Рынок грузоперевозок в России растет достаточно высокими темпами. В то
же время нельзя не отметить, насколько российский рынок транспортных
услуг отличается по своей структуре от большинства европейских и
азиатских. Это связано, в первую очередь, с историческими и
экономическими особенностями нашей страны.
Русский путь —
железный
В отличие от европейских стран, в России
наиболее распространены железнодорожные грузоперевозки. Это связано с
тем, что именно железные дороги на протяжении последних полутора сотен
лет были государственным приоритетом при развитии транспортной
инфраструктуры нашей обширной страны. Соответственно и развитие таких
маршрутов более отлажено и совершенно в техническом отношении. Такой
перекос нехарактерен ни для одной европейской страны, где основные
грузоперевозки осуществляются либо автотранспортом (более быстрый
вариант), либо морем (более экономичный вариант).
Наша
беда — дороги
В качестве несомненной тенденции следует
отметить рост объемов грузовых автоперевозок на рынке транспортных услуг
в России. Очевидно, что это произошло вследствие оживления экономики в
начале двухтысячных годов. Именно тогда российские перевозчики
переоценили достоинства автомобильного транспорта – его гибкость,
мобильность, надежность, срочность. Особого внимания заслуживает
критерий сохранности доставки грузов, ведь при трансфере товаров или
материалов, составляющих особую ценность, возможно предоставить
вооруженную охрану, отслеживать движение машин с помощью спутниковых
систем.
Если развитие автомобильного транспортного рынка России
сдерживало (и сдерживает) крайне неразвитая дорожная сеть, особенно за
Уралом, то когда возникла необходимость переброски грузов из Европы, где
с автодорогами проблем нет, транспорт стал набирать очки в свою пользу.
Сегодня многим предпринимателям, работающим на рынке грузоперевозок в
России, уже невыгодно отказываться от автоперевозок – наработаны
маршруты, связи, есть постоянные клиенты. Кроме того, автотранспорт –
это еще и сокращение времени доставки грузов, а значит высокая скорость
оборота средств.
Насколько быстрее автоперевозки по сравнению с
морскими и ж/д путями? Если рассматривать предложения, которые есть
сегодня на российском рынке транспортных услуг, то доставка
автотранспортом (включая неизбежные простои, таможенное оформление и
другие необходимые процедуры) происходит со скоростью 16 км/ч, по
железной дороге – 8 км/ч, морские грузоперевозки – 4 км/ч.
Свет
в конце тоннеля – только с частной стороны
Российский
рынок грузоперевозок ориентируется на европейский уровень обслуживания.
Чтобы обеспечить этот уровень транспортировок, государство должно
вкладывать деньги в инфраструктуру – реконструкцию, проектирование и
строительство дорог. Руководители автотранспортных компаний должны иметь
стимул для постоянного расширения и обновления автопарка.
Сегодня
на рынке транспортных услуг в России работает почти пять миллионов
единиц автотранспорта. С каждым годом эта цифра растет. Улучшается и
качество автомобилей, ведь на старых, грузовиках, несоответствующих
современным экологическим нормам в Европу попросту не пустят. Растет
конкуренция в этой области услуг, а значит, руководители транспортных
фирм вынуждены работать на перспективу, чтобы быть конкурентоспособными.
К
сожалению, состояние дорог в России улучшается очень медленно. Этот
фактор никак не зависит ни от конкурентной среды, ни от конъюнктуры.
Возможно, развитие торгового обмена со странами Европы выступит в роли
своеобразного стимула для государства, которое обратит наконец внимание
на необходимость развития внутренней дорожной сети. Расширение рынка
грузоперевозок влияет не только на экономику страны, но и может изменить
международный имидж государства в целом. Именно поэтому вложения из
бюджета в развитие перевозок посредством автомобильного транспорта будут
вполне обоснованы.
Источник: http://www.transmap.ru/
|