В соответствии с нормативно-технической
документацией тара (упаковка) определяется как средство или комплекс
средств, обеспечивающих защиту продукции и окружающей среды от
повреждений и потерь и облегчающих процесс обращения товаров. Все о
транспортной таре читайте в данной статье.
Под процессом обращения понимают транспортировку, складирование,
хранение и реализацию товарной продукции. Тара (упаковка) может быть
классифицирована по различным критериям: назначению, материалу, составу,
конструкции, технологии производства. В свою очередь по функциональному
назначению тару можно подразделить на производственную, транспортную,
потребительскую, специальную (консервирующую).
С точки зрения складской технологии интерес представляет "транспортная
тара" – самостоятельная транспортная единица, предназначенная для
перевозки, комплектации, складирования и хранения продукции.
Транспортная тара может рассматриваться как одна из разновидностей
складского оборудования; она обеспечивает необходимую защиту главным
образом от механических повреждений при транспортировке и хранении
упакованного груза. По конструкции она бывает жесткой, т. е. сохраняющей
форму, или мягкой. К транспортной таре также относятся выполненные из
различных материалов ящики, контейнеры, поддоны, бочки, барабаны, фляги,
мешки и др. Отметим, что на организацию логистического процесса большое
влияние оказывает и материал, из которого изготовлена тара (стекло,
дерево, металл, полимер, бумага, картон и т. д.). В складском хозяйстве
больше распространена жесткая тара. Она может классифицироваться разными
способами, но наиболее широко применяют ящики (коробки), контейнеры и
поддоны.
Ящик – это жесткая или полужесткая тара, имеющая, как
правило, форму параллелепипеда, с крышкой или без нее, изготовленная из
дерева, металла, пластмассы, картона и т. п. Габаритные размеры ящиков
унифицированы. В частности, согласно существующему ГОСТ 14861–91 типы и
исполнение производственной металлической и деревянно-металлической тары
должны соответствовать параметрам, перечисленным ниже.
Основные параметры и размеры тары в мм исполнений 1...4 должны
соответствовать указанным на рисунке и в таблице.
По определению Международной организации по стандартизации (ISO), грузовойконтейнер – это элемент транспортного оборудования,
многократно используемый на одном или нескольких видах транспорта,
предназначенный для перевозки и временного хранения грузов,
оборудованный приспособлениями для механизированной установки и снятия
его с транспортных средств, имеющий постоянную техническую
характеристику и вместимость не менее 1 м3. Контейнеры, пригодные для
затаривания продукции разных типов, называются универсальными, а
контейнеры, предназначенные для затаривания продукции одного типа или
одного наименования, – специальными. Главное в контейнере независимо от
его конструкции, материала и назначения – это унификация габаритных
размеров, позволяющая стандартизировать их перевозку и складирование.
Уже упомянутая организация ISO выпустила рекомендации по унификации
размеров контейнеров. Так, для крупнотоннажных контейнеров является
обязательным, чтобы их ширина и высота были одинаковыми и составляли
2438 мм.
Длина наибольшего контейнера должна равняться 12 192 мм, а для меньших
контейнеров предусмотрена кратность, равная 0,75, 0,5 и 0,25 длины этого
наибольшего контейнера. Унифицируются также размеры дверного проема и
фитинги для закрепления строп и для крепления контейнеров к
транспортному средству и друг с другом.
В соответствии с ГОСТ 18477–79 (СТ СЭВ 772–83) основные параметры
универсальных контейнеров должны соответствовать указанным ниже.
Поддоны (паллеты) – горизонтальная
площадка (настил), приспособленная для погрузочно-разгрузочных работ с
помощью вилочного погрузчика (вилочной тележки). Как и грузовые
универсальные контейнеры, поддоны являются многооборотной тарой.
Различают двухзаходные поддоны, обеспечивающие возможность вилочного
подхвата с двух противоположных сторон, и четырехзаходные с возможностью
вилочного подхвата со всех сторон. Поддоны бывают плоские, стоечные,
ящичные; однонастильные, двухнастильные; разборные, неразборные;
деревянные, пластмассовые, металлические, комбинированные.
Для плоских поддонов унификация тары по типоразмерам базируется на
модульной системе, в которой за основу берется площадь плоских поддонов,
составляющая для стран – членов ИСО 1200х800, 1000х800 и 1200х1000 мм.
Принцип создания унифицированных размеров состоит в том, что площадь
поддона делится на сетку кратных поддону размеров, определяющих наружные
и внутренние размеры транспортной тары. В соответствии с ГОСТ 9078–84
(СТ СЭВ 317–76) основные параметры и размеры поддонов представлены в
таблице.
Характер груза и тара, в которой он хранится, определяют набор техники
для проведения погрузочных операций и весь технологический процесс
складской обработки. В настоящее время особенно популярной стала
унифицированная тара. Ее использование сокращает трудоемкость
погрузочно-разгрузочных работ, повышает качество хранения, эффективность
поиска и, что главное, позволяет достичь высокого уровня механизации и
автоматизации.
Унифицированная тара в зависимости от назначения может быть
разнообразной, но современные системы стеллажного складирования во все
более широких масштабах ориентируются на применение плоских поддонов или
контейнеров, созданных на их основе. В свою очередь при производстве
контейнеров и поддонов в последние годы весьма успешно развивается такое
направление, как замена традиционных материалов – дерева и металла на
пластмассу.
Применение пластмассы имеет ряд преимуществ перед деревом: такая тара
существенно легче, обладает высокой прочностью и хорошим сопротивлением
динамическим нагрузкам, не требует систематического ремонта, легко
очищается, надежно предохраняет продукцию от внешних воздействий, у нее
красивый внешний вид и более продолжительный срок службы. Пластмассовая
тара рассчитана на работу в широком интервале температур – от –20 до +
80 °С, устойчива к большинству химикатов, кислотам и топливно-смазочным
материалам. Ее можно выполнять в антистатическом варианте. Пластмассовая
тара легко штабелируется в несколько ярусов, занимая при складировании
минимальную площадь.
Особый интерес представляют полимерные контейнеры,
изготовленные на базе поддонов из пластмассы или дерева, поскольку они
обеспечивают полную сохранность перевозимой продукции (имеется
возможность их пломбирования).
Контейнерная система POLYBOX® – многооборотная транспортная и
внутрицеховая тара
Дно, стенки, крышку контейнера изготавливают из ударопрочного
полимерного материала, затрудняющего доступ к перевозимой продукции, они
могут быть выполнены в любой цветовой гамме. На контейнер также может
быть нанесена информация служебного, рекламного характера. При перевозке
и хранении в порожнем состоянии эта тара занимает небольшой объем. Для
удобства выемки продукции стенки контейнера могут выполняться с боковым
клапаном и зависимости от назначения разной толщины по требованиям
заказчика. Тару отличает повышенная влагостойкость и возможность
штабелирования в 1...4 яруса без дополнительных стеллажей и прокладок.
Основные способы изготовления пластмассовой тары – литье под давлением,
термоформование, ротационное формование, штамповка и прессование с
применением сварки – определяют такие ее преимущества, как возможность
варьировать форму и конструкцию, что обеспечивает более рациональное
затаривание продукции. Кроме того, пластмассовая тара более экологична –
ее изготовление предполагает возможность вторичной переработки и
использование бытовых и промышленных отходов.
Основной недостаток пластмассовых контейнеров и паллет – их несколько
более высокая стоимость по сравнению с тарой, изготовленной из
традиционных материалов. Так, полимерный контейнер POLYBOX® производства
российской Холдинговой компании SEDON (длина и ширина 1200х800 мм,
высота 800 мм) стоит 45 USD, POLYBOX® с полимерной паллетой – 63...68
USD, POLYBOX® c деревянной паллетой – 53 USD.
www.sitmag.ru
|