К железнодорожным подъездным путям относят пути,
предназначенные для обслуживания отдельных предприятий, организаций,
учреждений. Они связаны с общей сетью железных дорог России непрерывной
рельсовой колеей. Подъездной путь представляет собой железнодорожный
комплекс, состоящий из путевого хозяйства, складских устройств,
погрузочно-разгрузочных механизмов, приборов для взвешивания подвижного
состава, дозировочных устройств, устройств сигнализации и связи, т.е.
всего, что связано с погрузкой, выгрузкой и маневровой работой. Согласно Уставу железных дорог (ст. 55) подъездной путь должен
обеспечивать в соответствии с объемом перевозок бесперебойную погрузку и
выгрузку, маневровую работу и рациональное использование вагонов и
локомотивов. Подъездные пути на железной дороге играют большую роль: на них
начинается и завершается процесс перевозки, а также выполняется основная
часть грузовых операций (90% погрузки и 77% выгрузки). В России имеется около 23 тыс.
железнодорожных подъездных путей, их протяженность в 1996 г. составляла
120,8 тыс. км, из которых свыше 70 тыс. км имеют нормальную ширину
колеи. Около 5 тыс. станций имеют примыкания подъездного пути. Основная
часть подъездных путей принадлежит МПС. Однако предприятия
металлургической, химической и лесной промышленности имеют подъездные
пути, соответствующие характеру работ, выполняемых на этих предприятиях. По характеру выполняемых работ подъездные пути подразделяются на имеющие
и не имеющие технологические перевозки. К первым относятся такие, на которых перевозки связаны не только с
производством продукции данного предприятия (металлургическая и
химическая и др.), но и с выполнением на них различных операций по
отправлению продукции потребителям. Подъездные пути, не имеющие технологических перевозок, находятся, как
правило, в ведении железных дорог, но обслуживают только данное
предприятие по отправке продукции потребителю. Содержат такие
подъездные пути железные дороги по общим сметам в плановом порядке.
Предприятия, пользующиеся ими, своими средствами должны обеспечивать
чистоту и порядок. Однако некоторые отрасли промышленности (металлургическая,
машиностроительная) имеют развитую сеть рельсовых путей, по которым
осуществляются внутризаводские перевозки, связанные с производственным
процессом. Например, от ритмичной работы внутризаводского транспорта на
металлургических заводах целиком зависит нормальная работа смежных
цехов по выплавке чугуна, стали и т.п. Имеются подъездные железнодорожные пути и снабженческо-сбытовые базы и
склады системы материально-технического снабжения. На этих подъездных
путях производят операции по приемке различных видов груза, погрузке и
отправлению продукции потребителям. Объем работы подъездных путей характеризуется вагонооборотом и
грузооборотом. Вагонооборот — это сумма вагонов, поступивших на
подъездной путь и убывших с него за определенный отчетный период
(сутки, декаду, месяц). Грузооборот — это сумма вагонов,
погруженных и выгруженных на подъездном пути за отчетный период времени
(сутки, месяцы). Среднесуточный грузооборот — сумма погруженных и
выгруженных вагонов в течение года, деленная на число дней в году. По характеру работы подъездные пути могут быть: погрузочные;
выгрузочные; погрузочно-разгрузочные. В зависимости от расположения отдельных станций соединительных путей
между ними схемы путевого развития транспорта промышленных предприятий
можно подразделить на тупиковые, проходные и петлевые. Каждая из этих
схем имеет свои достоинства и недостатки. Так, тупиковая схема применяется для предприятий с
небольшим грузооборотом. К достоинствам этой схемы относятся короткие
пробеги вагонов, небольшое путевое развитие и возможность расположения
цехов и складов несколькими трассами с разными отметками. К недостаткам
схемы следует отнести большую загрузку горловины. Проходные схемы применяются для предприятий с большим
грузооборотом, поступающим с двух направлений. При такой схеме
уменьшается «перепробег» вагонов, если сырье поступает с одной стороны, а
продукция имеет выход в другую сторону. На ней упрощается развязка
горловины, но требуется устройство двух станций. Петлевая схема применяется для предприятий с большим
грузооборотом, поступающим преимущественно с одного направления. К
достоинствам схемы относятся поточность и простота, отсутствие
встречных пересечений в горловине станции. К недостаткам этой схемы
относятся перепробеги вагонов. Кроме того, такие схемы требуют большой
площади. Существуют различные по грузообороту подъездные пути. Маломощные
подъездные пути не создают условий для организации четкой и эффективной
их работы, а также наблюдается слабое использование маневровых средств и
погрузочно-разгрузочных механизмов. Взаимоотношения железной дороги с предприятием, имеющим подъездной
путь, регулирует договор на его эксплуатацию или на подачу и уборку
вагонов. Фронты погрузки и разгрузки различают: - точечные — погрузочно-разгрузочные операции с одним
вагоном;
- сплошные — погрузочно-разгрузочные устройства
расположены в одном месте, но операции грузовые можно выполнять с
несколькими вагонами;
- многоточечные — грузовые операции производят в каждой
точке с одним вагоном.
В практике планирования и организации грузовых перевозок на
железнодорожных подъездных путях большое значение имеет правильное
определение длины погрузочно-выгрузочного фронта подъездного пути.
|