Необходимые для автоматизации производственных процессов в
предприятии программные продукты, представленные на современном рынке
программного обеспечения, можно объединить в три группы:
• программы и программные комплексы учетно-бухгалтерской ориентации;
• системы комплексной автоматизации работы предприятия;
• специальные программные продукты для транспортно-логистических и
экспедиторских компаний.
Крупные зарубежные транспортные и товарораспределительные компании
сегодня ориентируются на применение сложных интегрированных
информационных систем. На их разработке специализируются отдельные
фирмы. Устойчивость экономического положения, стабильность и единая
технология расчетов делают эти программные продукты тиражируемыми, что
существенно снижает их стоимость. В Западной Европе существуют фирмы,
разрабатывающие и специальное программное обеспечение для управления
транспортными компаниями. К сожалению, использовать сегодня в нашей
стране эти программы в большинстве случаев затруднительно из-за
несовместимости технологий учета и расчетов.
На отечественном рынке имеются разработки, подобные американским
бухгалтерским системам для малых и средних предприятий (например,
"Турбобухгалтер", "Инфобухгалтер", "1С Бухгалтерия" и др.), однако они
позволяют выполнять лишь часть операций типового характера и их полная
адаптация к нынешним условиям работы ТЛК достаточно сложна.
Все более широкое применение на транспорте в Германии и Бельгии,
например, находит технология дифференцированного экономического учета
работы транспортных средств с анализом производительности,
рентабельности и управлением использования путем ремонта, списания и
комбинирования маршрутов. Дифференцированный контроль на трассе с
помощью бортовых ЭВМ и электронный обмен данными позволяют существенно
увеличить оборот информации, отказаться от путевых документов и тем
самым экономить огромные суммы.
В Шотландии, Ирландии и Англии, а теперь и во всех странах ЕС
применяются электронные тахографы и бортовые вычислительные системы с
магнитными носителями информации, позволяющие автоматизировать учет
работы транспортного средства и водителей, оперативно контролировать
соблюдение режимов труда и отдыха. Кроме того, многие фирмы занимаются
разработкой и продажей специальных программ маршрутизации и калькуляции
себестоимости перевозок, оптимальной загрузки транспортных средств,
снабжения запасными , частями. С их помощью можно выполнять расчеты
протяженности маршрутов, времени их прохождения, остановок на
пограничных переходах и заправках.
Они также позволяют оперативно оценивать дорожные условия, расход
топлива на маршруте и разработку подробной легенды прохождения
маршрутов для водителей. Например, пакет MS Auto-Route Express
представляет собой электронный атлас Европы с базой данных о населенных
пунктах и дорогах, идентифицирующий и территорию России до р. Волги.
Он предназначен для планирования автомобильных и железнодорожных
маршрутов по европейской территории с визуальным представлением
результатов в виде схемы маршрута и легенды его прохождения.
Результаты планирования могут быть выведены на печать и записаны в
файл для дальнейшего использования. В легенде и на карте маршрута
записываются номера дорог по принятой в Европе классификации, места
остановок для отдыха и заправки топливом, а также населенные пункты,
пройденное расстояние и направление движения от каждого населенного
пункта на трассе маршрута. Система обладает развитым, современным
интерфейсом и имеет достаточно широкие возможности для настройки.
Имеется возможность редактирования таких эксплуатационных
характеристик, как скорость движения на дорогах, удельный расход
топлива, суточный режим движения и продолжительность простоев в
промежуточных пунктах. Нежелательные направления движения или отдельные
автодороги могут быть блокированы и исключены из рассмотрения при
планировании маршрута.
Новые задачи, связанные с внедрением логистических принципов в сфере
перевозок, требуют создания информационной инфраструктуры, позволяющей
организовывать, собирать и передавать информацию всем участникам
логистической сети. Это предполагает идентификацию и стандартизацию
источников информации, средств ее обработки и передачи. Ядром
интегрированной информационной системы является модуль
автоматизированной обработки товарно-транспортных документов.
Он в большой степени определяет эффективность всей интегрированной
информационной системы, поскольку максимально задействован в
повседневных бизнес-операциях. По оценкам зарубежных исследователей,
применение электронного обмена транспортными документами между фирмами
ежегодно возрастает на 30-40%. Все больше возникает
транспортно-экспедиционных компаний, стремящихся расширить рынок
транспортных услуг за счет возможностей электронной рекламы и
виртуальных способов организации фрахта.
Корпоративные информационные системы (КИС) относятся к
специализированному интегрированному финансовому и
организационно-экономическому программному обеспечению. Они достаточно
дороги, и их внедрение часто требует реорганизации фирмы, а потому
конфликтогенно. При принятии решения о комплексной автоматизации
управления компании на основе КИС необходимо учитывать многие
неформальные факторы, особенно социально-психологические. Кроме того,
зарубежные системы избыточны для условий России на 30-40% и не всегда
локализованы. Вообще проблема адаптации КИС для нынешних условий
хозяйствования в нашей стране достаточно серьезна, ибо их внедрение -
сложный процесс, обычно сопровождаемый реорганизацией производства и
кадровыми перестановками. Источник: http://www.transmap.ru/
|