Как правило, в каждой организации есть арендованные, взятые в лизинг
или собственные транспортные средства. Производственную
направленностьзатрат служебного автомобиля подтверждает путевойлист вне
зависимости от того, является ли организация автотранспортной или нет.
Если документ заполнен не надлежащим образом, это может привести к
спорам с налоговыми органами и значительным доначислениям. Сразустоит
оговорить, что путевой лист оформляет не один бухгалтер. Ответственным
за путевой лист должен быть и водитель. Также его заполняют: механик и
диспетчер-нарядчик. Самое трудное для бухгалтера - добиться от всех
ответственных лиц правильного заполнения путевого листа.
Чтобы избежать возможных ошибок, которые впоследствии могут вызвать
претензии со стороны налоговых органов, рассмотрим самые
распространенные из них.
Обращаем внимание, что наличие в унифицированных формах незаполненных
реквизитов не допускается.
Ошибка 1. Отсутствуют подписи и расшифровки ответственных лиц,
в частности водителя. Помните, что ответственность за достоверность,
правильность оформления, а также за своевременное и надлежащее
составление первичных учетных документов несут лица, их создавшие и
подписавшие.
Ошибка 2. Не указано время возвращения. Отсутствие данных в
графе говорит о том, что водитель
закончил служебную поездку, а автомобиль в надлежащее время не вернул.
В путевом листе время выезда и возвращения нужно фиксировать
обязательно. Время выезда и возвращения имеет непосредственную связь с
подтверждением продолжительности работы водителя.
Можно определить, где водитель находился в то или иное время, сколько
ушло времени на дорогу. Поэтому без этих данных в путевом листе не
обойтись. Если время не проставлено, то возникнет расхождение между
данными лицевой стороны путевого листа и оборотной.
Ошибка 3. Данные о выданном бензине не указаны. Отдельный
раздел путевого листа предназначен для учета движения горючего. В нем
указывается, сколько литров бензина было в баке при выезде и
возвращении, сколько было заправлено и израсходовано во время поездки.
Если водителю выдается бензин по заправочному листу, то в графе должно
отражаться количество бензина. Если выдача бензина не предусматривается,
то водитель приобретает его за подотчетные деньги. Чек, который он
получил на АЗС, прикрепляется к авансовому отчету.
Ошибка 4. В графе «Расход: по норме» не проставлен норматив
расхода топлива автомобиля. Несмотря на то, что речь о каком-либо
лимите затрат на топливо не идет, налогоплательщикам все же лучше
использовать нормативы.
Ошибка 5. Строки в графах «Место отправления и назначения»
заполнены не верно, т.к. указаны лишь названия организаций. Здесь надо
детально указать город, улицу, название организации. Пункты назначения
по маршрутам следования позволяют обосновать производственный характер
поездки и подтвердить показания счетчика. Причем надо избегать общих
слов в документе. В частности, в него не следует вносить нераскрытые
маршруты: «по городу», «по району», «по области». Ведь из них нельзя
понять, обоснованно списан бензин или нет. В путевом листе либо
приложении к нему необходимо отдельно расшифровывать каждую поездку.
Ошибка 6. Не указан километраж. Необходимо отражать пройденный
километраж для каждого пункта назначения. Это можно сделать по
показаниям спидометра.
Ошибка 7. Не указан номер лицензионной карточки при выполнении
перевозок в междугороднем сообщении.
Ошибка 8. В строке «Автомобиль» не указ гаражный номер
автомобиля, что осложняет автоматизированный учет его работы.
Ошибка 9. В соответствующих строках медицинский работник
подписью и личным штампом не удостоверил возможность допуска водителя по
< здоровья к управлению автомобилем.
При выполнении перевозок для собственных нужд перед выездом в рейс
проводится не медицинское освидетельствование водителя, а контроль на
предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии,
вызванном употреблением наркотических средств, психотропных,
токсических или других одурманивающих веществ, который осуществляется в
упрощенном порядке.
Приказом руководителя назначается работник, ответственный за проведение
приборного контроля опьянения. Для проведения приборного контроля
используются специальные приборы и экспресс-пластины, которые должны
соответствовать положениям технических нормативных правовых актов.
Контроль обязателен перед началом рабочей смены водителей, но также
может проводиться во время смены и после ее окончания. При отказе от
прохождения приборного контроля опьянения водитель может быть отстранен
от работы. На основании показаний приборов и экспресс-пластин в
путевой лист вносится дата осуществления контроля, скрепленная jличной
подписью работника, проводившего контроль, и ставится штамп «допущен к
работе».
При несогласии с результатами приборного контроля водитель
направляется на предрейсовое медицинское обследование.
Также следует помнить, что до выезда автомобиля на линию обязательно
проводится контроль технического состояния транспортного средства.
Прибывающие с линии и выпускаемые на линию автотранспортные средства
проверяют водитель и лицо, ответственное за исправное состояние и
безопасную эксплуатацию транспортных средств (работник предприятия,
имеющий необходимую квалификацию). Так, согласно Квалификационному
справочнику «Должности служащих, занятых на автомобильном транспорте»,
утвержденному постановлением Министерства труда и социальнойзашиты
Республики Беларусь от 5 ноября 2002г. № 142 должность механика
автомобильной колонны(гаража, автотранспортной организации) предполагает
наличие высшего технического образования и стажаработы по специальности
на автомобильном: не менее трех лет или среднего специального
образования и стажа работы по специальности на автомобильном транспорте
не менее пяти лет.
В нижней части путевого листа в строке «Механик;(подпись, штамп)»
своей подписью или личным штампом механик организации удостоверяет, что
5автомобиль технически исправен и выезд разрешен, подтверждает
соответствие фактического спидометра показанию, перенесенному
диспетчером в данный путевой лист из предыдущего (часть вторая п. 2.2.3
Инструкции по изготовлению, учету, заполнению и обработке путевых
листов грузовогоавтомобиля, утвержденной постановлением Министерства
финансов Республики Беларусь от 12000 г. №31).
Часто задаваемым вопросом является вопрос о том, как оформить путевой
лист при обслуживании в течениеодного дня нескольких заказов. Такие
перевозки можно оформить несколькими путевыми листами. При этом один
путевой лист заполняется полностью, на остальных листах заполняется
только талон заказчика.
Перечисленные выше ошибки в документе исправимы. Порядок исправлений в
путевых листах определен Законом Республики Беларусь от 18 октября 1994
г. №3321-ХII«О бухгалтерском учете и отчетности». Изменения в первичных
учетных документах должны подтверждены подписями соответствующих лиц и
датами исправлений. Исправление ошибочных записей осуществляется
методами, позволяющими установить дату, основание исправления и лицо,
его осуществившее. Исправление производится следующимобразом:
зачеркиваем тонкой чертой неправильные суммы, текст и надписи, над
зачеркнутым исправленным текстом пишем верное значение или таким
образом, чтобы можно было прочитать зачеркнутое. Лицом, осуществившим
исправление, производится запись «Исправлено» с указанием даты,
основания поправки, фамилии и инициалов лица, ее осуществившего.
Например, исправления в путевом листе показаний счетчика пройденного
пути на конец рабочего дня нужно подтвердить подписями соответствующих
должностных лиц: водителя и механика (или иного уполномоченного лица).
Также следует отметить, что журнал учета путевых листов обязаны вести
все организации, использующие транспорт в своей деятельности, т.к. пока
водитель не расписался в сдаче одного путевого, он не может получить
следующий.
Изменениязаконодательствавобластиавтомобильныхперевозокв2011
году
С пяти до десяти лет увеличен срок, на который выдается лицензия, для
тех видов услуг, которые продолжают оставаться лицензируемыми. С 1
января 2011 г. не нужно получать лицензию для выполнения:
-
внутриреспубликанских перевозок грузов всех видов (не предусмотрены
среди услуг, оставляющих
лицензируемый вид деятельности в области автомобильного транспорта); -
внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров для
собственных нужд;
-
международных автомобильных перевозок грузов с использованием
автомобиля, предназначенного
для перевозки грузов, разрешенный максимальный вес которого, включая
вес прицепа (полуприцепа),не превышает 3,5 т (часть вторая п. 120
Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного
Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450).
Изменениям подвергся и перечень грубых нарушений законодательства о
лицензировании, лицензионных требований и условий. Использование
транспортного средства, оформленного в соответствии с определенными
требованиями к оформлению автомобилей-такси, для нужд, не связанных с
осуществлением лицензируемой деятельности, будет относиться к грубым
нарушениям, если в установленном порядке не будет оформлен путевой
лист.
Также не повлечет аннулирования лицензии систематическое
непредставление в предусмотренный срок государственной статистической
отчетности, которое сейчас относится к грубым нарушениям.
Производственно-практическое издание Транспорт/ сост. Е.В. Гриценко. -
Минск: КапиталМедиаГрупп, 2011 По данным сайта http://logists.by
|