За последние пару десятков лет вместе с экономикой нашей страны
изменилась и структура грузопотоков. Если раньше весь трансфер
заказывался крупными государственными предприятиями (и даже целыми
отраслями) и отличался поражающим воображение масштабом, то появление в
экономике множества средних и мелких предприятий породило потребность в
ином наборе услуг по перевозке грузов. Так в России стал развиваться
рынок транспортно-экспедиторских услуг и экспресс-грузоперевозок.
Экспресс-грузоперевозки
отличаются, во-первых, довольно жесткими временными рамками: немалую
долю занимают грузы, которые необходимо доставить именно в день N, а не
N+1 или N-1. Во-вторых, экспедиторские грузоперевозки имеют серьезные
ограничения по весовым и габаритным показателям.
Зарождение
рынка транспортно-экспедиторских услуг
Пионерами этого
бизнеса в России были крупные международные транспортно-экспедиторские
компании. Сам отечественный рынок транспортно-экспедиторских услуг
появился благодаря двум факторам. Один из них – приватизация средств
производства, знаменитая «ваучеризация всей страны». Далеко не все
предприимчивые люди оказались владельцами «заводов, газет, пароходов»,
некоторые оформили право собственности на небольшие транспортные
предприятия с советской технической базой. Возникшие таким образом фирмы
охватили практически всю страну, покрывая потребности в доставке
импортных товаров. Сырьевой экспорт из страны, напротив, продолжал
осуществляется созданными внутри гигантских добывающих корпораций
транспортными подразделениями. Экономическим флагманам было выгоднее и
спокойнее наладить собственную подконтрольную систему грузоперевозок.
Экспресс-перевозки
– сложная задача
На сегодняшний день грузоперевозками у
нас в стране занимается примерно 4 тысячи транспортно-экспедиционных
компаний, в Москве базируется не меньше половины из них. Однако лишь 7%
логистических организаций обеспечивают экспедиторское сопровождение
груза. Остальные компании декларируют свою деятельность как «чистые
грузоперевозки» – принял-отвез-сдал. Число организаций, работающих в
качестве 3PL-провайдеров, то есть контролирующих процесс
экспресс-грузоперевозки, продумывающих маршрут, подбирающих виды
транспорта, обеспечивающих погрузку-разгрузку и, при необходимости,
консолидацию с временным хранением груза, не превышает двух десятков.
Для
работы в таком режиме экспедиторская компания должна иметь собственный
парк транспортных средств, быть готовой к перевозке любых грузов в
разнообразных условиях на любые расстояния и иметь сеть филиалов по всей
России, с помощью которых можно было бы осуществлять контроль над
перемещением и состоянием груза.
В основном
высококвалифицированные услуги по экспресс-доставке грузов оказывают
транспортно-экспедиционные компании Москвы, Санкт-Петербурга, в
региональных центрах и портовых городах.
Международные
транспортно-экспедиторские компании
На сегодняшний день
наиболее значимыми игроками на российском рынке
транспортно-экспедиторских услуг являются DHL (более 100 филиалов и 400
единиц транспортных средств), UPS, FedEx, TNT. Среди компаний
российского происхождения, работающих на сопоставимом уровне, можно
выделить Pony Express, «ЕМС Гарантпост», «СПСР-Экспресс». И, разумеется,
особое место на рынке транспортно-экспедиторских услуг занимает «Почта
России». Государственный статус предприятия дает «Почте России» ряд
преимуществ: например, она имеет право на ускоренное прохождение
таможенных процедур. Хотя эксперты полагают, что наиболее выгодные
клиенты – юридические лица – предпочитают обслуживаться в частных
международных транспортно-экспедиторских компаниях. Между тем,
структурные преобразования, на которые государство готово выделить около
2,5 миллиардов рублей, способны превратить «Почту России» в лидера в
области экспресс-грузоперевозки.
Источник: http://www.transmap.ru/
|