардер,
следующее поколение специальной техники. Но все же лесовоз является
основным видом техники, как в России, так и за рубежом. Отличие
пробега лесовозов от форвардера, в большем транспортном плече, причем 50
процентов пробега автотранспорта не эффективно. Поскольку в лес
транспорт идет порожним. Примерно до 20% и более цены леса кругляка
составляют транспортные затраты именно на перевозку лесовозами. Проблема
не решаема в принципе, из-за отдаленного расположения
лесоперерабатывающих предприятий и пунктов заготовки леса.
Технологическая цепочка от участка заготовки до предприятия
лесопереработки может быть сокращена за счет внедрения прогрессивных
технологий и техники. Это требует дополнительных затрат на техническое
оснащение и обучение персонала. Так же требуют пересмотра и некоторые
нормативные документы. Технологическая линия от лесозаготовительной
площадки до участка лесопереработки включает в себя целый ряд
участников, и может быть существенно сокращена за счет установки на
лесовозах гидроманипуляторов. Нормативное противоречие состоит в том,
что водителю лесовоза, запрещается помогать крановщику при
погрузочно-разгрузочных работах кругляка и вообще находится в зоне работ
крана. Проблема решается обучением водителя второй специальности, с
получением удостоверения крановщика. Поскольку гидроманипулятор,
достаточно сложное и дорогостоящее устройство, обучение желательно
проводить в специализированной фирме. Утверждены
Минавтотрансом РСФСР 19.01.76 по согласованию с Госпланом РСФСР и
Госарбитражем РСФСР Раздел 17. ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК ЛЕСА И ПИЛОМАТЕРИАЛОВ § 1.
Настоящим разделом Правил предусматриваются условия перевозки леса и
пиломатериалов. § 2. В случаях перевозки леса и пиломатериалов на
неспециализированном подвижном составе он должен быть оборудован
специальными приспособлениями (кониками, шипами, гребенками
противоскольжения), предотвращающими возможность сдвигания леса и
пиломатериалов на кабину. За кабиной для защиты ее от ударов
устанавливается щит. Необходимые для оборудования подвижного
состава приспособления предоставляются и устанавливаются
грузоотправителем. По соглашению сторон оборудование автомобилей может
производиться автотранспортным предприятием или организацией за счет
грузоотправителя. § 3. При вывозе леса из лесозаготовительных и
других предприятий грузоотправитель обязан: - при наличии разной
длины пиломатериалов, леса и хлыстов производить сортировку отдельно по
длине; - обеспечить предварительное складирование леса у
автомобильных дорог, обеспечивая свободный проезд и маневрирование
автомобилей; - на погрузочных пунктах и всех пересечениях с
автомобильными лесовозными дорогами обеспечить подвешивание проводов,
электрических кабелей и т.п. на высоте не менее 4,5 м, а также свободное
маневрирование и разъезд лесовозов любой грузоподъемности. При
вывозе леса по лесовозным дорогам допускается максимальная ширина
лесовоза с грузом 3,2 м, а максимальная высота - 4 м. При перевозке леса
по дорогам общего пользования допускаются максимальные ширина и высота
лесовоза в соответствии с Правилами дорожного движения. § 4.
Погрузку и крепление леса и пиломатериалов на подвижном составе
осуществляет грузоотправитель, а выгрузку леса и пиломатериалов и снятие
креплений - грузополучатель. При погрузке и разгрузке леса и
пиломатериалов с помощью крана шоферу не разрешается находиться в кабине
автомобиля. Грузоотправителю (грузополучателю) запрещается перемещать
груз над кабиной автомобиля. § 5. Грузоотправитель обязан размещать
лес и пиломатериалы равномерно между кониками автомобиля и прицепного
состава. Комли должны быть выровнены. Высота груза на автомобиле не
должна превышать высоту груза на роспуске более чем на 100 мм при вывозе
сортаментов и на 300 мм при вывозе хлыстов. § 6. В случаях вывоза
леса и пиломатериалов на автомобилях с прицепами сцепку автомобиля и
прицепа должен производить грузоотправитель. Сцепщик может находиться
между звеньями автопоезда только с разрешения шофера. Контроль за
правильностью произведенной сцепки осуществляется шофером. § 7.
Прием к перевозке от грузоотправителя и сдача грузополучателю леса и
пиломатериалов осуществляют автотранспортные предприятия или организации
по объему, а при перевозке пакетным способом - по количеству мест. Для
производства расчетов грузоотправитель обязан определять расчетным путем
вес груза и наряду с объемом и количеством мест указывать его в товарно
- транспортных документах. Автотранспортное предприятие или организация
вправе проверить указанные данные.
Обязанности грузоотправителя и перевозчика. Грузоотправитель
обязан при предъявлении к перевозке скоропортящегося груза: -
предъявлять продовольственные грузы к перевозке только упакованные в
тару; - обеспечивать перед погрузкой требуемую температуру груза и
его качество в соответствии со стандартами или техническими условиями;
- проверять коммерческую пригодность поданного для погрузки подвижного
состава; - прикладывать к транспортным документам необходимые
разрешения, ветеринарные и карантинные сертификаты; - указывать в
ТТН предельную продолжительность транспортировки предъявленных грузов;
- проверять правильность загрузка Подвижного Состава и опломбировать
его. Перевозчик обязан подать под погрузку подвижной состав,
отвечающий санитарным требованиям, с соответствующей условиям перевозки
данного вида груза температурой внутри кузова. Установленная
температура должна поддерживаться в течение всей перевозки. При
перевозке скоропортящихся грузов норма среднесуточного пробега
устанавливается не менее 600 км, начиная с момента окончания погрузки и
оформления документов, указанного в товарно-транспортной накладной.
Перевозчик имеет право выборочно проверить качество предъявляемого к
перевозке скоропортящегося груза.
|