Основные временные показатели работы грузовых
автотранспортных средств.
Срок доставки грузов — период
времени, в течение которого груз перемещается из места отправления в
место назначения. Сроки доставки на различных видах транспорта
регулируются уставами, кодексами и другими нормативными актами.
В международных морских перевозках
сроки доставки, как правило, не устанавливаются. В чартерах может быть
оговорена обязанность перевозчика следовать в порт назначения со всей
возможной скоростью. Нарушение этого условия влечет ответственность
перевозчика. В сроки доставки включается также время, необходимое для
выполнения погрузочно-разгрузочных работ, вспомогательных операций. Груз
считается доставленным морским транспортом в место назначения с
момента извещения грузополучателя о готовности груза к выдаче.
На железных дорогах сроки доставки
устанавливаются с учетом:
- времени на операции по отправлению и прибытию
грузов;
- расстояния между станциями отправления и
назначения;
- скорости продвижения грузов, зависящей от
категории отправки (повагонная, маршрутная, мелкая отправка);
- времени на дополнительные операции
(переадресовка, перевалка).
При смешанных перевозках сроки
доставки определяются по совокупности сроков доставки, предусмотренных
нормативными актами для соответствующих видов транспорта.
Сроки доставки негабаритных грузов
определяются исходя из условий перевозки.
В случае задержки груза для
выполнения процедур таможенного оформления, ветеринарного досмотра
сроки доставки удлиняются на все время задержки. Груз, не выданный
грузополучателю по истечении определенного срока с момента его приема к
перевозке или с окончания срока доставки, считается утраченным. За
нарушение сроков доставки, происшедшее по вине перевозчика, последний
уплачивает грузовладельцу штраф, исчисляемый, как правило, в процентах
от провозной платы.
Время выполнения погрузочных работ —
складывается из продолжительности операций маневрирования, погрузки,
оформления товарно-транспортных документов и ожидания погрузки
транспортными средствами.
Время разгрузки — зависит от способа
выполнения разгрузочных работ, конструктивных особенностей
транспортного средства, организационных и других факторов.
Среднее время простоя под
погрузкой-разгрузкой на одну ездку — определяется делением общей
продолжительности простоя под погрузкой-разгрузкой на количество
выполненных ездок с грузом.
Среднесуточная продолжительность
пребывания транспортного средства в наряде — определяется делением
общего количества часов пребывания транспортных средств в наряде на
общее количество дней работы.
Время в наряде (автомобиле-часы в
наряде) — исчисляется с момента выезда автотранспортного средства из
гаража до его возвращения в гараж, за исключением времени на обед и
отдых водителя.
Время простоя (автомобиле-часы
простоя) — складывается из времени простоя под погрузкой-разгрузкой,
времени простоя на линии из-за технических неисправностей и по прочим
эксплуатационным причинам. Время простоя под погрузкой-разгрузкой
определяется по данным товарно-транспортной накладной. Время простоя на
линии из-за технических неисправностей и по прочим эксплуатационным
причинам устанавливается по записям в путевом листе.
Время в движении (автомобиле-часы
движения) — определяется как разница между временем в наряде и временем
простоя.
Коэффициент использования времени в
наряде — исчисляется для выявления резервов неиспользованного времени.
Во время пребывания автомобиля в наряде, помимо полезного времени
(нормативное время на пробег и погрузку-разгрузку), могут включаться
непроизводительные потери (простои из-за технических неисправностей, а
также в очередях в пунктах погрузки-разгрузки и др.).
Коэффициент использования времени
подвижного состава — соотношение времени нахождения подвижного состава в
движении, на промежуточных остановочных пунктах и времени его
эксплуатации. Характеризует степень использования подвижного состава во
времени.
Коэффициент использования парка
транспортных средств по времени — отношение отработанных
автомобиле-часов к числу автомобиле-часов пребывания в парке.
Скорость доставки грузов — зависит
от скорости движения автотранспортного средства и продолжительности
простоя под погрузкой-разгрузкой.
Средняя техническая скорость —
характеризует использование динамических свойств автомобильного
транспортного средства в данных дорожных условиях при движении между
пунктами погрузки и разгрузки.
Средняя коммерческая
(эксплуатационная) скорость — определяет величину пробега (пройденное
расстояние) за один час пребывания автотранспортного средства в наряде.
Оборот транспортного средства —
время полного цикла работы транспортного средства, измеряемое от одной
его погрузки до следующей погрузки в сутках и часах.
Основные показатели производительности транспортных средств.
Производительность грузового
автомобиля — количество перевезенного груза в тоннах за единицу
времени.
Производительность на один
автомобиле-тонна-час наряда — исчисляется делением количества
выполненных тонно-километров на количество автомобиле-тонно-часов
наряда.
Производительность на одну списочную
автомобиле-тонну — исчисляется делением количества выполненных
тонно-километров на количество списочных автомобиле-тонн. Также
исчисляется как произведение двух показателей: производительности на
один автомобиле-тонно-день работы и среднего числа дней работы на один
списочный автомобиль.
Производительность в тоннах —
исчисляется аналогично, изменяется лишь числитель, представляющий собой
общее количество перевезенных тонн груза за отчетный период.
Часовая производительность —
производительность, отнесенная к одному часу работы автомобиля.
Основные показатели, связанные с
пробегом.
Число ездок с грузом — определяется
путем подсчета числа пробегов с грузом между начальным пунктом погрузки
и конечным пунктом разгрузки. Частичная разгрузка в промежуточных
пунктах считается заездами.
Общий пробег — определяется как
разница между показаниями спидометра автотранспортного средства при
возвращении в гараж и при выезде на линию.
Пробег с грузом — рассчитывается
суммированием пробега по каждой ездке с грузом на основе данных
товарно-транспортных накладных.
Среднесуточный пробег — определяется
делением общего пробега транспортных средств на количество дней работы.
Средняя дальность ездки —
характеризует среднюю величину пробега автотранспортного средства с
грузом, приходящуюся на каждую выполненную ездку.
Среднее расстояние перевозки одной
тонны груза — определяется отношением суммарного грузооборота к
количеству перевезенного груза за этот период;
Средняя дальность перевозок —
определяется делением грузооборота в тонно-километрах на количество
перевезенных тонн.
Коэффициент использования пробега —
относительный показатель для оценки использования общего пробега,
представляющий собой отношение пробега транспортного средства с грузом к
общему пробегу.
Коэффициент порожнего пробега
подвижного состава — характеризует величину порожнего пробега.
Коэффициент зависит от следующих факторов:
- особенности работы и использования транспортных
средств;
- специализация транспортных средств;
- месторасположение пунктов производства и
потребления, сырьевых источников и пунктов переработки продукции.
На железнодорожном транспорте этот показатель
применяется только для грузовых вагонов, как в целом, так и по родам
вагонов; исчисляется отношением порожнего пробега к общему и отдельно к
груженому пробегу. На автомобильном транспорте определяется как
отношение величины пробега автомобиля без груза к величине общего
пробега автомобилей. На морском транспорте учитываются балластные
пробеги (переходы), которые морские транспортные суда проходят без
груза.
Основные показатели работы
транспортных средств на линии.
Маршрут движения — путь следования
транспортного средства при выполнении перевозки между начальным и
конечным пунктами.
Длина маршрута — расстояние между
начальным и конечным пунктами.
Время работы автотранспортного
средства на маршруте — равняется времени в наряде, за исключением
времени нулевых пробегов транспортного средства в начале смены до
первого пункта погрузки и от последнего пункта разгрузки до
транспортного предприятия в конце смены.
Оборот автомобиля — законченный цикл
движения автотранспортного средства с возвращением в начальный пункт
маршрута. Длина оборота и время оборота характеризуют работу
автотранспортных средств на маршруте.
Интервал движения — это промежуток
времени между прохождением любого пункта маршрута двумя следующими друг
за другом автотранспортными средствами.
Виды маршрутов движения.
Маятниковый — маршрут, на котором
путь следования транспортного средства в прямом и обратном направлениях
лежит на одной и той же трассе. Прямое (обратное) направление —
направление, по которому следует больший (меньший) грузопоток;
Кольцевой — путь следования
транспортного средства по замкнутому контуру, соединяющему несколько
пунктов погрузки-разгрузки. В кольцевом маршруте начальный пункт
является конечным;
Комбинированный — сочетание
нескольких маршрутов движения транспортного средства, в ходе которых за
один оборот может быть совершено несколько ездок.
Маятниковые маршруты:
- с обратным порожним пробегом — на маршруте
имеется один погрузочный и один разгрузочный пункт (простой маятниковый
маршрут);
- с полным использованием пробега — на каждом
грузовом пункте маршрута транспортные средства после разгрузки
перемещаются на этом же пункте под погрузку другим грузом;
- с неполным использованием пробега (в прямом,
обратном или обоих направлениях) — на маршруте имеется по одному пункту
погрузки и разгрузки, а также один совмещенный пункт, где осуществляется
погрузка (разгрузка).
Кольцевые маршруты:
- развозочный — маршрут, на котором загруженное
транспортное средство развозит груз по нескольким пунктам назначения и
постепенно разгружается;
- сборный — маршрут, на котором транспортное
средство последовательно проходит несколько погрузочных пунктов,
постепенно загружается и завозит груз в один пункт разгрузки;
- сборно-развозочный — маршрут, на котором
одновременно развозится один груз и собирается другой.
Общие показатели транспортировки.
Объем транспортной работы
(грузооборот) в тонно-километрах — рассчитывается суммированием
выполненных тонно-километров по всем ездкам, полученных путем умножения
веса перевезенного груза на расстояние перевозки (пробег с грузом) по
каждой ездке.
Трудоемкость перевозок —
представляет собой количество затраченного труда всех категорий
работников (водители, рабочие погрузочно-разгрузочных пунктов, ремонтные
рабочие, административно-управленческий и обслуживающий персонал) на
единицу выполненной транспортной работы за определенный период (как
правило, за год); измеряется в человеко-часах на 100 т-км.
Количество перевезенного груза в
тоннах — определяется по товарно-транспортным накладным суммированием
количества груза, доставленного в пункты назначения.
Рабочий парк подвижного состава —
исправный и годный к эксплуатации парк автотранспортных средств
(тягачей и прицепов), которыми можно осуществлять перевозки.
Коэффициент использования парка
автотранспортных средств — показатель, характеризующий степень
использования парка автотранспортных средств за календарный период.
Определяется как отношение величины автомобиле-дней в работе к величине
автомобиле-дней в хозяйстве.
Коэффициент использования парка
транспортных средств по выпуску — исчисляется отношением количества
транспортных средств, находящихся в движении (на линии, в рейсе), к
числу транспортных средств в наличии.
Коэффициент технической готовности —
отношение количества автомобиле-дней нахождения подвижного состава в
технически исправном состоянии к общему количеству автомобиле-дней.
Коэффициент выпуска — показатель,
характеризующий выпуск подвижного состава на линию.
Коэффициент неравномерности
перевозки — оценивает изменение объема перевозок в тоннах по времени,
т. е. по кварталам, месяцам, неделям, суткам и часам. По данным сайта http://www.transportall.ru
|